Афган Мухтарлы: я обязательно приеду в Грузию

4127
Афган Мухтарлы, фото Meydan.tv

Азербайджанский оппозиционный журналист Афган Мухтарлы был похищен в Тбилиси и переправлен в Баку в мае 2017 года. В январе 2018 года приговорен к 6 годам тюрьмы. Многие международные организации осудили его похищение, а Советом Европы Мухтарлы был признан политзаключенным. В марте 2020 года журналист был неожиданно освобожден и выслан в Германию. Похищение и освобождение, журналистика и планы на будущее — об этом и многом другом рассказывает в эксклюзивном интервью newcaucasus.com Афган Мухтарлы.

Прошло три года после Вашего похищения в Тбилиси… В Грузии было возбуждено уголовное дело, однако расследование не дало никаких результатов. Почему и кем Ваше похищение было спланировано и осуществлено?

– Мое похищение было запланировано и осуществлено спецслужбами Азербайджана и Грузии. Грузинская криминальная полиция похитила меня из Тбилиси и передала азербайджанским пограничникам на азербайджано-грузинской границе в Лагодехи.

Я занимался журналистскими расследованиями, опубликовал серию статей о нелегальном бизнесе семьи Алиевых. В то же время я был тесно вовлечен в политические процессы. Я и мои друзья занимались проблемами политзаключенных в Азербайджане. Мы организовали несколько акций протеста перед посольством Азербайджана. И правительство Грузии также было недовольно нашей деятельностью. Грузинское правительство было особенно обеспокоено нашим мониторингом парламентских выборов в то время и освещением событий в Марнеули. В тот период азербайджанская сторона и подкупила грузинских чиновников в связи с моим делом.

Какое решение принял Европейский суд по правам человека по рассмотрению дела «Мухтарлы против Азербайджана и Грузии»?

Европейский суд не принял окончательного решения. Я думаю, что это решение будет принято до конца года.

Вы были признаны политзаключенным. Много ли в настоящее время политзаключенных в Азербайджане?

– В настоящее время в Азербайджане более 100 политзаключенных. Ильхам Алиев использует пандемию нового коронавируса для того, чтобы подвергать аресту своих политических соперников. Так, бывший политзаключенный Тофик Ягублу был вновь арестован по сфабрикованным обвинениям. Всего за последний месяц 30 оппозиционеров были отправлены в тюрьмы.

Вы много писали о коррупции в Азербайджане. Намерены ли Вы продолжать свою деятельность в этом направлении? Если да, то над какими темами сейчас работаете?

– Я продолжаю расследование, над которым начал работать до ареста. Когда оно будет завершено, все узнают, о чем идет речь. Могу сказать, что Алиеву будет очень «жарко». Для этого я должен посетить Грузию.

Чем, кроме расследовательской журналистики, планируете заниматься, находясь в Германии?

– Несомненно, моя журналистская деятельность продолжится. В то же время я хочу принимать активное участие и в политических процессах. У моей страны есть серьезные проблемы с демократией. Сотни людей заключены в тюрьмы по политическим мотивам. Богатства страны расхищаются группой воров. Нельзя оставаться равнодушным к этому.

– Ваше освобождение из тюремного заключения стало неожиданностью для многих. Власти поддались международному давлению или же сочли, что Вы больше не опасны для них?

Мое освобождение стало возможным благодаря требованиям международных организаций. Меня отвезли из тюрьмы в аэропорт и выдворили из страны. Они даже не позволили мне увидеть мою больную маму. На самом деле, меня депортировали из страны. Мой арест был заменен изгнанием. Для Алиева каждый диссидент опасен. В частности, я остаюсь угрозой Алиеву. Я думаю, что буду опасен для Алиева, пока он остается у власти.

Ваша супруга после Вашего похищения отвергла предложение о предоставлении ей грузинского гражданства и уехала из Грузии. Примерно в тот же период Грузию покинули многие граждане Азербайджана, оппозиционно настороенные к властям своей страны. Как Вы считаете, в Грузии находиться представителям оппозиции той или иной страны уже небезопасно?

– Правительство Грузии хотело купить нас и обмануть международные организации, предоставив моей жене гражданство. Моей семье пришлось выехать в Европу, потому что уже было опасно оставаться в Грузии.

Моим друзьям, живущим в Грузии, также угрожала реальная опасность. Активисты оппозиции и живущие там журналисты не хотели ехать в другие страны. Мы хотели действовать от имени нашей родины недалеко от границ Азербайджана.

Как Вы можете оценить политическую ситуацию в Азербайджане? Пандемия коронавируса и падение цен на нефть — могут ли эти события отразиться на Азербайджане?

– Основой экономики Азербайджана является нефть. На самом деле, другие отрасли экономики менее развиты. Монополия разрушила торговлю и малый бизнес. Пандемия же полностью разрушила экономику страны. Страна выжила только благодаря запасам, накопленным в Нефтяном Фонде. Но наличие там серьезных резервов сомнительно.

Падение цен на нефть и потеря рабочих мест оставили миллионы людей на мели. Сейчас в Азербайджане есть голодающие. Есть семьи, которые не могут прокормить своих детей. Правительство Азербайджана объявило, что предоставит малообеспеченным семьям 190 манат (около $110). Фактически же, только небольшая часть населения сможет получить эти деньги. Если это продолжится, социальный взрыв в Азербайджане неизбежен. Вместо решения проблем населения Алиев усилил давление на оппозицию. Интернет и телефонные линии председателя оппозиционной “Партии Народного Фронта Азербайджана” Али Керимли отключены. Десятки активистов партии арестованы. Телохранитель Али Каримли был похищен и доставлен в Службу Государственной Безопасности. Однако остаться у власти силой будет нелегко. Азербайджан на грани перемен.

Как Вы оцениваете прошедшие парламентские выборы в Азербайджане?

– Все выборы, проводимые в Азербайджане с 1993 года, были сфальсифицированы. Последние парламентские выборы не отличались от предыдущих.

– Считается, что есть тенденция усиления влияния первой леди Азербайджана и ее команды. Как Вы считаете, с чем это может быть связано? Можно ли ее считать будущим лидером Азербайджана?

– Азербайджаном правят кланы. Клан Пашаевых, к которому принадлежала Мехрибан Алиева, был сформирован, потому что он был связан с Алиевыми. Отношения между правящей семьей и Пашаевыми принесли последним сказочные богатства. И Пашаевы претендуют на власть за счет накопленных ими незаконных богатств. Мехрибан ханум Алиева сформировала определенную команду. Не сомневаюсь, что досрочные выборы состоялись по ее инициативе. Однако ее возможный приход к власти мне не кажется убедительным.

В последний период наблюдается некоторое обострение на азербайджано-армянской границе, в том числе и у границы с Грузией. Насколько реальна, по Вашему мнению, угроза возобновления полномасштабного вооруженного конфликта?

– В сложившейся ситуации начало какой-либо военной операции со стороны Азербайджана и Армении не выглядит убедительным. В обеих странах существуют серьезные социальные проблемы. А война – это дорогостоящее начинание. Азербайджанская сторона испытывает серьезные финансовые трудности. Ситуация в Армении хуже. Россия не способна выделять армянам средства на войну. В ближайшие годы новой войны не будет. Нарушение режима прекращения огня всегда было и будет. Инциденты близ границы с Грузией не есть показатель начала войны. Это было больше похоже на стороннюю провокацию.

Вы собираетесь возвращаться в Азербайджан?

– Мое возвращение в Азербайджан зависит от смены правительства. Я не покинул страну добровольно. Алиев не планирует пускать меня на родину. Я надеюсь, что Алиев потеряет власть за очень короткое время. Тогда тысячи политических эмигрантов и я сможем вернуться на нашу родину.

Планируете ли посетить Грузию в ближайшем будущем?

– Я обязательно приеду в Грузию. Генеральная прокуратура Грузии неоднократно заявляла, что она не может получить показания от Афгана Мухтарлы. Я приеду в Тбилиси и дам показания Генеральной прокуратуре. Мой адвокат уже обратился в прокуратуру по этому поводу.

Иракли Чихладзе, специально для newcaucasus.com