Галопом по Грузии: фотозарисовки (часть I)

3294
Освещение социальных проблем в Грузии остается во многом прерогативой региональных журналистов. Столичные СМИ социальными темами интересуются мало, и то вкупе с политической подоплекой. В моде высокая политика, а проблемы маленького человека уходят на задний план. С целью направить внимание журналистов на социальные проблемы в различных регионах Грузии неправительственная организация “Региональная сеть для гражданского общества – R-CSN” при участии “Агентства гражданского развития – CIDA” предложила поездку для представителей масс-медия.
Во время медиатура была возможность посетить различные регионы Грузии и ознакомиться с порой невидимыми проблемами, о которых ты вроде и слышал, но издалека они тебе казались малозначительными. Нескончаемая цепь социальных проблем, будь то нехватка воды и жилья, плохие дороги, отсутствие возможности реализовать свою сельскохозяйственную продукцию и составляют в конце концов тот неблагополучный социальный фон, который и является лицом современной Грузии. Журналисты и общество, наверное, предпочитают избегать данных проблем или ставить их на самое дно пирамиды, видимо, потому, что они и кажутся им непреодолимыми.
Гурджаани, регион Кахети: персики на выброс
Каждый день кахетинские фермеры собираются на рынке Чумлаки, который расположен при выезде из города Гурджаани в 40 км от азербайджанской границы. Здесь они пытаются продать свои персики и нектарины. Однако в 2013 году покупателей на эти фрукты мало, поэтому цена резко упала и составляет порой 10-20 тетри за килограмм. Дело в том, что основными покупателями кахетинских фруктов до сих пор являлись перекупщики из Азербайджана. Но с начала этого года азербайджанская сторона повысила таможенную пошлину на ввоз продукции из Грузии почти в два с половиной раза до 1,15 лари, в результате чего азербайджанцы за грузинскими персиками не приезжают, либо предлагают очень низкую цену.
1376248412_gurjaani4
Многие фермеры не знают, что им делать. Местному грузинскому рынку такое количество персиков не нужно. Азербайджанцам покупать грузинские фрукты уже невыгодно, российский рынок закрыт, несмотря на многочисленные уверения грузинских властей о его доступности для сельскохозяйственной продукции Грузии. Персики и нектарины – фрукты скоропортящиеся, особо не сохранишь. Большая беда местных фермеров – отсутствие перерабатывающих заводов, где бы из персиков готовили компоты и джемы. Непроданные персики хозяева вынуждены зачастую просто выбрасывать.
1376248461_gurjaani
Была надежда на новые власти, ведь помощь сельскому хозяйству изначально заявлялась премьером Бидзиной Иванишвили как основной приоритет его команды. Однако одноразовое денежное пособие в размере 630 лари на 6 га сложно назвать большой подпоркой. И даже эту помощь получили не все. По словам фермера Гочи Датуашвили, он лишь на удобрения в год потратил около 5000 лари. Для Гочи торговля персиками – бизнес проигрышный и безнадежный. Он 15 лет выращивает персики, но в последнее время перешел на более прибыльное виноделие. Гоча даже поставляет небольшое количество своего вина для церкви.
1376248449_gurjaani5
Заза Цацалашвили в 2013 году ожидает около 7 тонн урожая нектаринов. Большая часть уже собрана, но не продана. Главная прибыль у него – от перегона в Грузию и продажи поддержанных немецких машин. А сады? “Выращивать персики смысла уже нет. В конце сезона вырублю деревья на дрова”, – говорит он в отчаянии.
Не только Заза видит выход из этой ловушки в вырубке своих садов. Ведь лишь найм работника для сбора урожая обходится в 15-20 лари в день, кроме того труд на выращивание, удобрения, а в итоге красная цена твоим мукам максимум 20 тетри, то есть за ящик персиков в 20 кг – ЧЕТЫРЕ лари.
1376248505_gurjaani10
“Мне на уборку урожая нужно десять человек. А что делать? Столько стараний, чтобы вырастить персики, как я могу их на деревьях оставить, у меня сердце кровью обливается, если я заброшу свои сады. В любом случае я в проигрыше: соберу или не соберу урожай. Мы уже никому не верим – ни новым, ни старым властям. После того, как рынок в России закрыли, мы все мучаемся. А теперь еще история с азербайджанской таможней”, – говорит с горечью Роберт Кудзишвили.
1376248543_gurjaani8
Лагодехи, регион Кахети: “Уж лучше техническая вода, чем никакая”

1376248751_lagodekhi4Жители этого небольшого приграничного с Азербайджаном городка страдают от нехватки питьевой воды. Точнее сказать, любой воды. Воду здесь не первый месяц подают по графику: два часа в день, что покрывает лишь 10% потребности местного населения. На протяжении многих лет жители получали т.н. техническую нефильтрованную воду.

1376248721_lagodekhi3

По той причине, что вода не отвечала стандартам… власти ее просто перекрыли. Жители протестуют и требуют вернуть им воду, пусть и такую. Вода поступает по ржавым трубам советских времен из лагодехского водохранилища.

1376248900_lagodekhi8

В водохранилище, несмотря на запрет плавания, ведь вода предназначена для питья, плескаются дети, а взрослые моют в ней грязную посуду.

1376248782_lagodekhi6

Местные власти утверждают, что они в этой ситуации бессильны, а решать проблему и очищать воду должна ответственная за это ООО “Объединенная водоснабжающая компания Грузии”. Представители компании обещают решить проблему за неделю. Возникает вопрос: если проблему можно было решить за неделю, почему же за двадцать лет ее не решили?

1376248804_lagodekhi7

Карданахи: жертвы оползня и бюрократии

Дом 59-летнего Давида Орахашвили три года назад в результате оползня был почти полностью разрушен. Геологи вынесли вердикт: ремонту не подлежит. С тех пор Давид ждет помощи от государства, взамен получая лишь обещания. Таких как он в селе Карданахи (крупное село в регионе Кахети) около 100. Причем пятнадцати семьям срочно требуются новое жилье.
1376248615_kardanakhi5
Со сменой власти Охарашвили вновь попытался напомнить о себе, но местные власти заявляют, что заключение геологической службы, выданное семье Охарашвили, затерялось. Соответственно, нужна новая проверка.

Вот уже три года он живет в своем просторном, но в то же время обветшалом и сыром доме. “Боюсь, чтобы сын не заболел воспалением легких от сырости, которая царит в доме. Боюсь, как бы свая не рухнула на него. Сердце болит, когда сын говорит, что не может привести в такой дом своих друзей”, – рассказывает чуть не плача Давид Охарашвили. Его жена скончалась 10 лет назад. Недалеко от дома Охарашвили вместе с 12-летним сыном Георгием держит продуктовый лоток, открытый на банковский кредит.
1376248547_kardanakhi
Его сосед 54-летний Гиви Табахелашвили тоже ждет в своем покошенном доме помощи от государства. На сегодняшний день его семья из трех человек получает помощь в размере 78 лари.

1376248713_kardanakhi12

Раньше на семью приходилась и социальное пособие, но его отменили после того, как в прошлом году Табахелашвили получил хороший урожай винограда. Но в этом году из-за непогоды с урожаем не повезло, и Гиви подрабатывает у фермеров на сборе персиков, получая в день по 20 лари. На вопрос: “А как же вы обеспечиваете себе проживание?” он отвечает: “Да разве это проживание, разве это жизнь? Будто покойники мы!”
1376248652_kardanakhi13
Автор: Амалия Оганджанян
ПОДЕЛИТЬСЯ