Парламент без оппозиции или оппозиция без парламента?

1314

Центральная избирательная комиссия аннулировала 10 июня избирательный список политического блока Объединенная оппозиция «Национальный совет – Новые правые». Однако это решение ЦИК не распространяется на 15 кандидатов от объединенной оппозиции, которые уже получили мандаты. Фактически, решение ЦИК означает, что оппозиция, теоретически не потеряла ни одного места в Парламенте.

В то же время, если один из этих пятнадцати потеряет свое место в Парламенте, другие члены партии, числившиеся в списке блока, не смогут получить депутатский мандат. Однако депутаты от объединенной оппозиции твердо намерены выйти из состава парламента.

Адвокат Эка Беселия, представляющая оппозиционную партию «За единую Грузию» говорит, что после упразднения избирательного списка оппозиционные партии обратятся к спикеру парламента Грузии с официальным заявлением о прекращении полномочий депутатов от Объединенной оппозиции.

Лидер Консервативной партии Грузии Звиад Дзидзигури заявил, что собирается написать 13 июня перед зданием парламента заявление об отказе от депутатского мандата.

«Все депутаты от Объединенной оппозиции сделают то же самое. Кто этого не сделает, останется вне нашего объединения. В пятницу мы все вместе увидим, кто покинет Национальный Совет», – заявил Дзидзигури.

Напомним, что часть оппозиционных депутатов уже уничтожила свои мандаты. Это произошло на митинге 7 мая, который состоялся во время начала работы нового парламента. На глазах у собравшихся свои мандаты разрезали ножницами Леван Гачечиладзе, шедший под вторым номером в списке, лидер партии «Новые правые» Давид Гамкрелидзе, который назвал депутатское удостоверение «мандатом позора», лидер Лейбористов Шалва Нателашвили и его однопартийцы Сосо Шатберашвили и Георгий Гугава, а также члены Объединенной оппозиции Звиад Дзидзигури, Давид Саганелидзе, Пикрия Чихрадзе, Мамука Кацитатдзе, Коба Давиташвили, Губаз Саникидзе.

Члены оппозиции считают, что парламентские выборы 21 мая 2008 года были сфальсифицированы, поэтому отказываются участвовать в работе Парламента. Однако, такую позицию не разделяют представители Республиканской партии Грузии. Один из лидеров партии Давид Бердзенишвили, избиравшийся по одномандатному округу в Батуми, разделяет мнение, что Президент и Парламент Грузии – нелегитимны. Тем не менее, республиканцы не собираются отзывать двух депутатов, которые прошли в парламент от их партии по одномандатным округам.

«Сегодня нужно создавать второй политический центр, который будет разрабатывать концепции и законопроекты по избирательной, налоговой системе, и который подготовит ситуацию для следующих, я надеюсь, внеочередных парламентских выборов», – говорит Давид Бердзенишвили.

По мнению Бердзенишвили, на сегодняшний день в Грузии остались три политические партии: Республиканская, Лейбористская и Новые Правые. Однако, как уже было видно, лейбористы и правые не разделяют точки зрения республиканцев и пытаются выйти из парламента.

В то же время президент Михаил Саакашвили призвал оппозицию сотрудничать с парламентом.

«Сейчас наша главная ценность – это единство Грузии, и все должны сплотиться вокруг этого главного вопроса», – заявил Саакашвили.

Новоизбранный спикер Давид Бакрадзе также обратился к оппозиции, собравшейся за стенами парламента.

«Для меня сотрудничество со всеми политическими силами является главным приоритетом. Мы готовы к переговорам, готовы к компромиссам, и готовы делать все для того, чтобы не расколоть общество», – сказал Бакрадзе.

По его словам, «оппозиция и власть – не враги друг другу». «Наши главные враги – это бедность и те, кто пытается расчленить наши территории», – добавил Бакрадзе и призвал оппозицию «отложить свои политические амбиции в сторону и объединиться вокруг одного общего для Грузии дела».

11 июня «Христианско-Демократическое движение», получившее шесть мест в парламенте, предъявило властям «Антикризисный меморандум». Меморандум состоит из 13 требований. В частности, ХДД предлагает следующее: разработать изменения в Избирательном кодексе с учетом замечаний международных организаций; ввести прямые выборы мэров и глав местных администраций; расследовать все факты нарушений, зафиксированных в ходе выборов в Парламент; ввести членов оппозиции в состав Контрольной палаты; разработать механизмы контроля над прокуратурой со стороны парламента; создать законодательную базу для равного доступа политических партий к СМИ; предоставить гарантии того, что конституция буде меняться только по согласованию с оппозицией; разработать и принять закон об оппозиционных партиях и о парламентском меньшинстве и т.д.

По словам лидера ХДД Георгия Таргамадзе, его движение готово к обсуждению меморандума с властями и другими оппозиционными силами. В то же время он отметил, что в «Антикризисный меморандум» вошла часть вопросов из меморандума, предъявленного Объединенной оппозиции властям осенью прошлого года.

«Мы пытались сформулировать требования так, чтобы они не имели характер ультиматума, а главное – чтобы их выполнение было реально», – заявил Георгий Таргамадзе на брифинге 11 июня.

Лидер лейбористов Шалва Нателашвили уже отреагировал на меморандум ХДД: «Мы присоединимся только к единственному меморандуму – роспуск парламента и объявления новых парламентских выборов. Все другие меморандумы для нас неприемлемы, так как это означает идти на диалог с властями».

Однако, среди оппозиционных лидеров нашлись и те, кто положительно оценил послание ХДД. Например, лидер политического движения «Мы сами» Паата Давитая заявил, что он присоединяется к меморандуму ХДД и готов начать консультации с парламентским большинством.

«Мы готовы рассмотреть с большинством пункты меморандума и начать переговоры по их выполнению. Но если правительство откажется от выполнения пунктов, записанных в меморандуме, то теряется смысл входить в парламент», – заявил Давитая.

Лидер «Мы сами» Паата Давитая шел под номером 12 в избирательном списке Объединенной оппозиции. Покидая Объединенную оппозицию, он заявил, что не разделяет взгляды и методы лидеров блока. Давитая заявил о том, что готов остаться в составе парламента и не отказывается от своего мандата.

Помимо Давитая, из Объединенной оппозиции вышли еще двое избранных депутатов: Гия Тортладзе и Георгий Цагареишвили. Однако, они не отказываются от своих депутатских мандатов, но не собираются входить в парламент.

Таким образом, на сегодняшний день, состав парламента выглядит следующим образом:
119 мест занимают члены правящей партии «Единое национальное движение» (48 депутатов прошли по партийному списку, и 71 – по одномандатным округам); Объединенная оппозиция (Национальный совет – Новые правые) – 17 мест (15 по партийному списку и 2 – по одномандатным округам); «Христианско-Демократическое Движение» – Георгия Таргамадзе» – 6 мест (только по партийным спискам); Лейбористская партия Грузии – 6 мест (только по партийному списку). Еще два места у депутатов, которых выдвинула Республиканская партия в одномандатных округах. Однако, сами республиканцы подчеркивают, что выступили в качестве инициативной группы, и двое кандидатов не являются членами партии. Таким образом, в новом парламенте «Единое национальное движение» занимает 79,3%, то есть, парламентское большинство осталось за правящей партией, как и в предыдущем парламенте.

Объединенная оппозиция получила 11,3 % голосов в парламенте (15% из 75 по партийным спискам плюс 2 мажоритария). Лейбористская партия Шалвы Нателашвили составила 4% от общего числа депутатов, столько же – у ХДД. Если Лейбористы и Объединенная оппозиция покинут парламент, то оппозиция будет представлена только Христианскими демократами и двумя республиканцами.

Беслан Кмузов

Материал подготовлен в партнерстве с фондом имени Конрада Аденауэра в рамках проекта «Прозрачность парламентских выборов в Грузии».

ПОДЕЛИТЬСЯ