Виталий Кулик: Украина, Грузия и Молдова вернут свои территории после распада России

2177
Фото с сайта hvylya.net

Российская агрессия и война в Украине. Как повлияют результаты войны на процесс восстановления территориальной целостности Грузии и Молдовы, будущее Крыма и Донбасса, переговоры между Киевом и Москвой — об этом и многом другом рассказывает в эксклюзивном интервью newcaucasus.com политолог, директор Центра исследований проблем гражданского общества Виталий Кулик (Украина).

Когда Украина отстоит Крым и Донбасс, повлияет ли это на вопрос возврата Абхазии и Южной Осетии в состав Грузии?

– Я бы развел вопросы переговорного процесса и возврата территорий. Не думаю, что пока Россия находится в таком состоянии, когда можно говорить о возврате территорий. Возврат территории произойдет тогда, когда она начнет рассыпаться. И это не фантастическая перспектива. Это вполне реалистичная перспектива, когда российский режим даст трещину. А он уже начинает шататься. Я надеюсь, что бунт в России произойдет достаточно скоро. Или “шапочная революция”, или “эффект табакерки” будут иметь место и сыграют свою роль в российской действительности. Вот тогда можно будет ставить вопрос о возврате территорий. Не только для Украины, но и для Молдовы и для Грузии. На данный момент переговорный процесс между Киевом и Москвой не стоит через знак равенства с возвратом территорий Украины. Это предстоит еще сделать.

– Насколько принципиально на переговорах с Москвой Киев отстаивает национальные интересы Украины?

– Во-первых, переговоры на нынешнем этапе не настолько открыты, чтобы говорить о каком-то инсайде, о подготовке документов. По нашим сведениям, руководство Украины не отказывается ни от Крыма, ни от Донбасса, ни за какие скобки эти вопросы не выводит. Мы надеемся, что не будет никаких похабных компромиссов в этом вопросе, никто от суверенитета отказываться не будет, какова бы ни была ситуация на фронтах. Да и последние месседжи с Банковой от руководства нашей страны свидетельствуют о том, что там понимают всю сложность ситуации, и осознают, что компромиссов по Крыму и Донбассу люди не поймут. Люди, которые держат фронт, которые находятся под бомбежками, такого не простят.

Надо отдать должное президенту Зеленскому: я был очень большим его критиком, у меня были очень большие опасения в отношении политического руководства страны в первые дни войны – но сейчас я вижу, что Зеленский слышит людей и он оказался на своем месте. Отступать он не будет, в том числе и в этом вопросе.

Перед войной было много опасений по поводу того, что Украина окажется без топлива, газа, электричества. Насколько обеспечена энергобезопасность Украины?

По состоянию на сегодняший день, ДТЭК это наш монополист, который контролирует в том числе и электрогенерацию, завил, что на его объекты завезены 22 тысячи тонн угла из Польши. Продолжают работать шахты Волынской и Ивано-Франковской области. Это небольшие шахты, небольшие объемы. Но сейчас реабилитируются даже те шахты, которые были на этапе консервирования и, фактически, закрыты. Работают шахты круглосуточно. Есть также схемы бесперебойных железнодорожных поставок угля из Европы, ведутся переговоры о поставке угля из Африки и Америки. Кроме того, ряд электростанций перешли на работу на газе, так что в плане энергобезопасности все более ли менее благополучно.

Продолжаются ли поставки российского газа транзитом через Украину в Европу?

Как ни странно это прозвучит, но Украина и Россия являются заложниками бесперебойной работы газотранспортных систем. У России есть обязательства по бесперебойным поставкам, это – живые деньги, которые нужны российской экономике. Украина нуждается в газе, который мы получаем по существующим контрактам, мы также нуждаемся в этих поставках. Но мы понимаем, что должны будем отказаться полностью от российского газа. Существует риск полного прекращения всех транзитов, мы тоже это понимаем. Я раньше критиковал наш Минэнерго за то, что у нас нет достаточно газа и угля для автономного существования Украины в случае начала войны, но 21 дня украинская энергосистема уже существовала в автономном режиме, она отключена от белорусской и российской энергосистем. Через 21 день функционирования украинской энергосистемы в автономном режиме, она получила подтверждение о подключении к единой энергетической системе Европы.

– Какую роль сыграл отказ Германии от российского проекта Норд стрим 2”?

Это сыграло определенную роль, поскольку России нужен транзит. И то, что не задействован “Норд стрим”, дает нам определенную надежду, что какое-то время вопрос энергоснабжения не обострится для Украины.

– Президент Зеленский инициировал реформу по упрощению и снижению налогов – даст ли это возможность действительно сохранить и поддержать бизнес в Украине? И что мешало провести такую реформу раньше?

– Члены бюджетного, финансового комитетов Украины раньше постоянно повышали налоги. И долгое время проходили митинги представителей среднего, малого бизнеса, индивидуальных предпринимателей. На массовых протестах предприниматели требовали снижения налогов, в январе этого года была даже попытка блокировать Раду. И снижение налогов властями постоянно откладывалось. Сейчас есть основания полагать, что предпринимателям станет легче, так как власть действительно пошла на беспрецедентное снижение налогов, чтобы перезапустить предпринимательскую активность в стране, не допустить ликвидацию рабочих мест, где это возможно.

Я знаю, что многие экономисты критикуют эту систему, считают ее недостаточной. Я тоже вижу определенные просчеты в этом вопросе. Но если мы получим заявленную реформу – 2 процента от оборота и добровольность налога – то есть, если я могу платить, то плачу сейчас, если нет – то оплата откладывается, и за это не будет никаких санкций. Такие нововведения – позитивный стимул для предпринимательской деятельности. Я думаю, что после войны эти меры нужно сохранить, потому что потребуется повысить деловую активность населения.

Беслан Кмузов, специально для newcaucasus.com