Шахин Рзаев: изменений политической палитры Азербайджана ожидать не приходится

2589
Шахин Рзаев
Шахин Рзаев

Согласно Конституции Азербайджанской Республики, с учетом последних изменений, принятых на общенациональном референдуме 26 сентября 2016 года, в Азербайджане проводятся следующего вида выборы:

  1. Президентские. До референдума 2009 года президент избирался сроком на 5 лет и один человек не мог избираться более, чем на два срока подряд. В 2009 году было отменено ограничение на избираемые сроки подряд, а в 2016 году срок президентства был увеличен на 7 лет. То есть, теоретически сейчас один и тот же человек может переизбираться до конца жизни, просто раз в семь лет он должен будет заново вносить свою кандидатуру.
  2. Парламентские. Выборы в Милли Меджлис Азербайджана проводятся раз в 5 лет. В Парламенте 125 депутатов, выборы проводятся исключительно по мажоритарной системе: один округ – один депутат. Раньше система была смешанная, часть депутатов избиралась по партийным спискам, но пропорциональная система была отменена в 2002 году. Абсолютное большинство мест в парламенте занимают депутаты «партии власти» Йени Азербайджан (71 место), председателем которой является действующий президент Ильхам Алиев. 12 мест принадлежат разным лояльным к властям партиям (власти их выдают за парламентскую оппозицию), есть 42 беспартийных депутата, которые, впрочем, почти всегда голосуют так же как и фракция ЙАП.
  3. Муниципальные выборы. Муниципалитеты в Азербайджане не имеют реальных полномочий и по существу являются придатком исполнительной власти, поэтому эти выборы вызывают наименьший интерес.
  4. Общенациональные референдумы проводятся с целью внесения изменений в Конституцию.

Спустя четверть века после обретения независимости Азербайджан все еще находится в «переходном состоянии» к демократической форме правления. Следует отметить, что по сравнению с соседними странами, уровень демократизации в Азербайджане наиболее низкий на Южном Кавказе. Например, согласно отчету международной организации «Фридом Хаус» (занимается  мониторингом демократических изменений в мире, поддержкой демократии и прав человека) за 2016 год индекс демократизации Азербайджана составляет всего 16 пунктов из 100. Для сравнении в Армении этот показатель составляет 46, а в Грузии – 64 пункта. Азербайджан по этому отчету входит в числе стран со статусом «not free», тогда как Армения и Грузия «partly free».

Одним из важнейших показателей для определения уровня демократизации страны являются, конечно же, выборы.  Согласно закону, исполнительная власть не имеет никакого права вмешиваться в процесс выборов. Более того, в уголовном кодексе есть специальная статья, предусматривающая наказание за такое вмешательство и за попытку фальсификации результатов выборов. Согласно Избирательному кодексу, выборы проводят избирательные комиссии.   Центральная избирательная комиссия состоит из 18 членов. Одну треть из них представляют члены, которые назначаются партией, обладающей большинством в парламенте, в настоящее время это президентская партия «Йени Азербайджан», одну треть назначают партии, находящиеся в меньшинстве в парламенте и остальные 6 мест принадлежат беспартийным. Окружных избирательных комиссий в Азербайджане ровно 125, согласно числу мест в Меджлисе. С прошлых выборов 125-е место было выделено для Ханкендинского (Степанакертского) округа Нагорного Карабаха, но армянское население НК в выборах не участвует по понятным причинам. Распределение мест в ОИК идет по той же пропорции что и в ЦИК по одной трети, но всего там 9 членов – с каждой группы по 3. Следующий уровень – Участковые избирательные комиссии. Их всего по стране 5415. Участок можно создать, если в нем есть от 50 до 1500 избирателей. У них по 6 членов, пропорция такая же 2+2+2.

Итак, переходим к использованию административного ресурса.  Естественно, он чаще всего используется в участках, отдаленных от столицы. Для детального разбора механизма использования административного ресурса, прежде всего необходимо сделать отступление и сказать о роли правительственной партии «Йени Азербайджан» в политических процессах и жизни общества в Азербайджане.  Она была организована Гейдаром Алиевым в 1992 году, когда тот был руководителем Нахичеванской автономной Республики и находился в оппозиции к тогдашней власти Народного Фронта и партии Мусават. После прихода к власти Гейдара Алиева в 1993 году партия ЙАП стала занимать доминирующее положение в обществе. Ее место и роль можно сопоставить с местом пропутинской партии «Единая Россия». В эту партию тогда еще начался массовый призыв, причем в нарушение законодательства ЙАП стала создавать ячейки в государственных учреждениях, таких как школы, университеты, гос.больницы, государственные предприятия и т.д. То есть, была идея заполнить место, которое освободилось после роспуска КПСС. И хотя в Конституции нет отдельной статьи «о руководящей роли ЙАП в жизни Азербайджана», по сути, эта партия является инструментом для проведения в жизнь инструкций исполнительной власти. По данным 2014 года в ЙАП состояло более 614 тысяч членов, причем опять же в нарушение действующих законов туда пытаются записывать в принудительном порядке бюджетников и студентов (с гордостью отмечаю, что моя дочь студентка 4-го курса Нефтяной академии, несмотря на шантаж со стороны деканата, отказалась записываться туда).

В подавляющем большинстве случаев избирательные участки расположены в государственных школах, домах культуры, поликлиниках и прочих учреждениях, которые напрямую финансируются из государственного бюджета. При формировании состава участковых избирательных комиссий, большинство составляют полностью лояльные к властям бюджетники (учителя, врачи, библиотекари и т.п.). Как правило, их зарплата очень низкая и за участие в комиссиях им полагается дополнительная плата (около 100 долларов, до девальвации маната). Помимо этого они получают также нелегальные «премии» за хорошо проделанную работу. Под «хорошо проделанной работой», конечно же, подразумевается получение желаемого процента явки и победа кандидата, имя которого заранее сообщается «сверху». В очень редких случаях (по моим наблюдениям, не более 5%), бывает так, что у властей нет четкого фаворита в каком-либо округе, и они устраивают соревнование между двумя-тремя кандидатами, которые, впрочем, почти ничем не отличаются друг от друга.

Каковы пути достижения желаемого результата? Многое тут зависит от опыта и сноровки членов комиссии и от принципиальности или ее отсутствия у наблюдателей. Методы варьируются от наиболее примитивных до самых изощренных. Расскажем про наиболее часто встречающиеся методы.

Самым простым и эффектным способом является обыкновенный вброс в урну пачек заранее заполненных бюллетеней. Это делается порой открыто и на глазах у наблюдателей, многие из которых в этот момент «деликатно» отворачиваются. Конечно, иногда случаются провалы. То ли наблюдатели заявляют протест и пишут потом в протоколе особое мнение, а порой и того хуже, фальсификаторы попадают в объектив журналистов.

На прошлых выборах был нашумевший эпизод, когда журналисты сняли на видео мобильным телефоном как член избирательного участка номер 12 Ясамальского района города Баку, учительница физкультуры школы №13 Афруз Гаджиева бросила в урну целую пачку заранее заполненных бюллетеней. Она потом грозилась подать в суд на журналиста «Мейдан ТВ», который опубликовал это видео, но ЦИК сочла за лучший выход аннулирование результатов на этом участке. Впрочем, сама учительница никакого наказания не понесла, даже не получила обычный выговор. Этот случай произошел в городе Баку, на глазах у журналистов и представьте, что творится в отдаленных деревнях, куда как правило не попадают журналисты и международные наблюдатели.

Кстати, о международных наблюдателях. Самая авторитетная наблюдательская миссия Совета Европы ODIHR отказалась участвовать в мониторинге выборов в Азербайджане ввиду того, что местные власти не создали необходимых условий для долгосрочной наблюдательской миссии.

Зато наблюдения вела миссия стран СНГ и миссия ПАСЕ. Обе миссии оценили прошедшие выборы (референдум) как «шаг вперед в направлении демократизации». Причем один наблюдатель из миссии ПАСЕ умудрился сделать такое заключение еще до закрытия избирательных участков. «Злые языки» из оппозиции объясняют такие оценки как результат «икорной дипломатии».

К более изощренным методам использования административных ресурсов можно отнести так называемую «карусель».  Именем этого аттракциона называется практика, когда одна и та же группа граждан часто при помощи выделенных властями транспортных средств обходит несколько участков и раз за разом голосует за нужного кандидата. Проверка чернильных следов на пальцах и наличие имени в списке избирателей проводится чисто формально, а то и не проводится вовсе, члены комиссий сами подписываются за избирателей, имена которых заблаговременно доставляются в пункт из ЖЭК-ов и паспортных столов. На моих глазах произошел случай, когда в одном участке в Гаджигабульском районе, где я был наблюдателем, группа граждан пыталась проголосовать во второй раз в одном и том же участке, лишь слегка изменив свою одежду. На просьбы наблюдателей проверить этот факт при помощи камер наблюдения председатель участка заявил, что камеры вышли из строя по техническим причинам.

За организацию всех этих действий обычно отвечают представители исполнительной власти на местах, но зачастую не лично сами (чтобы не засветиться), а через своих подчиненных и активистов местных предприятий. Они даже имеют негласные звания, такие как «онбаши», «юзбаши» (десятник, сотник) и отвечают за явку и результат на порученных им участках.

На более высоком уровне административный ресурс используется при выделении большего эфирного времени на пропаганду какому-то кандидату или больших материальных средств на печать плакатов и других избирательных материалов. Хотя, это в последнее время делается больше для отвода глаз, так как ни пропаганда в СМИ, ни плакаты не имеют решающего влияния на итоговый результат. Все решается в кабинетах исполнительной власти и осуществляется руками членов избирательных комиссий.

Отдельная тема – давление на гражданское общество. За последние два года многие НПО, в том числе осуществлявшие наблюдение и мониторинг процессов выборов были закрыты, руководители некоторых из них даже арестованы по подложным обвинениям.

Следующими выборами по идее в Азербайджане должны были быть президентские, так как пятилетний срок истекает в 2018 году. Однако срок полномочий президента увеличен до 7 лет. Пока власти окончательно не определились, проводить ли в 2018 году президентские выборы или отложить их до 2020 года и провести их вместе с парламентскими. В любом случае, никаких кардинальных изменений в политической палитре Азербайджана в ближайшее время ожидать не приходится.

Шахин Рзаев

Фото И.Чихладзе