Юрий Манвелян: власти Армении еще никогда не побеждали на выборах

4508
Юрий Манвелян
Юрий Манвелян

Несмотря на то, что уже более 20 лет смена власти и режима мало зависит от хода выборов, процесса голосования и тем более «волеизъявления народа», период выборов охватывает практически всех жителей страны и даже больше.

Власти сгоняют людей к избирательным участкам запугиванием, подкупом; оппозиция – обещаниями перемен, которые возможны, если не воровать в таких масштабах. Видимость процесса выборов и его актуальность обеспечивают подконтрольное администрации и семье президента телевидение, другие СМИ, в той или иной степени лояльные к власти и оппозиции, международные организации вперемешку с местными неправительственными инициативами.

Упомянутые институты и их представители вещают от имени народа, нации, общественности, граждан, гражданского общества. Те, от имени которых вещают, не обладают средствами массовой информации и зачастую тратят значительную часть дня на добычу средств к существованию и покрытию долгов.

Изоляция Армении диктует свою логику во всех сферах жизни – монополизация экономики, культуры, контроль медиа, опосредованность любых отношений, концентрация власти. В этих условиях самым внятным и массовым политическим протестом в стране является побег из нее. Однако в условиях контроля общественной информации миграция не маркируется в качестве протеста. Как максимум – проблема представляется в качестве национальной трагедии, аморфизируется. Обратно из миграции и диаспоры популяризируются люди, достигшие успеха. Их деятельность в Армении вписывается в линию властей.

Миграция носит постоянную реакцию, усиливаясь в периоды очередной волны разочарования – после выборов.

Есть еще сезонная миграция, в ходе которой на заработки уезжают-приезжают примерно семьсот тысяч человек.

Я перечисляю эти факторы, чтобы повести к главной статистической лжи, которую озвучивают власти: официально в Армении проживает не менее трех миллионов человек. Отталкиваясь от этой цифры, они расчитывают количсетво избирателей и всю остальную статистику. В стране нет человека, который бы верил в эту цифру. Даже представители правящей партии в частных беседах подтверждают, что людей осталось меньше двух миллионов. Никто, кроме власти, не может поименно сосчитать всех, но есть вторичные показатели – производство хлеба, транспорт, количество телевизоров, пользователей телефонной связью и другими коммунальными услугами.

К официальному количеству избирателей следует прибавить использование в ходе последних нескольких выборов напечатанные новые паспорта, крайне раздутый чиновничий аппарат и силовые органы и их родных, которым запрещено не голосовать и голосовать не за власть. И несмотря на подобную концентрация власти, они еще практикуют карусели, похищение урн, запугивания, избиения, массовые вбрасывания бюллетеней, прописывают без ведома владельцев десятки людей на одну квартиру, свозят в день голосования жителей Джавахети и запретили голосовать вне страны.

Что удивительно, иногда даже это не помогает. Голосование в Армении протестное – действующая власть никогда еще не побеждала на выборах. Дорисовывать, добрасывать и добивать им приходится до последней минуты дня голосования и даже после. Для подавления протестов используются полиция, служба нацбезопасности, армия. Последняя участвовала в разгоне мирной демонстрации в 2008 года в нарушение Конституции, которую впоследствии подправили.

Параллельно с силовым подавлением усиливается кампания запугивания населения внешним врагом – турками; интеллигенция призывает к стабильности, трупы солдат с линии фронта приводятся в качестве аргументов. Оппозиция в страхе быть заклейменной в качестве предателей родины принимает такие правила игры, остальные остаются один на один с дубинками, слезоточивым газом, следователями, изоляторами, судами и тюрьмами.

У правящих республиканцев подавляющее большинство в парламенте, у их лидера заканчивается второй срок. К этому времени успели изменить конституцию, которая позволяет оставаться у руля без кресла президента. И главным вопросом перед парламентскими выборами в апреле будущего года, если верить СМИ, является не возможность изменений, а то – в какой должности Серж Саргсян продолжит править страной? Самые дерзкие аналитики предполагают, что сам Путин назначил менеджера «Газпрома» Карена Карапетяна премьером, которому и перейдет власть.

От выборов к выборам, от разочарования к разочарованию, от изоляции к еще большей изоляции…

Юрий Манвелян

Фото И.Чихладзе