Азербайджан: Выборы-2020 – формальные новации и прежние итоги

1662

Эта статья посвящена внеочередным выборам, состоявшимся в Азербайджане в феврале 2020 года, но касается и прошлых выборов.

Хотя свою политическую деятельность я начал в 2001 г. в возрасте 18 лет, вступив в партию Мусават, мое активное участие в выборах относится к 2005 г., по возвращению с военной службы 2003-2004 гг. Начиная с 2005 г. по 2020 г., я участвовал во всех выборах в Азербайджане в качестве наблюдателя, уполномоченного представителя и кандидата.

Прежде всего отмечу, что все, что произошло в ходе выборов 2020 г., у меня не вызвало никакого удивления, т.к. из года в год мы наблюдали такие же фальсификации, были их живыми свидетелями. Проводились выборы и с еще большими нарушениями и фальсификациями. Единственной особенностью прошедших выборов стало широкое использование съемок происходящего наблюдателями на свои мобильные телефоны, которые выявили и показали широкому кругу пользователей соцсетей больших фальсификаторов и мелких нарушителей избирательного закона. Таким образом, годами равнодушные к политическим процессам и выборам граждане увидели, что те, кто носит высокое звание учителей, которые и составляли большинство членов избирательных комиссий, занимаются беззаконием во время выборов. Всем стало ясно, что эти учителя были послушными пешками в большой игре. Настоящим же виновником сфальсифицированных выборов являются азербайджанские власти.

Действующая власть с течением времени поднаторела и стала профессиональной в фальсификации. Сейчас для фальсификаций в день выборов нет необходимости как в 90-е годы – отключать свет на участках, красть ящики с бюллетенями или же устраивать полицейские облавы на избирательные участки и округа. Все делается до выборов, а в день выборов процесс завершается.

Среди новшеств, которыми запомнились эти выборы, стало не только широкое использование мобильных телефонов. Я в качестве кандидата, уже в третий раз участвовал на выборах в Милли Меджлис (парламент), и лишь с третьей попытки был зарегистрирован кандидатом. Парламентские выборы 2020 г. стали самыми массовыми после 2005 г. по числу зарегистрированных кандидатов. А ведь в Азербайджане проводились парламентские выборы, когда даже лидерам политических партий было отказано в регистрации в качестве кандидатов. В азербайджанских реалиях зарегистрироваться в качестве кандидата может считаться политическим успехом.

На выборах в Азербайджане помимо фальсификаций, большой проблемой остаются сохранившиеся с советских времен отжившие бюрократические преграды и отсутствие контактов между различными госструктурами, вовлеченными в избирательный процесс. На этих выборах я участвовал в качестве кандидата от партии Единый Азербайджан (ПЕА)-AĞ партия. Все наши кандидаты участвовали в выборах как кандидаты от партии. Быть кандидатом от партии имеет как свои преимущества, так и немалые проблемы.

Много проблем связано с документацией. Согласно законодательству, кандидаты должны открыть счет в Международном банке (МБ), который создавал им много бюрократических препятствий. И все это при том, что Центральная Избирательная Комиссия (ЦИК) рекомендовала МБ не чинить препятствий кандидатам при открытии банковского счета. Нестыковка и непонимание между двумя этими структурами – только одна из проблем. Имелись также нестыковки между центральным офисом МБ и его филиалами.

Каждый из филиалов банка открывал счет для кандидатов, исходя из своих внутренних инструкций и «понимания государственных интересов». Например, кандидату от AĞ партии при возникновении проблем в Низаминском филиале банка, пришлось открыть счет в Наримановском филиале того же банка. Наш кандидат из Евлаха не смог открыть там счет, поэтому вынужден был приехать в Баку и открыть счет здесь. Или же кандидат партии из Гейчая из-за чинимых препятствий со стороны местного филиала МБ открыл счет в филиале того же банка в Агджебеди. Для того, чтобы подобное не повторялось в ходе следующих выборов, необходимо создать возможность для открытия счетов кандидатов и в других банках. ЦИК должен направить банкам единую инструкцию по работе с кандидатами. А МБ на основании этой инструкции должен дать указание своим филиалам. ЦИК должен потребовать от МБ, а он от своих филиалов неукоснительно выполнять эту инструкцию.

Несогласованность также наблюдалась между ЦИК и Окружными избирательными комиссиями (ОИК). В ОИК по разному подходили к приему документов от кандидатов. Председатели ОИК принимали документы не на основании единых утвержденных правил, а по-своему хотению. Поэтому нам нередко приходилось по каждому мелкому поводу обращаться в ЦИК.

В целом, в ходе выборов выявилась несогласованность и нестыковка между ЦИК, МБ и ОИК. Филиалы МБ и некоторые ОИК не обращали внимания на инструкции ЦИК. Происходило ли это специально или по недосмотру неизвестно, но это создавало искусственные препятствия и без того короткому (в два месяца) периоду предвыборной кампании.

ЦИК зарегистрировала всех наших кандидатов. Кандидаты, участвовавшие на выборах от партий, должны были представлять в ЦИК дополнительные документы, и их было больше, чем у независимых депутатов.

На выборах наша AĞ партия решила участвовать с 25-ю кандидатами. Однако, как только стартовал предвыборный марафон, некоторые кандидаты по объективным причинам вынуждены были прекратить свое участие в нем. Например, некоторым нашим кандидатам-госслужащим было открыто заявлено, что в случае их участия в выборах, они будут уволены. Законодательством предусмотрено, что в предвыборный период лица, выдвинувшие свои кандидатуры, должны взять отпуск за свой счет. В случае их не избрания, они могут вернуться на госслужбу. Мы этот вопрос уточняли и в ЦИКе. Однако учитывая реалии Азербайджана, мы не могли рисковать своими кандидатами. Поэтому некоторые наши кандидаты-госслужащие вынуждены были отказаться от участия в выборах. Некоторые наши кандидаты, получающие образование в Турции, из-за экзаменов не смогли приехать в Баку. В итоге в предвыборном марафоне приняли участие лишь 12 наших кандидатов.

В выборах я участвовал и как кандидат от AĞ партии, и как ее полномочный представитель. Поэтому я обязан был просматривать документы кандидатов, их агитационные плакаты и т.д. Были дни, когда я трижды посещал ЦИК, или же занимался устранением бюрократических преград со стороны МБ и ОИК. Большинство кандидатов от нашей партии впервые участвовали в выборах. В Нахичеванской Автономной Республике, ситуация в которой, по общему мнению, напоминает Северную Корею, единственным зарегистрированным кандидатом от оппозиции стал член AĞ партии.

Вот кратко с чем пришлось столкнуться нашим кандидатам в предвыборный период. Один из наших кандидатов работает в госкомпании и был соперником бывшего руководителя этой госкомпании. В ходе предвыборной кампании ему открыто и в завуалированной форме делали предложения, советовали, и даже требовали отказаться от участия в выборах. К его отцу, также работающему в этой госкомпании, пришли представители этого кандидата и потребовали, чтобы сын снял свою кандидатуру. Но, несмотря на давление и угрозы, наш кандидат не отступил.

Другому кандидату от AĞ партии предложили 5 000 манат (3000 долларов США), намекнув, что готовы заплатить и больше, если он снимет свою кандидатуру. Конечно же, он отказался от этого предложения.

Еще одному кандидату от нашей партии родственник бывшего главы исполнительной власти этого района предложил объединиться против кандидата другого клана власти, и в случае согласия его обещали обеспечить работой. В ответ на это наш кандидат заявил, что будет выступать против любого, кто будет участвовать в фальсификациях.

Наблюдателя одного из наших кандидатов – школьного учителя – после выборов уволили. Когда он сообщил об этом председателю ОИК, тот заявил, что ему ничего неизвестно и это его не касается. После нашего предупреждения, что об этом случае узнает общественность страны, его восстановили на работе.

За 2-3 дня до выборов мне – кандидату по 33-му Хатаинскому округу конфиденциально сообщили, что комиссия ОИК в ожидании, они не имеют никакой информации и не знают, в пользу кого следует фальсифицировать результаты. Через день мне заявили, что глава исполнительной власти Хатаинского района провел собрание и объявил, что по этому району должен быть избран кандидат из старой команды властей Х.Мираламов.

Одному из кандидатов АĞ партии руководитель предвыборного штаба кандидата от правящей партии «Новый Азербайджан» (YAP) предложил встретиться и договориться. Наш кандидат отверг это предложение. Потом нам сообщили, что для поддержки кандидата от правящей партии в день выборов будет работать команда из государственного учреждения.

Как и все выборы в Азербайджане, выборы 2020 г. остались в памяти своими «пайковыми» кандидатами. Подобные кандидаты под видом «независимых» выдвигаются YAP-ом для придания выборам демократической видимости. Или на каждых выборах они выдвигают свою кандидатуру, затем, получив денежную компенсацию, выходят из гонки в пользу лидера или денежного кандидата. Для таких людей выборы – это источник дохода.

Во время парламентских выборов 2015 г. по заданию властей некоторые «пайковые» кандидаты пожаловались на меня в ЦИК, что якобы при сборе подписей я обманул нескольких пожилых граждан. И на основании их лживых обвинений ЦИК отказался зарегистрировать мою кандидатуру.

Кстати, поскольку речь зашла о выборах 2015 г., отмечу, что на них двое наблюдателей кандидата от AĞ блока по 21-му Насиминскому округу Турала Аббаслы в день выборов, узнав пароль, включились в «избирательную карусель», организованную YAP. Им удалось проголосовать на нескольких участках в Насиминском районе Баку и даже заснять все это на свои смартфоны. При этом они были жителями городов Агджабеди и Уджара. Когда мы эти изобличающие видеоматериалы представили в ЦИК, председатель ЦИК Мазахир Панахов без всякого стеснения заявил, что, возможно, все это инсценировано и съемки сделаны не на данном участке.

Во время этих выборов кандидату Туралу Аббаслы в протоколах, составленных вечером на избирательных участках, было указано одно число голосов, а на следующий день наши наблюдатели получили в ОИК протоколы с другими цифрами. В протоколах итогов выборов власти не только фальсифицируют голоса в пользу своих кандидатов, но и уменьшают реальные голоса кандидатов от оппозиции. Даже если в ЦИК представить факты, протоколы, видеоматериалы, это ничего не изменит, т.к. итоги выборов в Азербайджане зависят от «политического решения». А по «политическому решению» могут признать выборы действительными или отменить их из-за «нарушений». В большинстве случаев ЦИК признает результаты выборов, ибо они почти всегда соответствуют заказам, поступающим сверху. В редких случаях в некоторых округах выборы отменяются. Один из таких случаев произошел на этих выборах в 33-ем Хатаинском округе, откуда я и баллотировался. В результате поддержки местных властей наибольшее число голосов в нашем округе было записано за провластного кандидата Х.Мираламова. Однако такая самодеятельность местных боссов почему-то не удовлетворила высшее руководство и выборы были отменены.

Еще одним из интересных происшествий в ходе этих выборов, была подпись для регистрации, поданная нашему кандидату одним из «десятников», возглавляющих карусель. (Напомню, власти еще с прошлых выборов разделили всех избирателей страны на десятки и сотни, во главе которых поставили административных работников низшего звена, которые отвечают за то, чтобы их подопечные голосовали за провластного кандидата). В ходе беседы с этим десятником наш кандидат узнал, что тот состоит на учете в Насиминском районе, но карусель будет осуществляться в Ясамальском районе. И наоборот. Так как жители этих районов знают их в лицо, поэтому фальсификации они осуществляют в других районах.

Сценарий выборов-2020, которым должны были руководствоваться власти, запомнились и новшествами. До середины дня было непонятно, в пользу кого будет произведена фальсификация результатов. Обычно за 2-3 дня до выборов в Окружкомы с самого верха посылались имена «победивших». В ходе же этих выборов до середины дня ситуация была не совсем ясна – не знали, в чью пользу следует фальсифицировать данные.

Как правило, раньше фальсификации начинались в первой половине дня, но на этих выборах они начались во второй половине. Это означало, что во многих Округах до полудня еще не получили указаний – кто должен быть «избран».

В качестве доказательства можем отметить, что, к примеру, в 21-м Насиминском округе голоса начали подсчитываться лишь в 23:00. Обычно голоса начинают считать сразу после завершения голосования в 19:00. Если их начинают подсчитывать спустя 4 часа, это означает, что только к этому времени стало точно известно, кто должен быть объявлен победителем. То есть ЦИК и ОИК получили имена «победителей» только к 23.00.

Среди новаций на этих выборах следует отметить и повальную симуляцию сердечных и всяких других приступов у председателей избирательных участков и срочный вызов скорой помощи. Например, такие случаи произошли на нескольких участках 21-го Насиминского округа. К фальсификациям были привлечены и врачи. Когда бригада врачей прибыла на участок для того, чтобы, якобы, сделать укол председательнице избирательного участка, нашего наблюдателя попросили отвернуться, – мол негоже ему смотреть как азербайджанской женщине делают внутримышечную инъекцию в интимное место. Но как только тот отвернулся, число проголосовавших в протоколе волшебным образом «увеличилось» на 100 избирателей, и, конечно же, наш наблюдатель потом ничего доказать не смог.

Самым большим новшеством выборов-2020 стало то, что впервые в истории выборов в Азербайджане их итоги были официально объявлены только на следующий день в 6:00 утра. Председатель ЦИК и секретари до утра проводили пресс-конференции. Раньше, как правило, через 2-3 часа после выборов ЦИК объявлял официальные результаты. Это еще раз подтверждает, что у верхов до последней минуты не было принято решение о результатах.

На всех предыдущих выборах результаты Exit-pollа объявляли приглашенные властями для этой цели организации из-за рубежа. Через 1-2 часа после объявления результатов Exit-pollа ЦИК объявлял уже свои, схожие с ними официальные результаты. На этот раз по итогам Exit-pollа трое кандидатов от нашей партии – ПЕА-AĞ были названы в числе прошедших в парламент. (Отмечу, что на все выборы власти приглашают «дружественные» социологические службы. На этих выборах Exit-poll проводил французский Институт социальных исследований Opinion Way совместно с азербайджанским Центром мониторинга “Rəy” (Мнение).

Интернет-сайты Musavat.com, Report, APA, агентство Turan и другие СМИ этот список опубликовали. По сообщению телеканала ARB, к 1-2 часам ночи партии ПЕА-AĞ отводилось три места в парламенте. ARB также объявил победителями Икрама Исрафила из партии Мусават и Натига Джафарли из партии REAL. Знакомые журналисты из APA и İTV подтвердили нам, что в начальном списке, предназначенном для оглашения результатов выборов в парламент нашей партии отводилось три места. Среди которых был наш председатель Турал Аббаслы и я.

Эти же журналисты сообщили нам также, что незадолго до объявления официальных результатов старый список победителей был заменен на новый. Все указывало на то, что до последнего момента у властей не было определенности. По-видимому, старая и новая команда во власти долго не могли договориться, но в итоге – старая команда взяла верх и в последний момент результаты выборов были изменены в пользу ее кандидатов.

После объявления итогов выборов список победивших кандидатов от YAP появились на экранах ТВ. И несмотря на то, что президент Ильхам Алиев неоднократно заявлял о необходимости омоложения парламента, а заместитель премьер-министра, исполнительный секретарь партии YAP Али Ахмедов говорил о том, что список их кандидатов на 70-80% будет состоять из молодежи, мы увидели полностью противоположную картину – 70-80% кандидатов YAP оказались людьми старшего поколения – представителями старой команды.

В большинстве округов кандидатам от YAP из старой команды противостояли молодые, хорошо образованные, состоятельные и поддерживающие нынешнюю власть альтернативные кандидаты. Мы называли их «глубоко заложенными минами», которые в любой момент могли взорваться. Это свидетельствовало о том, что между кланами во власти шла борьба за Парламент.

В ходе прошедших выборов обнаружилось также и то, что Окружкомы вовсе не подчинялись ЦИК, а во всем следовали указаниям районных исполнительных властей. В сравнении с Международным банком и Окружкомами, ЦИК выглядел более демократичной структурой, готовой выслушать оппозиционеров и в некоторых вопросах пойти им навстречу. Так, в ЦИК нам сказали, что они заинтересованы получить все факты, видеоматериалы и другие доказательства фальсификаций. Но в конце концов ЦИК, конечно же, подчинилась политическому решению, принимаемому на самом верху и ее представитель заявил нам, что все решения уже приняты и они уже ничего поделать не могут.

Как и на предыдущих выборах, выборы-2020 показали, что административных ресурсов властей вполне достаточно для победы. В Баку для победы в любом округе достаточно было набрать 2-3 тыс. голосов. В регионах, возможно, чуть больше. В каждом округе власти владели «пакетом» в 1500-2000 голосов. Такое количество можно получить, мобилизовав школы, детские сады, медицинские учреждения, ЖЭКи. А если на территории округа расположены воинские части или исправительные учреждения, то это значительно облегчает задачу властей.

Азербайджанские политические реалии таковы, что лицо, не одобренное властями, не может быть избрано депутатом. До сих пор в Милли Меджлис представители оппозиции избирались с одобрения, разрешения и создания благоприятных условий со стороны властей. Так было в 1995, 2000, 2005, 2020 гг. Те, кто считает избрание в 2020 г. депутатов от оппозиции в парламент сфальсифицированным, сами когда-то этим же путем попадали в парламент, поэтому у них нет моральных прав обвинять кого-то в том, что «свой депутатский мандат они получили от властей».

Выборы-2020 еще раз подтвердили ошибочность политики бойкота выборов и усиление активности общества. Активность проявили не столько политические партии, сколько рядовые избиратели. Люди видели в соцсетях, как на местах избиратели изгоняли бывших проправительственных депутатов, освистывали их. И этот протест происходил без какого-либо участия оппозиции.

Выборы продемонстрировали также, что рейтинг, авторитет правящей партии YAP низок как никогда.

Внеочередные выборы в Милли Меджлис выявили также существование протестного электората, не связанного с оппозицией. Будущее покажет, сможет ли этот электорат выдвинуть из своих рядов лидера, либо он поддержит старую или новую оппозицию, или кого-то внутри власти, или же представителя политической олигархии. Возможно, это произойдет даже раньше, чем мы ожидаем…

Ахад Маммедли, заместитель председателя AĞ Партии