Владимер Папава: Война в Украине изменит архитектуру мировой экономики

3167

Российская агрессия в Украине и ее влияние на Грузию, мировой экономический кризис и изменение международной архитектуры экономики, может ли грузинский бизнес выстоять в сложившихся условиях — об этом и многом другом рассказывает в эксклюзивном интервью newcaucasus.com профессор Тбилисского государственного университета имени Иванэ Джавахишвили, бывший министр экономики Грузии Владимер Папава.

– Как вы оцениваете военные события в Украине и как она повляет на ситуацию в Грузии и целом ?

– То, что сейчас происходит сегодня в Украине, не просто война. Это изменение мировой архитектуры — архитектуры геополитической и архитектуры мировой экономики.

Это не война где-то, в каком-то регионе. Это происходит в самом сердце Европы и агрессия России направлена на Украину. Россия хочет увеличить свое влияние не просто в регионе, а показать всему миру, что завоевала Украину, сменила там власть и является серьезным геополитическим игроком мирового масштаба.

Все происходящее имеет большое значение для такой малой страны, каковой является Грузия с населением в 3,5 млн. человек, 20 процентов территории которой уже оккупированы Россией и в 40 километрах от Тбилиси стоят российские танки…

Самое главное, что мир способствал тому к чему мы пришли. Что произошло после августовской войны 2008 года в Грузии? Мировые лидеры выразили свое возмущение российской агрессией, предоставили Грузии гуманитарную и финансовую помощь, которая, конечно же, имела большее значение, но этим они и ограничились. В целом, реакция международного сообщества была не полностью адекватной.

А затем наступил 2014 год, случилась аннексия Крыма. Крым был присоединен к России без сопроивления со стороны украинских вооруженных сил.

На этот раз Запад и прогрессивный мир ввел некоторые экономические санкции против России, которые, в свою очередь, оказались малоэффективными. Потому, по всей видимости, Россия и пребывала в иллюзии, что, во-первых, если в 2014 году украинские войска вообще не сопротивлялись, то в 2022 году если и будет сопротивление, то не настолько серьезным, чтобы невозможно было его преодолеть в кратчайшие сроки.

Во-вторых, Москва посчитала, что введенные против нее экономические санкции были настолько примитивными и слабыми, что она легко сможет приспособиться и к новым санкциям без особого ущерба для своей экономики.

Однако, в итоге, дело оказалось куда серьезнее. Создалась принципиально другая ситуация — идет война в самой большой европейской стране, что грозит перерасти в третью мировую войну.

Если брать экономику, то начнем с того, что в мире скачкообразно поднялись цены на энергоносители. И сейчас прогнозировать, насколько серьезным будет рост цен на них, каков потолок этого роста, в приниципе невозможно. Также подорожает продовольствие, потому что подорожает пшеница.

Россия производила 10% от мирового производства пшеницы, Украина — 4%. Но Украине сейчас не до экспорта, лишь бы ее хватило для внутреннего потребления. Там идет война… Россия же уже запретила вывоз пшеницы и даже если она допустит экспорт какой-то части, то, конечно, цены будут повышены.

Таким образом, мир не получит российскую и украинскую пшеницу. А при сокращении предложения растут цены, что затронет весь мир, в том числе и Грузию.

– Насколько возможно заменить импорт российской пшеницы на импорт,например, из Казахстана?

– Казахстанская пшеница дороже. И в то же время, Казахстан является членом Евразийского экономического союза (ЕвразЭС), поэтому его поведение в многом зависит от тех мер, которые будет предпринимать Москва в рамках ЕвразЭС. Я не знаю, насколько Казахстан будет свободен в принятии решений по эскпорту пшеницы.

– Что может сделать Тбилиси для смягчения рисков, которым может подвергнуться экономика Грузии?

– Сейчас во всем мире стоит проблема диверсификации, никто не хочет быть привязанными к какой-то одной стране, например, к такой непредсказуемой как Россия.

Диверсификация — сейчас трендовая экономическая политика во всем мире, которая, в свою очередь, требует больших затрат. Потому что, например, строительство новых трубопроводов требует времени и ивестиций. К примеру, отказ от природного газа и переход на сжиженный газ потребует использования иных технологий.

В плане диверсификации у Грузии есть некоторые возможности. Главное, нам сейчас необходимо избежать военных действий. Чтобы они не коснулись Грузии, так как это чревато уже полной оккупацией страны.

Грузии нужно вести умеренную экономическую политику, которая поможет нам найти новые рынки.

Хлеб в Грузии подорожает, этого невозможно избежать. Скорее всего, это произойдет месяца через три–четыре. Пока, согласно заявлению нашего правительства, запасы есть. Но они не безограничны, а хлеб будет дорожать во всем мире. В Грузии уже поднялись цены на бензин. И это проблема мирового масштаба.

– Евросоюз заявляет об экономических санкциях против РФ, но трубопровод «Северный поток-1» работает. Правительство Грузии, в свою очередь, заявило о том, что не присоединится к санкциям против России, что вызвало возмущение в обществе…

– Работает не только «Северный поток», самое удивительное, что работает трубопровод, который через Украину поставляет российский газ на Запад.

Что касается критики оппозиции, к сожалению, в ее рядах очень мало представителей, которых можно квалифицировать в качестве конструктивной оппозиции. Очень многие хотят использовать любой шанс прийти к власти. В том числе используя ту беду, которая происходит сейчас в Украине. К сожалению, но это так…

Когда мы говорим о присоединении к санкциям, то реакция Киева – отзыв посла на консультации, мне кажется, находится в разряде недопонимания. Я понимаю, насколько тяжело президенту Владимиру Зеленскому, в его стране идет тяжелая война… Но Грузия на всех международных форумах активно поддерживает Украину.

В силу своих возможностей Тбилиси отправляет гуманитарную помощь в Украину. Грузинские добровольцы участвуют в военных действиях против российской агрессии. В рядах добровольцев в Украине — бывший министр обороны Грузии, действующий депутат Грузии. Так что, я не знаю, в чем можно обвинять Грузию…

– Что необходимо сделать нашему государству для поддержки бизнеса? Что вы могли бы посоветовать представителям грузинского бизнеса в сегодняшней ситуации?

– Прежде всего, надо дать четкую информацию предпринимателям, что им не стоит продолжать свой бизнес в России, так как катастрофическое обесценивание рубля лишает всякого смысла иметь бизнес в РФ. Вывоз валюты оттуда запрещен, США вообще запретили использование долларовых курюр в России, а перечисления в принципе уже невозможны. Поэтому тем бизнесменам, которые в основном продавали в Россию вино, минеральные воды и сельскохозяйственную продукцию, необходимо искать и переключаться на другие рынки.

А это нелегко и невозможно сделать мгновенно. И конечно же, правительство должно помогать бизнесу находить новые рынки и новые возможности. Сейчас нам надо действовать не торопясь, не эмоциально, самое главное.

Можно рассмотреть определенную систему визового режима. Но в этом случае также необходимо не переборщить, потому что многие наши соотечественники, получившие российское гражданство, живут там.

– Азербайджан готов увеличить поставки газа в Европу и тем самым стать серьезной альтернативой России. Это возможно?

– Полностью Азербайджан не сможет заменить российские поставки, но, тем не менее, увеличение поставок, в принципе, возможно. Газопровод работает, он не полностью загружен и его можно загрузить большими объемами.

Газ идет через Грузию в Турцию. Вопрос состоит в том, как через Турцию его подать в Европу. При существующих технических возможностях и, конечно же, дополнительных инвестициях азербайджанский газ может быть использован в больших объемах. Но, повторяюсь, полностью российский газ не заменит.

– Сегодня в Грузии многие озабочены массовым приездом российских граждан. Наш налоговый кодекс достаточно либерален и буквально за полдня можно открыть свой бизнес. Какую оценку этому вы можете дать?

– Необходимо отметить, что на лбу ни у кого не написано реально для каких целей открывают российские граждане здесь компании. В целом это не плохо, это инвестиции. Но в данном случае, я думаю, особую роль придется возложить на службу безопасности Грузии, так как опыт Украины показывает, что многие россияне, которые приезжали за несколько месяцев до войны в Украину, оказались провокаторами, некоторые даже диверсантами… Но это уже не вопрос экономики.

– Каковы ваши ожидания и прогнозы относительно экономического роста в Грузии?

– Я могу точно сказать, что в России на 100 процентов будет экономический кризис, кризисные явления будут наблюдаться и в европейских странах. На сегодняшний денья не могу утверждать, что Грузию ждет экономический кризис, но запланированные до войны в Украине высокие темпы экономического роста, по всей видимости, будут снижаться.

Сейчас прогнозировать что-либо невозможно. Как, например, невозможно спрогнозировать потолок цен на энергоресурсы, и сколько это будет продолжаться. Очень многое зависит о того, насколько долго продлятся военные действия в Украине. Если они прекратятся в ближайшее время, то, конечно, негативные последствия будут не такими тяжелыми, как в случае продолжения войны на более длительный срок.

Лика Жоржолиани, специально для newcaucasus.com