Я солгал, чтобы попасть в Азербайджан

8871

“Я – грузин”, – сказал я азербайджанскому пограничнику. Он поверил, предварительно спросив о происхождении армянских печатей в моём грузинском паспорте.

В Армении я бывал по работе. Родился же в Тбилиси, в армянской семье. Родителям о планах посетить Азербайджан не сказал. Позвонил маме из Баку. Реакция была ожидаемой. Многие знакомые не поверили, когда узнали, что я во «враждебном» государстве. Некоторые удивились, как я пошёл на такой смелый (с их точки зрения) шаг.

КРАСНЫЙ МОСТ

Грузинская пограничница, увидев мою фамилию, похожую на армянскую, предупредила: “Вам надо доказать, что вы грузин. Ведь люди там думают немного по-другому. К тому же у вас печати армянские”. Я сказал, что о возможных осложнениях знаю.

Мои шансы перечесь границу я оценивал примерно 50 на 50. Обдумывал вероятные вопросы пограничника и мои ответы. Что буду говорить – я не знал. Даже вещей взял немного. Заранее изучил подобные случаи. Однозначно: граждан с армянскими фамилиями, вне зависимости от паспорта, блокируют. Иногда возникают проблемы и у грузин с окончанием фамилии «иани» (в основном, такие фамилии встречаются в регионе Сванети).

Как доказать национальность, непонятно. В Грузии такой графы в документах давно нет. Только в свидетельстве о моём рождении, еще в советские годы, записано: армянин. Но этот документ из прошлого века конечно я никому показывать не собирался.

После грузинской печати – нейтральная зона. Река Храми и «Красный мост». Несколько шагов и впереди азербайджанский пограничный пункт. Очередь небольшая. Мысленно выбираю пограничника, но попадаю к самому суровому на вид. Моя фамилия показалась ему не очень подозрительной. Несколько вопросов, минут пять и странное движение руки в сторону печати. Через секунду штамп оказался в паспорте. Я уже в Азербайджане. Воспринял это как маленькую победу.

Думаешь: а много было таких, как я? А может делаешь что-то неправильно?

АЗЕРБАЙДЖАН И НАГОРНЫЙ КАРАБАХ

Я турист и в Ереване, и в Баку. Но в Азербайджане всё же чувствуешь себя менее комфортно. Странное чувство при виде полицейских. Кажется, что рано или поздно тебя «обнаружат».

Еще более странное чувство одолело, когда обнаружил в центре Баку армянскую церковь. Без крестов, огороженную со всех сторон, но всё же на месте. Восстановят ли её когда-нибудь? Или снесут? Вернутся ли в свои дома беженцы? Будет ли мир на Южном Кавказе? Церковь – чуть ли не единственное напоминание об Армении в Баку.

А о Карабахе напоминаний много и вспоминают о нем часто. В музеях напоминают об оккупации земель. О памятниках, разрушенных в годы войны.

О войне думаешь при осмотре Аллеи шахидов. Какая разница, где ты родился, кто твои родители, какой ты национальности? В 90-е погибли молодые люди. Молодые, и не только, погибают и сейчас – потому что политики договориться между собой не могут. А у простых жителей неприязнь к соседям – с которыми в одном регионе или даже одном доме жили не один год и не одно десятилетие. Такое было и в Грузии.

В ходе пребывания в Баку, ситуация в Нагорном Карабахе обострилась. Это сказалось и на статусах в социальной сети от друзей из Тбилиси.

Между тем, в грузинском обществе активизировался вопрос: кого поддержать в случае возобновления войны? Многие думают, что необходим нейтралитет. Другие – что надо поддержать Азербайджан, который как и Грузия пытается восстановить территориальную целостность. Но почти все соглашаются, что новая война не устраивает ни Азербайджан, ни Армению, ни Грузию. А только Россию.

12920919_1143591808998584_900758116_n

P.S.

После конкурса «Евровидение» и Первых Европейских игр, в Баку готовятся к гонке «Формула 1». В центре города масштабная стройка и укладка дорог. В 2020-м в столице Азербайджана должны пройти и игры Чемпионата Европы по футболу. Много небоскрёбов возводят по всему городу. “Дубаизация” Баку продолжается.

Кто знает, смогу ли я еще раз посетить этот город и эту страну? В ближайшие годы рисковать больше не собираюсь. Но и в чёрный список попадать не хочу. Поэтому, и данная статья анонимна. Кроме того, в случае моей идентификации, проблемы могут возникнуть у пограничника, который пропустил меня на территорию Азербайджана. А может быть, даже у всего наряда, который дежурил в тот день на таможне.

Но, возможно, после этой статьи гражданам Грузии на границе все же будут задавать больше вопросов.