Грузия – выборы неопределенности

1859

Несмотря на приближающиеся в Грузии парламентские выборы, большинство избирателей еще не определилось с тем, за какую политическую силу голосовать.

Об этом говорят и исследования трех авторитетных международных организаций – Международного республиканского института (IRI), Национального демократического института (NDI) и Edisson Research.

В этом отношении особо показательны исследования Национального демократического института. Согласно которым, 88 процентов населения Грузии намерены принять участие в парламентских выборах 31 октября, однако большинство (59%) не знает, за кого будут голосовать. Опрос проводился с 6 по 11 августа.

Решая, за какую партию голосовать, граждане Грузии отметили, что среди наиболее важных факторов они будут учитывать экономическую политику партий (36%), здравоохранение (12%) и защиту верховенства закона (12%)”, отмечается в докладе NDI.

Менее драматичным выглядит результат опроса компании Edisson Research, согласно которой только 23 процента избирателей не определились с выборами. А опрос IRI показал, что 53 процента избирателей не определились с выбором.

Что же касается рейтинга партий, то все три исследования показали,ч то лидирует партия власти По данным NDI Грузинская Мечта набрала 17% от общего количества избирателей и 41% от тех, кто определился с выбором. 5% – оппозиционую партию Михаила Саакашвили “Единое национальное движение” (8% от тех, кто определился с выбором), все другие партии набрали 5 процентов голосов от всех опрошенных и 9 процентов от тех, кто определился с выбором. 40 процентов заявили, что не знают, за кого голосовать, 24 процента отказались отвечать на этот вопрос, 9 процентов заявили, что не будут голосовать ни за одну из партий.

Как отмечается в докладе, только 32% населения определились с тем, за кого именно будут голосовать.

По данным IRI, Грузинская мечта набрала бы 33%. За ней следует Единое Национальное движение (16%), Европейская Грузия – свободные демократы (5%), За новую Грузию – стратегия Агмашенебели (Георгий Вашадзе) с 3%, Альянс патриотов – 3%, Лейбористы (Шалва Нателашвили) – 2%, Гражданское движение (Александр Элисашвили) – 2% , “Лело для Грузии” (банкир Мамука Хазарадзе) – 2% , партия Гирчи – 2%, Демократическое движение Единая Грузия (Нино Бурджанадзе) – 1% , Победоносная Грузия (бывший министр обороны Ираклий Окруашвили) – 1% , ни за одну из них – 1%, не знаю – 17%. 52% заявили, что не знают, за какую партию будут голосовать, если не пройдет та партия, которую они определили как свой основной выбор.

По опросам Edisson Research, партия власти набрала 38%, ЕНД – 15%, Европейская Грузия – 6%, Новая Грузия – 3%. Остальные партии набрали по 1 проценту.

Как отмечают грузинские политологи, для политических партий результаты опроса несут определенную опасность, так как, на фоне того, что 88% готовы голосовать, менее половины из них определились с выбором.

Как считает политолог Гела Васадзе, политическая активность населения возросла, поскольку в ноябре 2019 года согласно такому же опросу NDI, только 39% заявили, что намерены голосовать на выборах в парламент, а 56% – что не определились с этим решением. При этом, как отмечает эксперт, поскольку в этом году только чуть больше одной трети определились с выбором, то результаты голосования становятся непредсказуемыми.

Из тех, кто принял решение – 41 процент сторонники “Мечты“, но они являются таковыми в силу того, что это или бюджетники, или каким-то образом зависят от власти, то есть – это административный ресурс. Дальше я бы предложил решить математическую задачку: сколько от 36%, определившихся с выборами, составляет этот 41%? Это всего лишь14,76%. Вот это и есть избирательное ядро мечты”, – говорит Гела Васадзе.

По словам Васадзе, хотя этот показатель в 4 раза больше чем у партии Саакашвили и всех остальных партий вместе взятых, но явно недостаточно для того, чтобы гарантировать победу.

Сегодня говорить о том, кто победит на выборах не приходится. Все решат последние дни или недели непосредственно перед днем голосования. 60% еще не не решило за кого будет голосовать”, – говорит Васадзе.

Профессор истории дипломатии Грузинского института общественных отношений Торнике Шарашенидзе также считает, что избиратели находятся в растерянности на фоне информационной войны, которую ведут между собой провластные и оппозиционные СМИ.

С одной стороны – полная истерика и оппозиционных, и провластных СМИ – они друг друга обвиняют в том, что противная сторона является агентом Москвы (то есть, и Саакашвили агент Москвы, и Иванишвили агент Москвы). Плюс к этому добавляются громкие уголовные дела – Шакарашвили и Бачиашвили, и плюс к этому — пандемия коронавируса. В этом, наверное, и заключается ответ, почему люди хотят голосовать, но не знают за кого”, – говорит Шарашенидзе.

По мнению Шарашенидзе, дальнейшая поляризация приведет к тому, что из 59 процентов избирателей, которые не определились с выборов, в день голосования многие просто не придут на избирательные участки.

В результате голоса распределятся следующим образом: “Грузинская мечта“ возьмет 40%, ЕНД – в пределах 25%, остальное поделят другие партии – Европейская Грузия, Лейбористы, Георгий Вашадзе и партия Ирмы Инашвили, которая подогрела свой рейтинг скандальной поездкой в Абхазию”, – говорит Торнике Шарашенидзе.

Профессор политологии Черноморского Университета Ника Читадзе отмечает, что согласно исследованиям NDI и IRI большое количество людей считает, что Грузия развивается в неправильном направлении.

У людей развился нигилизм по отношению как к власти, так и к оппозиционным партиям. Даже то, что согласно августовским исследованиям NDI процент недовольных упал с 54 до 34 процентов, не говорит о том, что ситуация улучшилась. Скорее всего, это обусловлено тем, как правительство справилось с пандемией. Однако в июне рейтинг “Грузинской мечты“, согласно исследованиям Республиканского Института составлял 33%, а уже в августе – 17. То есть, “Мечта“ прошла пик своей популярности в период борьбы с пандемией”, – говорит Ника Читадзе.

Методология опроса

Как сообщает NDI, опрос проводился с 6 по 11 августа 2020 года путем опроса 2045 респондентов. Из-за пандемии коронавируса опрос проводился по телефону. Выборка производилась случайно, однако население было разбито по кластерам – сельская местность, небольшие города и столица. Согласно заявленным результатам, погрешность составляет плюс-минус 1,3%. Полевые работы по заказу NDI проводил Кавказский Центр Исследовательских Ресурсов (CRRC-Грузия).

Как считает социолог Георгий Бенашвили из НПО “Центр политических исследований и анализа”, в 2020 году социсследование, проведенное по телефону может быть репрезентативным, поскольку, фактически у всех жителей Грузии есть мобильные телефоны.

Телефонного интервью обычно достаточно для некоторых исследований. Особенно для быстрого изучения общественного мнения о фактах, товарах, личностях и т.д. Но обычно такие интервью подразумевают ответ “да/нет” на заданные вопросы, и главная характеристика таких интервью – это малое количество вопросов и ограничение по времени на разговор”, – заявил Бенашвили.

Как отметил Бенашвили, в Грузии предпочительно вести разговор путем интервьюирования лицом к лицу, поскольку это повышает доверие и искренность респондента.

С другой стороны, доверие к социсследованиям в Грузии официально очень низко, поскольку большинство заказчиков таких опросов связаны с политическими партиями”, – говорит Георгий Бенашвили.

Тем не менее, как указывает эксперт, NDI и IRI уже давно действуют в Грузии и известны как независимые исследовательские центры.

Тем более, они проводят опросы не своими силами, а нанимают для этого местные социологические и маркетинговые компании. Так что их исследования действительно независимы”, – считает Бенашвили.

Беслан Кмузов, специально для newcaucasus.com