Хроники падения грузинского лари

4101

Процесс затяжного обесценения грузинской национальной валюты начался в 2012 году. Ежегодно курс лари терял по несколько пунктов по отношению к основным иностранным валютам. Оппозиция обвиняет в этом партию Бидзины Иванишвили «Грузинская мечта», которая пришла к власти 1 октября 2012 года. Оппоненты власти заявляют о непрофессиональном и неправильном управлении экономической политикой страны. Власти, в свою очередь, винят в падении лари глобальную экономическую ситуацию в мире и нестабильную политическую ситуацию в стране. Также, «Грузинская мечта» обвиняла в обесценении лари и лично экс-президента Национального банка Грузии Георгия Кадагидзе.

С 2014 года 1 доллар США подорожал до 1,91 лари, а в 2015 уже перешагнул отметку в 2 лари и цена доллара составила 2,4 лари. С каждым последующим годом грузинская валюта обесценивалась по процентным пунктам, достигнув в 2020 году «исторического минимума» – 3,3 за $1.

Действующий президент Нацбанка Коба Гвенетадзе это объяснил так:

«В Грузии действует плавающий обменный курс, а для такого курса характерны временные колебания».

При этом он заверил население, что никакого негативного влияния на цены и инфляцию эти колебания не окажут.

«У Национального банка есть все рычаги для того, чтобы не допустить роста цен», — пообещал Гвенетадзе еще в мае прошлого года.

Однако, судя по официальной статистике, его прогнозы не оправдались: цены начали расти на топливо, продукты, бытовые товары. Но грузинские власти одной из причин роста цен назвали события 20 июня 2019 года – т. н. «ночь Гаврилова». Тогда несколько тысяч жителей Грузии собрались у здания парламента в Тбилиси, чтобы выразить протест против приезда в страну депутата Госдумы РФ Сергея Гаврилова. Российский чиновник, открыто поддерживающий признание Россией независимости двух грузинских регионов – Абхазии и Южной Осетии, возглавлял проходившую в Тбилиси сессию Межпарламентской Ассамблеи православия. Акции протеста закончились силовым разгоном, а Москва заявила о «русофобских настроениях» в Грузии и остановила авиационное сообщение между странами. Авиационное эмбарго привело к сокращению турпотока из России. В конце июля 2019 один доллар США поднялся с 2,78 до 2,9 лари, и продолжал дорожать до середины декабря.

Инфографика Лари

Одними из действенных способов стабилизации ситуации грузинские эксперты называют ужесточение монетарной политики и повышение ставки рефинансирования. Ставка рефинансирования была поднята до 9% в 2019 году, что привело к временной нормализации курса лари. Курс опустился до 2,87 за $1.

Одной из основных причин обесценения грузинской валюты на данный момент экономисты называют ухудшение экономической ситуации в стране на фоне пандемии, которая создала неопределенную ситуацию на валютном рынке. Обесценивание валюты повлияло на рост цен в стране. Официальные данные Национальной статистической службы Грузии показывают: на промышленную продукцию, произведенную в стране, цены выросли на 4,3%, в том числе на продукты питания – на 7,6%. Годовой уровень инфляции в феврале этого года составил 6,4% при целевом показателе 3%. Цены на продовольствие поднялись на 12,7%.

Рост цен спровоцировал рост недовольства населения. В стране периодически проводятся акции протеста. Так, участники одного из выступлений в марте 2020 года под слоганом «Повышение цен во время пандемии – уголовное преступление», потребовали снизить налоги для предпринимателей и наемных рабочих, чтобы таким образом замедлить рост цен во время пандемии.

Темпы падения экономики Грузии также ускорились. ВВП страны снизился на 3,9%. 28 ноября в Грузии были введены очередные ограничения с целью остановить распространение коронавирусной инфекции. В стране до 31 января следующего года, фактически, объявлен «локдаун» – не работает транспорт, включая междугородний, закрыты все объекты питания, торговые центры, большинство магазинов, спортивные залы, гостиницы. Действует т. н. «комендантский час». По прогнозу Минфина, это решение будет способствовать падению экономики в следующем году на 5%, тогда как рост ВВП составит всего 4,3%.

А вот согласно подготовленному Всемирным банком для региона Европы и Центральной Азии экономическому бюллетеню, экономика Грузии в 2021 году может сократиться на 6%. Это объясняется не только ограничением мобильности в связи с карантинными мерами и задержки в туризме, но и падением интереса со стороны иностранных инвесторов. ВБ заявляет, что к 2021 году около 160 000 граждан Грузии могут оказаться в нищете, а доходы могут сократиться у 400 000 человек. Грузинские эксперты и вовсе прогнозируют вероятность дефолта из-за роста внешнего долга. Согласно окончательной версии бюджета Грузии на 2021 год, в следующем году правительство в качестве внешнего долга возьмет еще 5,3 миллиарда лари.  А курс национальной валюты может обрушиться еще больше и пробить отметку в 4 лари за доллар…

 

Луиза Мчедлишвили,

специально для NewCaucasus.com