Видади Искендерли: революция – право народа Азербайджана

9945
Видади Искендерли, фото RFE/RL

Эксклюзивное интервью президента Международного фонда защиты демократии, бывшего политзаключенного Видади Искендерли изданию newcaucasus.com.

– Почему вы решили покинуть Азербайджан?

– Хочу отметить, что занятие в Азербайджане активной оппозиционной политической, а также правозащитной и журналисткой деятельностью преследуется государственными органами, особенно МВД и спецслужбами. Только с 2008 по 2015 г.г. в отношении меня режимом Алиева были сфальсифицированы и возбуждены 5 уголовных дел по разным ст. УК Республики Азербайджан. Я семь раз был арестован в административном порядке, а в 2011 году меня задержали по сфабрикованному уголовному делу, которое было возбуждено лично генеральным прокурором республики Закиром Гараловым. Меня обвинили во вмешательстве в законную деятельность избирательной комиссии с применением насилия и в том, что я, опять же с применением насилия, нарушил права избирателей. Позже еще была добавлена статья 124 УК РА “избиение”. Я был незаконно осужден на три года по политическому заказу президента Ильхама Алиева. Примечательно, что меня отправили не в колонию, предназначенную для лиц, работавших в правоохранительных органах, а в колонию номер 14, которую в народе прозвали “концлагерем”. Дело в том, что я окончил Харьковский юридический институт и с 1989 по 2002 гг. работал в прокуратуре Украины, а затем и Азербайджана.

Кстати, в истории Азербайджана я стал первым, кто подал в отставку и покинул органы в знак протеста против коррупции. Только за последние три года на меня нападали пять раз с целью убийства или запугивания. Мой дом был незаконно снесен, а меня три раза похищали (в последний раз во время парламентских выборов в Азербайджане в 2015 г.). Власти Азербайджана не только не давали мне возможности заниматься профессиональной деятельностью, но и просто жить по-человечески. Когда появилась реальная угроза для безопасности моей семьи, я покинул Азербайджан. Похожая участь и у других азербайджанских правозащитников – Лейлы и Арифа Юнус, Интигама Алиева, (на сегодня примерно 8 правозащитников и более 10 журналистов покинули Азербайджан, попросив политического убежища в Европе). Одним словом, в Азербайджане создано криминальное государство, где стало опасно жить не только политикам, но и простым гражданам.

– Как вы оказались в Грузии? Почему выбрали именно эту страну?

– Представители международных организаций посоветовали мне выехать в Украину или Грузию. Я считаю, что эти государства, в отличие от Азербайджана, выбрали демократический путь развития. В ночь на 10 июня 2016 года я, оставив все, вместе с семьей выехал в Грузию. На следующий день мне позвонили из дома и сообщили, что работники спецслужб опрашивают моих близких и соседей относительно нашего отъезда. Я понял, что режим может вновь “сшить” против меня уголовное дело и объявить в розыск, и в таком случае Грузия вправе передать меня азербайджанской стороне. Потому, 15 июня я обратился к властям Грузии с просьбой предоставить мне и моей семье политическое убежище. Но пока этот статус нам официально так и не предоставлен.

Я нахожусь в Грузии уже почти десять месяцев, и здесь узнал, что в истории этой страны еще не было случая предоставления гражданину Азербайджана статуса политического беженца. Однако у меня есть рекомендательные письма от международных организаций, ходатайство омбудсмена Грузии и Управления коммисариата ООН и т.д. Кроме того, у меня на руках имеется столько документов и доказательств политического террора со стороны режима Алиева в отношении меня и моей семьи, и этого хватит нам, чтобы получить убежище даже в авторитарных государствах. Исходя из всего этого, думаю, Грузии будет сложно нам отказать. Но вместе с тем, полагаю, у грузинского государства нет практически никакой возможности, чтобы защитить нас от политического террора со стороны азербайджанских властей, так как заказчиками всего этого являются лично президент Азербайджана Ильхам Алиев и генеральный прокурор страны Закир Гаралов.

– Воспринимается ли Грузия азербайджанскими диссидентами, как страна-убежище? Как сейчас складывается ситуация в этом плане, учитывая тесные и дружеские отношения между официальными Тбилиси и Баку?

– До приезда в Грузию у меня, как и у большинства граждан Азербайджана, были совсем другие взгляды на грузинское государство. В оппозиционных СМИ Азербайджана Грузия представлялась государством, в котором полностью защищены права человека. И вдруг в центре Тбилиси я увидел памятник великому диктатору Гейдару Алиеву и сквер его имени. Даже одна из центральных улиц города носит имя Гейдара Алиева…

Как же страна, которая ради своих идеалов свободы и демократии потеряла более 10 тысяч своих граждан и лишилась территорий, могла дружить с великим диктатором, уничтожившим все святое своего народа?! Но и это не самое главное. Грузия не отрицает, что поддерживает политику Азербайджана. Когда Алиев в день годовщины собственной свадьбы назначил свою супругу своим же первым вице-президентом, то даже официальные лица авторитарно-имперской России критиковали это назначение. Власти братской Турции вообще посмеялись над этим решением. Государства Европы, США, и даже диктатор Беларуси Лукашенко, все смеялись над Алиевым, а премьер-министр Грузии в это время поздравлял Мехрибан и Ильхама Алиевых! Я хорошо знаю психологию и менталитет грузинского народа. Это гордый народ, который не любит подхалимство. А что же тогда случилось? Неужто политика? Я понимаю, что азербайджанский и грузинский народы связывает вековая дружба, но Алиев не народ. Он диктатор, который ради богатства и политических амбиций объявил войну собственному народу. Я хочу обратиться к тем согражданам, которые в будущем могут тоже попытаться получить в Грузии убежище. Не делайте этого. Может наступить такое время, когда вашим правам власти Грузии предпочтут Алиева.

– Вы ведете правозащитную и оппозиционную деятельность после выезда из Азербайджана? Осуществляется ли на вас давление на территории Грузии? Если да, то с чьей стороны?

– Да, я активно занимаюсь правозащитной деятельностью. В начале января в Грузии был учрежден Международный фонд защиты демократии, а я был избран президентом этой организации. Я ведь покинул страну не только ради безопасности. Власти Азербайджана не давали мне возможности заниматься правозащитной деятельностью. Наш офис был закрыт, и я работал, практически, в “военных” условиях. Прогрессивная часть Азербайджана борется с “алиевщиной” с 1969 года. В этой борьбе были репрессированы и уничтожены тысячи людей. Эта политика продолжается Ильхамом Алиевым и сегодня. Сегодня около 160 политзаключенных и узников совести отбывают наказание в концлагерях Алиевых. В республике уничтожены все демократические институты, закрыты “Радио Свобода” и “Голос Америки”, закрыты все офисы оппозиционных партий и независимых правозащитников, страну покинули более 10 000 журналистов, правозащитников, политических активистов, членов оппозиционных партий.

После приезда в Грузию я дал интервью одному швейцарскому сайту под заголовком “Азербайджаном правит мафия”. Сразу же после этого из Азербайджана позвонили владельцу сайта и потребовали убрать интервью, угрожали журналисту физической расправой. Угрожали и мне. 25 июля на меня напали двое неизвестных. На следующий день грузинские следователи возбудили уголовное дело по статье “нанесение телесных повреждений”, хотя я, как профессиональный юрист, считаю, что это было покушением на убийство. Затем вышла вторая часть интервью, и уже 9 августа было совершено нападение на мою жену. Я довольно долго и спокойно ожидал результатов следствия. Потом понял, что это бесполезно. Давая показания, я пояснил следователям, кто является заказчиком покушения. Когда они поняли, что речь идет о генеральном прокуроре и президенте Азербайджана, то следствие практически остановилось.

Последний раз на меня напали уже в этом году, на следующий же день после назначения Мехрибан Алиевой на пост вице-президента. Ее назначили 21 февраля, и в тот же день я распространил обращение к азербайджанскому народу, призвав его к борьбе с беззаконием. И уже 22 февраля двое неизвестных граждан пригрозили мне и моей семье расправой и потребовали удалить из YouTube все мои видеообращения, а также отказаться от критики в адрес Алиева. В тот же день я подал очередное заявление в грузинскую прокуратуру, но ответа на мою жалобу нет по сей день. Я был в главной прокуратуре Грузии, встречался с омбудсменом. Но никакого ответа нет. Я понял, что в Грузии, возможно, мне будет хуже даже, чем в Баку. Неофициально мне сообщают, что грузинские власти не могут меня защитить. И что же получается? Я сбежал от одного произвола, но попал в другой? Я не собираюсь сидеть сложа руки. Я уже поставил в известность многие международные организации и посольства. В ближайшем будущем намерен провести встречи с несколькими послами, в том числе с послами США, Франции, Голландии и рассказать им о моей ситуации.

Если грузинские власти не способны обеспечить мне и моей семье безопасность, то пусть скажут мне об этом. Ну, а пока в случае каких-либо непредвиденных обстоятельств вся ответственность ляжет на власти Грузии.

– Вы выступаете с резкими заявлениями в адрес властей Азербайджана. Как вы сейчас оцениваете ситуацию в вашей стране?

– Основа этой криминальной власти было заложена еще в 1993 году Гейдаром Алиевым, который пришел к власти путем вооруженного переворота. Он всегда был и останется в истории символом диктатуры и коррупции. Да, он был политиком с большой буквы, но его политика была направлена только во зло. Уже в 1995 году он купил в Лондоне особняк своему сыну Ильхаму стоимостью в несколько миллионов долларов. Учтите, это случилось спустя несколько месяцев после заключения перемирия в Карабахе.

В 2003 году он незаконно передал власть своему сыну, хотя победу на выборах одержал Иса Гамбар. Придя к власти, Ильхам Алиев пошел “дальше” своего отца. Миллиарды, поступавшие от продажи нефти, шли не на развитие экономики, а расхищались. Алиев-младший владеет более чем 23 виллами в семнадцати странах мира, стоимость самой дешевой его виллы оценивается в миллионы долларов. Только в Лондоне у него три особняка, общей стоимостью в 24 миллиона долларов. В Дубае – три виллы стоимостью в 25 миллионов и т.д. И это при том, что сегодня почти 80% населения Азербайджана надоедает…

Алиев Ильхам никогда не был политиком и не будет, он правит страной по законам казино. В Азербайджане построена такая система, при которой коррупция и взятки являются основой управления государством. И если хоть на месяц остановить эту систему, то и вся “государственная” система Азербайджана растает, словно мороженое. Правоохранительные органы, суды и прокуратура защищают эту систему. Они занимаются подавлением народных протестов, выносят незаконные приговоры. В настоящее время в Азербайджане идет судебный процесс по делу Министерства национальной безопасности, арестованы почти все высокопоставленные чины спецслужб. Но у Ильхама Алиева не хватает духа для того, чтобы допросить министра в качестве свидетеля, так как на руках у господина Эльдара Махмудова более 3 тысяч документов, содержащих компромат на власти.

Как я уже говорил, в Азербайджане создана такая система, при которой государственные институты защищают коррумпированную пирамиду власти. Генералов спецслужб арестовали за то, что их министр Махмудов предал своего “хозяина” Алиева, прослушивал его неприкосновенную семью, собирал без его ведома компромат на министров, депутатов, глав исполнительных властей. Когда знакомишься с материалами судебного процесса, удивляешься как можно жить в стране, где главы ведомств ежемесячно платили главе МНБ миллионы.

Анализ последних уголовных дел показывает, что Ильхам Алиев несколько раз терял контроль над банковской системой, вследствие чего были похищены миллиарды из его банков. В Азербайджане сейчас политический, финансовый, социальный кризис. Одним словом, кризис во всех сферах.

По моим данным, Алиев, который пытается найти выход из ситуации, сейчас готовит инсценировку госпереворота, в результате чего неугодные ему лица будут брошены в тюрьму. Если сепаратисты оккупировали 20% территорий Азербайджана, то Алиев и его уголовно-криминальное окружение захватили остальные 80%. Фактически он объявил войну азербайджанскому народу. Но я убежден, что Алиев закончит также как все диктаторы. Это всего лишь вопрос времени. Назначение его супруги Мехрибан Алиевой первым вице-президентом противоречит закону республики (пункт 7 Закона о коррупции). Я расцениваю это назначение, как государственное преступление и даже переворот. В 2018 году Мехрибан Алиева будет назначена уже президентом.

– Оказывает ли влияние на внутреннюю политику Азербайджана Россия? Турция?

– Исторически сложилось так, что Азербайджан в экономическом и политическом плане находится под определенным влиянием России. После прихода к власти клана Алиевых около 4 миллионов азербайджанцев уехали в Россию за куском хлеба. В политическом плане Алиевы – это проект России. Ильхам Алиев является политической марионеткой Путина. В 2015 году, когда в Азербайджане шли процессы, угрожавшие “оранжевой революцией”, на границе были сконцентрированы российские танки.

Не так давно в Москве корреспондент “семейного” телеканала Алиевых “Лидер ТВ” задал вопрос министру иностранных дел России о Нагорном Карабахе. Ответ Лаврова шокировал: “Карабах не является внутренней проблемой Азербайджана”! Впоследствии этого журналиста обвинили в непрофессионализме и уволили с работы.

Азербайджан очень связан экономически с Турцией. В последнее время Анкара сблизилась с Москвой, а Баку почти отошел от европейских ценностей. К сожалению, Ильхам Алиев “кормит” как российских, так и турецких политиков, чтобы те его защищали. “Икорная дипломатия”, т.е. подкуп политиков, увы, широко распространена и среди западных дипломатов. Конгрессом США разработан проект закона о санкциях против Ильхама Алиеваа и его криминального окружения. Я и мой народ ждем принятия этого закона.

– Вы намерены вернуться в Азербайджан?

– В Азербайджане сегодня уничтожены политика, экономика, финансовая система, институт выборов, уничтожены честь и достоинство моего народа. Сегодня я бы сравнил Азербайджан с большой цистерной бензина, которой достаточно маленькой искры для взрыва. Революция – это право моего народа. И она обязательно произойдет. Это вопрос времени.

Ираклий Кикнадзе, специально для newcaucasus.com