Гиоргий Чиковани: Грузия транзитная страна, газораспределительный центр и электрохаб

2704

Проблемы и перспективы зеленой энергетики, возобновляемые источники энергии, энергобезопаснсть – об этом и другом рассказывает в эксклюзивном интервью newcaucasus.com директор Фонда развития энергетики Грузии (Georgian Energy Development Fund) Гиоргий Чиковани.

В чем заключается роль Фонда развития энергетики Грузии?

Развитые страны давно уже осознали важность природных ресурсов и дорожат ими, уделяя большое внимание развитию малой энергетики. Энергетические установки малой мощности работают по всей Европе. Большой потенциал развития малой энергетики существует и в Грузии.

Грузия обладает одним из самых высоких в мире потенциалов в сфере гидроэнергетики. Об этом говорится в стратегии Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), разработанной по Грузии.

Как отмечается в документе, Грузия обладает потенциалом для производства 7,3 мегаватт электроэнергии на душу населения в сфере возобновляемой энергетики, что существенно превосходит возможности Норвегии и Канады, имеющих значительные гидроресурсы. Около 320 из 26 тысяч рек Грузии имеют существенный энергетический потенциал.

Правительством страны для поддержки инвестиций и развития сектора возобновляемых источников энергии в 2010 году был создан АО “Фонд развития энергетики Грузии” (GEDF). Фонд предлагает инвесторам солидный перечень потенциальных электростанций с предварительно проведенными расчетами технико-экономического обоснования. У Грузии большой потенциал развития ветряной энергии, средняя оценка 4 млрд кВт.ч. Черное море и близкое расположение Каспийского моря, Кавказские горы и Триалетский комплекс – все это создает эффект тоннеля, что позволяет на сравнительно небольших площадках разместить большее количество достаточно мощных ветроэнергетических турбин, что экономически выгодно. Наибольшим потенциалом ветроэнергетики обладает центральная часть Грузии. Подробную информацию о перспективных электростанциях, которые Грузия желала бы построить на своей территории, можно почерпнуть на сайте фонда.

Мы осуществляем ряд рефором для привлечения инвестиций в сектор возобновляемых источников энергии. Если говорить о рычагах привлечения инвесторов, то, в первую очередь, это осуществлялось на основе power purchase agreement (PPA) (договора о купле-продаже). Однако, механизм power purchase agreement (PPA) уже отрицается на территории стран ЕС. Так как договор заключает правительство, а продают и покупают частные компании. Возникает вопрос – а причем тут правительство? То есть, для реальной торговли необходим свободный рынок.

Необходимо создание поощрительных инструментов и субсидирование производства возобновляемой эненергии. Наиболее распространенным способом поддержки развития возобновляемой энергетики является введение льготных тарифов на подаваемую в сеть электроэнергию, то есть надбавка за поставки электроэнергии со стороны государства.

Необходимо использование таких инструментов как feed-in tariff, Wind Energy Certificates, Feed-in Premiums (FIP). Новый законопроект «Об энергоэффективности» (Renewebel energy low) уже готов и внесен на рассмотрение в парламент, ожидается, что в этом году он будет принят.

Необходимо, чтобы рынок мог обеспечить покупку электроэнергии в почасовом режиме по свободным (нерегулируемым) ценам. В итоге рынок самостоятельно определит реальную стоимость энергии, какова разница между рыночной ценой и ценой на возобновляемую энергию. В этом случае мы можем обсуждать сколько нужно планировать и добавлять новых источников генерации солнечной или ветровой энергии.

– Фонд реализует проект строительства малой ГЭС в высокогорной местности Шатили…

– Шатили расположен в высокогорном районе, в местности со сложными метерологическими условиями. Там нет сети электропередач и ГЭС, которая обслуживает поселок, работает в автономном режиме. Наш фонд получил от правительства задание по строительству новой микроГЭС мощностью в 200 квт. для того, чтобы население этой местности не осталось без электроэнергии. После завершения строительства она будет передана местному муниципалитету.

Это делается для помощи местному населению, чтобы эта территория не опустела. Действующая там ГЭС устарела и до того как начнется ее реабилитация, мы уже соорудим новую.

Новая ГЭС будет передана на баланс местному муниципалитету для бесплатного обслуживания только населения Шатили, а это 50-60 семейных хозяйств. Это социальный проект.

Мы начали изучать местности высогорных районах и планируем в будущем осуществлять там проекты по необходимости, будет ли это проводка новой электросети, сооружение микроГЭС или установка систем солнечной энергии.

– Осуществляются ли проекты по производству солнечной энергии?

– Мы подписали несколько меморандумов по изучению потенциала строительства солнечной электростанции с несколькими компаниями, правительство Грузии решило объявить конкурс на строительство солнечной электростанции мощностью 50 мегаватт. EBRD помогает нам осуществить технико-экономическое обоснование проекта (pre feasibility study), после чего будет объявлен конкурс. Проект направлен на привлечение частного инвестора. В результате, победитель получит право на строительство и затем на оперирование первой солнечной станции.

Грузия намерена диверсифицировать энергетику, используя солнечные, ветровые и геотермальные ресурсы.

У Грузии огромный потенциал для развития возобновляемой энергии, но пока используется около 20–25% гидроэнергии и сгенерировано всего 20 мегаватт ветрового потенциала.

В Грузии уже действует первая ветровая электростанция «Картли» в Гори (регион Шида Картли, восточная Грузия), мощностью в 20 МВт. Проект был реализован «Фондом развития энергетики Грузии», инвестиционная стоимость которого составила до 30 миллионов долларов. Строительство электростанции профинансировал Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) был выделен кредит в размере 25 миллионов долларов.

Сейчас владельцем электростанции является «Фонд развития энергетики» и «Корпорация нефти и газа», но в планах фонда приватизация этой станции. Вероятно, она будет продана на аукционе.

В зимний период использование источников возобновлямой энергии затруднено, а энергетическая зима у нас длится девять месяцев. В пик потребления электроэнергии Грузии ее объем составляет более 2 000 Мегаватт-час, а в год Грузия нуждается приблизительно в 13 миллиардах Квт/ч электроэнергии.

Сложно сказать, какой процент может занимать доля возобновляемых источников в общем энергобалансе страны. Наверное, около 10-15% от общего потребления. По ветровой энергии мы может выработать, используя существующие ресурсы до 2030 года – с 330 мгвт до 1200 мгвт в 2030 году. По солнечной энергии мы намерены наращивать производство с 120 мгвт до 500 мгтвт в 2030 году.

Фонд реализует также проект по развитию туристической зоны на Ингури ГЭС?

– Правительство поручило нам исследовать туристический потенциал Ингури ГЭС. Подобных проектов вблизи плотин ГЭС мире несколько. Ингури ГЭС уникальный технический и инженерный комплекс. Там планируется обустройство музейно-информационного пространства, смотровых площадок, открытой концертной площадки и канатной дороги. В течение всего года будут функционировать познавательно-развлекательные и культурные центры, что существенно повысит туристический потенциал страны. На самой плотине будет обустроен центр интерактивных находок, аттракционы развлекательного и приключенческого типа.

Пока активной работы с инвесторами не ведется, но уже проводятся исследования бизнес-модели проекта. Технико-экономическое исследование проводит компания Colliers International Georgia. В целом стоимость проекта составляет 29 млн. доллларов. Однако, возможно, проект будет осуществляться по частям.

В 2015 году арочной плотине Ингури ГЭС был присвоен статус памятника культурного наследия. Общая высота плотины 271,5 метра, длина – 728 метров. По предварительным расчетам, туристическая зона Ингури ГЭС в год будет обслуживать порядка 400 тысяч туристов.

Какое место в регионе занимает Грузия по развитию энергоэффективности и возобновляемой энергии?

– Мне сложно сказать кто на первом месте. У нас хорошие отношения со всеми нашими коллегами в регионе. Например, в Армении закон об энергоэффективности был принят раньше, чем в Грузии. Там были начаты несколько интересных проектов, но, я не могу сказать, что они масштабны. В Азербайджане эта сфера начала развиваться раньше, однако частные инвестициии не очень развиты и она полностью контролируеся госсектором.

Грузия присоединилась к Энергетическому сообществу, взяла на себя обязательства по внедрению закона об энергоэффективности, подготовке плана действий по энергоэффективности, закона о возобновляемой энергии и закона об электроэнергии и газе в соответствии с концепциями и принципами ЕС и директивами ЕС в области энергетики

Все эти действия направлены на укрепление роли Грузии как транзитной страны, газораспределительного центра и электрохаба.

Конечно, некоторые силы препятствуют нашей энергонезависимости и, увы, часто достигают своих целей.

Лика Жоржолиани, специально для newcaucasus.com