Андрей Кулаков: проблема влияния российской пропаганды в Украине не решена

1828

1447749203_kulakovВ столице Грузии Тбилиси состоялись очередные Гражданские слушания на тему – «Риски и угрозы распространения российской пропаганды». От Украины выступил директор программ «Интерньюс-Украина» Андрей Кулаков, от Азербайджана – независимый журналист Магеррам Зейналов, от Грузии – журналист Наталия Антелава. Мероприятие прошло в рамках программы «Символический Кавказский Суд по Правам Человека и Гражданские слушания на службе демократии Кавказских стран» при поддержке Национального Фонда Содействия Демократии (National Endowment for Democracy – NED). Организатор – Кавказский центр гражданских слушаний (Грузия).

Предлагаем выступление Андрея Кулакова полностью:

В марте 2015 г. группа аналитиков из Беларуси, Молдовы, Украины, Армении, Грузии, Азербайджана и Словакии провела пилотный мониторинг российской пропаганды. В качестве объекта исследования были выбраны 6 российских телеканалов («Первый канал», «Россия 1», «НТВ», Russia Today, «Дождь», РБК), а также русскоязычная версия Euronews и Первый балтийский канал и их информационные программы в марте-апреле 2015 г. Данная инициатива выявила некоторые особенности российской пропагандистской машины. Основные цели российской пропаганды в указанный период– это дискредитация Украины после Майдана как несостоятельного государства, осуждение США за нарушение норм в международных отношениях, представление Евросоюза как орудия в руках Вашингтона, а также оспаривание европейских ценностей как противоречащих гуманизму, духовности и здравому смыслу. В этом российские СМИ часто прибегают к интенсивному использованию «языка вражды/ненависти», агрессивной риторике. Его элементами изобилуют практически все новостные и политические передачи ведущих российских телеканалов, причем звучат они из уст как интервьюируемых, героев, гостей этих передач, так и ведущих, репортеров. Образы «внешнего врага» России дополняются «внутренними», т.н. «пятой колонной»: либеральная оппозиция, правозащитники, представители оппозиционных СМИ.

Суть сообщений о России сводится, в основном, к тому, что «она не участвует в украинском конфликте, не является его стороной, а стремится примирить воюющие стороны». Европа и США, пользуясь конфликтом, пытаются «выкрутить ей руки», но Россия «встала с колен» вернула исконно русскую землю – Крым, и всем стало ясно, что она – великая держава. Воссоединение с Крымом изменило и саму Россию: народ избавился от комплекса неполноценности, обрел смысл гражданственности, почувствовал мощь и величие своей страны. Владимир Путин – крупнейший политический деятель современности. Это вынуждены признавать все, в том числе недруги России.

Об Украине говорится, что «она – искусственное образование. Единственная формула ее выживания – быть частью «русского мира», за исключением, возможно, нескольких западных областей, на которые в свою очередь могут заявить обоснованные претензии Польша, Венгрия и Румыния. В стране произошел инспирированный Западом (прежде всего США) фашистский путч и к власти пришли нацисты, хунта. Страна используется как поле битвы с Россией и существует в режиме внешнего управления. У Украины нет будущего как государства, она раздавлена в политическом и военном смысле, ее экономика разрушена. Страна не способна осуществить декларированные реформы.

Главными чертами предлагаемого аудитории образа Запада «являются цинизм, бездуховность, алчность, создающие почву для реализации амбиций США достичь мирового господства. Евросоюз является «марионеткой американцев», хотя среди его членов усиливаются расхождения и симпатии в отношении Москвы. Задачей Вашингтона является недопущение сближения Европы и России, а в конечном итоге развал последней, как единственной реальной силы, препятствующей его планам. Украинские события спровоцированы Западом, и прежде всего США.

Так называемые самопровозглашенные ЛНР, ДНР (и Новороссия) представляются как «реалии настоящего времени, именно они, а не Россия являются стороной конфликта. Украина должна смириться с данностью, иначе ополченцы дойдут до Киева. ЛНР и ДНР выполняют все условия минских соглашений, но готовы к отпору любой агрессии. Для них возврата к прошлому нет. Донецк и Луганск идут по пути Крыма и победят.

Естественно, что тематическая составляющая медиа-контента со временем изменяется в соответствии с внешнеполитическим вектором Кремля. К примеру, мы можем наблюдать волнообразные скачки агрессивной риторики относительно Украины: в определенные периоды агрессия и негативные оценки украинской государственности достигают пика, а в некоторые периоды агрессия стихает, и украинские власти описываются не как «бунтари» и «хунта», а как «партнеры». Также заметна разная интенсивность употребления термина «Новороссия» вплоть до полного его изъятия из медиа-языка. Кроме того, мы можем наблюдать практически исчезновение украинской тематики из медиа-повестки российских каналов с началом сирийской кампании России. Однако основные механизмы и инструменты медиа-пропаганды остаются неизменными с небольшой долей вариативности.

Упомянутый выше отчет группы аналитиков отмечает, что единообразие посылов на все актуальные темы обеспечивается четкой запрограммированностью ведущих и репортеров, работающих на телеканалах, которые используются в качестве инструментов пропаганды, а также опрашиваемых простых граждан, экспертов и гостей студии. При этом, кроме неотделения фактов от комментариев, несоблюдения баланса мнений используются следующие инструменты: откровенная ложь и искажение фактов, терпимость к «выгодной» лжи, умалчивание, выборочное освещение, провокация, массированное вбрасывание шокирующих версий, надуманные ассоциации, приучение к неприемлемым ранее мыслям и выводам, дискредитация ценностей через разрушение стереотипов, нагнетание эмоций, устрашение, демонизация противника.

Украина с конца 2013 года начала всерьез ощущать на себе и осознавать, какое огромное влияние и эффект в экспансионистской политике Российской Федерации имеет ее информационное поле, культурные коды и все, что входит в концепцию т.н. «русского мира», а также весь инструментарий пропагандисткой машины, и каким образом эта машина как soft power подготавливает благодатную почву для милитарного вторжения и оккупации. Влияние российских месседжей, транслируемых из Кремля по СМИ РФ и через некоторые местные украинские СМИ было ощутимо уж во время Революции Достоинства, но явным образом прослеживалось во время оккупации Крыма и событий на Донбассе. Но реакция и противодействие со стороны государственных институтов в силу инертности бюрократической ментальности и машины, а также институциональной слабости новой украинской власти последовала не сразу. Постепенно эффект стал заметен и ощутим.

На сегодняшний день в Украине широкий доступ российских телеканалов к аудитории ограничен. В эфирном вещании и в кабельных сетях запрещена ретрансляция более 20 телеканалов. Причиной является пропагандистская направленность этих вещателей. Однако российские телеканалы доступны через спутник или Интернет. В Украине есть некоторые технические особенности в доступности российских каналов в пакетах некоторых спутниковых провайдеров. Так, в пакете Viasat российские каналы пользователь может настроить самостоятельно, но для этого необходимо знать настройки и сделать поиск по списку доступных каналов. В пакете Xtra TV, который с недавнего времени входит в медиа-холдинг олигарха Р.Ахметова, тесно связанного в свое время с экс-президентом В.Януковичем, российские каналы присутствуют по умолчанию, и пользователю нет необходимости производить дополнительные действия по их настройке.

Исключение в доступности российских каналов составляют аннексированный Крым и оккупированные территории на востоке страны, находящиеся под контролем сепаратистских т.н. Луганской и Донецкой народных республик. Там российское телевидение транслируется без ограничений и заглушается вещание украинских телеканалов.

Согласно проведенному в марте 2015 года Центром Разумкова в марте 2015 года опросу, около 72% населения считают Россию агрессором, 56% считают конфликт на востоке захватнической войной со стороны РФ. Естественно, в условиях войны и с учетом таких настроений опросы или экспертные оценки относительно заинтересованности населения Украины в просмотре российских каналов неуместны. В целом в украинском обществе существует консенсус относительно того, что российские СМИ являются откровенно пропагандистскими, несут ответственность за разжигание войны на востоке страны и откровенно обслуживают интересы Кремля. Хотя имеют место некоторые региональные особенности, особенно в южных и восточных регионах страны.

Что касается таких иностранных каналов как «Дождь», Euronews, CNN, BBC, DW, France24 и других, то они присутствуют в кабельных сетях украинских провайдеров и в спутниковых пакетах. Можно предположить, что интерес к ним существует у довольно узкой аудитории и влияние их достаточно низкое. В случае с англоязычными телеканалами естественным  ограничением является знание языка. Российский «Дождь» интересен прежде всего людям, вникающим во внутреннюю российскую дискуссию.

В украинских медиа Россия также представлена преимущественно как агрессор, ее позиция и действия обнародуются, однако рассматриваются именно под таким ракурсом. То же можно сказать об Интернете и социальных сетях, которые еще более радикальны в своих оценках России и российских медиа. Масштабного влияния на позицию основных украинских СМИ рупоры российской пропаганды не имеют.

Существуют, однако, отдельные медиа, регулярно и в той или иной форме ретранслирующие российские пропагандистские тезисы. Это обуславливается скорее не влиянием российских СМИ, а интересами собственников. Например, холдинг «Вести», в который входят ежедневная бесплатная газета и ток-радио, транслирующее свои программы в Киеве, Днепропетровске и Харькове. У экспертного и медиа сообщества нет сомнений относительно российского источника финансирования и формирования редакционной политики в первую очередь печатного издания холдинга. В марте 2015 года группа волонтеров во главе с преподавателем Института журналистики Киевского национального университета Артемом Захарченко провела контент-анализ издания, который показал присутствие от двух до четырех тезисов российской пропаганды в каждом номере газеты. В октябре 2015 г. группа аналитиков из агентства «Тексты» пришла к выводу, что искажение фактов и недосказанность в материалах газеты играют на руку не отдельным украинским политикам, а России. По их словам, «издание регулярно пугает читателей различными возможными Апокалипсиса, подводит к мысли, что Европа – это плохо, а хорошо то, что выгодно России. Например, план Мореля по Донбассу и работа антивируса Касперского на компьютерах украинских чиновников».

Другим ретранслятором российской позиции считается крупнейший частный телеканал «Интер», принадлежащий олигарху Дмитрию Фирташу и бывшему главе администрации экс-президента Януковича Сергею Левочкину. Канал является площадкой для остатков прежней власти, объединившихся в партию «Оппозиционный блок». До недавнего времени 29% акций телеканала владел российский «Первый канал», однако в начале февраля 2015 года они были выкуплены Дмитрием Фирташем. Активизация пророссийских месседжей заметна была в эфире канала в предвыборный период, например, перед выборами местных органов власти в октябре 2015 года.

Говоря о собственно российских пропагандистских медиа следует отметить, что в целом масштабного влияния на позицию украинского общества они сейчас не оказывают – хотя бы по причине отсутствия прямого широкого доступа их к населению. Это доказывают и приведенные выше данные социологических исследований, демонстрирующие отношение украинцев к войне и к России. Однако это далеко не означает, что проблема с влиянием российской пропаганды в Украине решена. Особенно учитывая, что российские СМИ все таки доступны через спутник и Интернет, а культурные коды «русского мира» присутствуют в медиа-пространстве достаточно активно и интенсивно.

В конце марта 2015 года Киевский международный институт социологии провел соцопрос, позволивший определить Индекс результативности российской пропаганды. Под ней социологи имеют в виду распространенность поддержки главных тезисов российской  пропаганды населением Украины в целом либо в той или иной части страны. Социологами были отобраны тезисы,  в которые в самой РФ верит более 80% населения  и которые показали свою эффективность в России и на оккупированных территориях Украины, респондентам было предложено их оценить. В целом по Украине Индекс результативности российской пропаганды составил 27% . Распределение по регионам следующее: Запад – 12%, Центр – 19%, Юг – 32% и Восток (включая Донбасс) – 48%. Хотя общий для Украины индекс составляет чуть более четверти населения, в условиях реальной опасности расширения российской агрессии цифра выглядит достаточно тревожной. Обращает на себя внимание  ситуация в двух важнейших областях, которые часто называют возможными направлениями дальнейшей российской атаки – Харьковской на востоке Украины (значение индекса 50%) и Одесской на юге, граничащей с Приднестровьем – 43%.

Российская пропаганда особенно негативно влияет на позиции Украины в международном контексте. Россия вкладывает огромные ресурсы для продвижения своих месседжей относительно Украины через медиа на Западе для западных аудиторий. В этом задействованы как непосредственно российские медиа, например, Russia Today, и медиа-концерн «Спутник» (запущен в ноябре 2014 г.), так и сами международные медиа в разных странах. Одним из примеров может служить волна материалов о непричастности России к уничтожению индонезийского лайнера MH-17.

Противодействием российскому пропагандистскому влиянию на международном уровне на первом этапе начали заниматься общественные и частные инициативы. Так, созданный еще во время Майдана на средства международных доноров и усилиями журналистов и представителей коммуникационного бизнеса Украинский кризисный медиа центр одним из своих заданий ставит регулярное информирование западных аудиторий о происходящем в Украине, особенно относительно военного конфликта на Донбассе и участия в нем российских регулярных войск и наемников. Развенчанием мифов и откровенной лжи российских СМИ занимается инициатива StopFake, организованная на базе университета Киево-Могилянская академия. Усилиями олигарха и владельца медиа-холдинга «1+1» И.Коломойского, который в свое время был губернатором Днепропетровской области и сыграл значительную роль в сдерживании российской агрессии вглубь Украины, а с недавних пор стал политическим оппонентом президента П.Порошенко, был запущен спутниковый англоязычный новостной канал Ukraine Today. Также по инициативе Интерньюс-Украина в 2015 году была создана неформальная группа из представителей различных медиа и организаций, которые задействованы в медиа-позиционировании Украины на международные аудитории под названием UkraineWorld. Группа пробует координировать усилия разных игроков для достижения синергетического эффекта в противодействии российской пропаганде на Западе, а также формирует некоторые рекомендации для экспертных групп и институтов власти как на международном уровне, так и на уровне страны. Некоторые идеи по противодействию российской пропаганде в Европе, выработанные данной группой, представлены ниже:

1) возрождение европейских исследований Восточной Европы с акцентом на молодых странах, а не на России.
2) создание базы данных экспертов исследователей Восточной Европы. Широкое распространение этой базы данных в европейских медиа.
3) знакомство редакторов ключевых европейских медиа с украинскими журналистами и экспертами. Организация визитов для развития личных контактов.
4) стимулирование всеевропейских дискуссий вокруг стандартов журналистики.
5) разработка нового Кодекса поведения честной журналистики. Привлечение к этому процессу ключевых медиа и исключение из профессиональной среды российских пропагандистов.
6) коммуникационное образование для органов государственной власти Украины. Акцент на их коммуникации с иностранными медиа
7) поддержка  журналистских расследований,  раскрывающих коррупционные схемы антидемократического лобби в Европе.
8) поддержка документальных фильмов из Украины о войне, российской агрессии, ежедневной жизни переселенцев и т.д. Распространение этих документальных фильмов в медиа стран ЕС.
9) поддержка проектов по проверке фактов (StopFake во всемирном измерении)
10) освещение и анализ антидемократического языка ненависти (романтизации войны, атомных ударов и т.п.) фундаменталистов в России.
11) поддержка существующих англо- и русскоязычных медиа-проектов в странах Восточного партнерства.
12) разработка альтернативных инструментов коммуникации (видео-игры, мобильные приложения) для молодой аудитории в Европе, не доверяющей традиционным медиа.
13) переводы качественного украинского контента и его публикация в медиа, базирующихся в ЕС.
14) гранты для западных медиа для производства материалов на восточноевропейские темы.
15) совместный пресс-рум для сотрудничества ключевых существующих русскоязычных медиа в Европе.
16) поддержка фрилансеров и независимых журналистов.

Также к противостоянию российской пропагандисткой машины подключились и центральные органы власти. Новосозданное министерство информационной политики с октября 2015 г. в тестовом режиме запустило иновещание UATV на русском и английском языках.

По ограничению влияния российской пропаганды в самой Украине была предпринята серия мер на государственном уровне. Украинский регулятор (Национальный совет по телевидению и радиовещанию) имеет право выносить национальным вещателям   предупреждения за действия, противоречащие законодательству Украины (в частности, законам «О телевидении и радиовещании» и «Об информации»), в случае нарушения ими условий выдачи лицензии. После наложения на телеканал трех предупреждений и штрафа  регулятор может обратиться в суд  относительно лишения телеканала лицензии. В январе 2015 года предупреждение получил телеканал «Интер» за трансляцию новогоднего шоу из Москвы, участие в котором принимали артисты, активно поддерживающие аннексию Крыма и агрессию против Украины. В 2015 года в Украине заработал закон «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно защиты информационного телерадиопространства Украины». Согласно этому закону, «в Украине запрещается распространения и демонстрации фильмов, содержащих популяризацию или пропаганду органов государства-агрессора и их отдельных действий, создающих положительный образ работников государства-агрессора, работников советских органов государственной безопасности, оправдывают признают правомерным оккупацию территории Украины». Также по закону запрещаются к показу фильмы и сериалы российского производства, выпущенных после 1 января 2014 года. Однако кроме патриотических и законодательных механизмов в уменьшении доли российского продукта, как считают эксперты, играют роль и чисто экономические факторы: кризис и обвал рекламного рынка. Особенно ярко это было выражено в 2014 году, во втором полугодие крупнейшие телеканалы показали суммарно 701 час премьерных сериалов. Из них российского происхождения – 75,9%, хотя последние годы \”россияне\” занимали 85-90% сериального рынка. Несмотря на законодательные нормы, украинская телеиндустрия в лице ведущих медиа-холдингов все таки продолжает использовать в программной сетке своих каналов российский продукт. И Нацсовет уже выносил замечания центральным телеканалам \”Интер\”, \”Украина\”, НТН, ICTV и ТЕТ за трансляцию запрещенных фильмов. А представители двух ведущих продакшн-компаний в Украине – StarLightMedia и FILM.UA – заявили, что украинскому сериальному производству без России не выжить, и потому работа с российскими заказчиками, вне зависимости от внешнеполитической ситуации,  продолжится. Но одной из самых опасных ментальных угроз является то, что представители телеиндустрии утверждают – «культурные запросы украинцев и россиян во многом схожи». Это может привести к тому, что культурные коды т.н. «русского мира» все же будут присутствовать в украинском медиа-пространстве. Для уменьшение их влияния и присутствия государством принимаются меры на уровне правоохранительных органов. Так, Служба безопасности Украины опубликовала список иностранных деятелей культуры, которые являются персонами нон-грата. Въезд на территорию Украины запрещен публицистам Владимиру Кучеренко, Егору Холмогорову и Михаилу Хазину. В черный список также попали певцы Олег Газманов, Иосиф Кобзон, Николай Расторгуев, Стас Пьеха и Григорий Лепс, певица Валерия и ее муж Иосиф Пригожин, актеры Сергей Безруков, Михаил Боярский, Иван Охлобыстин, Михаил Пореченков, Жерар Депардье и режиссер Никита Михалков.

Что касается зарубежных вещателей, то Национальный совет по телевидению и радиовещанию может ограничивать их деятельность на основании несоответствия требованиям Европейской конвенции о трансграничном вещании и украинскому законодательству. Конвенцию Украина подписала в июне  1996 года, Верховная Рада ратифицировала ее в декабре 2008-го. По состоянию на лето 2015 года в Украине была запрещена эфирная и кабельная трансляция более 20 российских телеканалов: «Первый канал. Всемирная сеть», «РТР-Планета», «НТВ-Мир», «Россия-24», TVCI, РБК-ТВ, «Россия-1», НТВ, ТНТ, «Петербург-5», «Звезда», РЕН-ТВ, Life News, Russia Today, «История», «Русский иллюзион», «Дом кино», «Оружие», «365 дней», «24 техно», Мир-24 и «Страна».

Также в сентябре 2015 года были введены санкции относительно России со стороны Украины. В санкционный список против России вошли как физические, так и юридические лица. Санкции предусматривают блокирование активов, временные ограничения пользования принадлежащим им имуществом, предотвращение вывоза капиталов за пределы Украины, а также визовые ограничения. Санкции также коснулись 34 журналистов и семи блогеров из разных стран. Среди них гендиректор МИА \”Россия сегодня\” Дмитрий Киселев, глава холдинга \”Красная звезда\” Алексей Пиманов, главный редактор журнала \”Эксперт\” Валерий Фадеев и ряд российских журналистов. А с апреля этого года Национальный совет по телевидению и радиовещанию решил заморозить рассмотрение новых заявок российских телеканалов (их на тот момент было более 20) на трансляцию на территории Украины.

Несмотря на достаточно активные действия со стороны Украины по борьбе с российской пропагандистской машиной, опасность ее следующих ударов остается весьма высокой. Этому способствуют огромные ресурсы, выделяемые Россией на медиа-индустрию, и вертикальная управляемость медиа-институтов.

Но главная угроза сидит в головах граждан, которые пропитаны имперскими российскими наративами как советского, так и пост-советского периодов. Изменение ментальности, порой достаточно болезненное, отказ от культурных кодов советско-русского прошлого и развитие критического сознания – только это превратит все усилия пропагандисткой машины в бесполезные сотрясания воздуха. Надеемся, что именно сейчас рождается это новое поколение людей. А наша общая задача, как можно больше облегчить эти роды.

(Интерньюс-Украина по материалам проекта «Monitoring of Russian TV channels | 2015»)

Проект «Monitoring of Russian TV channels | 2015» был реализован марте-апреле 2015 г. группой организаций: МЕМО98 (Словакия), Интерньюс-Украина (Украина), Ереванский пресс-клуб (Армения), Ени Несил (Азербайджан), Беларуская ассоциация журналистов (Беларусь), Центр независимой журналистики (Молдова), Грузинская хартия журналистской этики (Грузия). Проект был поддержан Европейским Союзом, Eastern Partnership Civil Society Forum, Krajowa Rada Radiofonii I Telewiziji, Earopean Endownemt for Democracy. С результатами проекта можно ознакомиться здесь.

Фото newcaucasus.com

ПОДЕЛИТЬСЯ