Галопом по Грузии: фотозарисовки (часть V)

3538
Освещение социальных проблем в Грузии остается во многом прерогативой региональных журналистов. Столичные СМИ социальными темами интересуются мало, и то вкупе с политической подоплекой. В моде высокая политика, а проблемы маленького человека уходят на задний план. С целью направить внимание журналистов на социальные проблемы в различных регионах Грузии неправительственная организация “Региональная сеть для гражданского общества – R-CSN” при участии “Агентства гражданского развития – CIDA” предложила поездку для представителей масс-медия.
Во время медиатура была возможность посетить различные регионы Грузии и ознакомиться с порой невидимыми проблемами, о которых ты вроде и слышал, но издалека они тебе казались малозначительными. Нескончаемая цепь социальных проблем, будь то нехватка воды и жилья, плохие дороги, отсутствие возможности реализовать свою сельскохозяйственную продукцию и составляют в конце концов тот неблагополучный социальный фон, который и является лицом современной Грузии. Журналисты и общество, наверное, предпочитают избегать данных проблем или ставить их на самое дно пирамиды, видимо, потому, что они и кажутся им непреодолимыми.
Мистические счета за газ

1400260660_tserovani-1

Это самый крупный поселок беженцев августовской войны 2008 года. Здесь, в Церовани, живут около шести тысяч беженцев из города Ахалгори и сел Верхнего и Нижнего Лиахви. 2 000 коттеджей с красными крышами и участком земли приблизительно в 400 квадратных метров – вполне достаточно, чтобы выращивать овощи и фрукты для своего потребления, но недостаточно для того, чтобы получать дополнительный доход от урожая. Всего таких лагерей в Грузии сейчас двенадцать.

1400260675_tserovani-10

В Церовани при финансировании частного банка была построена школа, здесь работает свой детский сад, к 2015 году обещают успеть две амбулатории и станцию скорой помощи. Кроме того, для трудоустройства беженцев здесь работают предприятия, например, фабрика кондитерских изделий “Барамбо”, заводы по производству напитков “Зедазени” и “Натахтари”. Несколько предприятий, таких, как “Берта”, которая выпускала моющие средства, были, однако, закрыты.

1400260630_tserovani-3

Каждый день раз в час-полтора отсюда в направлении Ахалгори ходит маршрутное такси. В Ахалгори у людей остались дома, родственники, кто-то ездит туда на заработки. Дважды беженец (еще при первой осетинской войне бежал из Цхинвали в Ахалгори) Важа Хараули говорит, что “простая уборщица в Ахалгори получает от русских около 600 лари”.

1400261001_tserovani-11

Большая проблема в Церовани – коммунальные расходы, особенно плата за газ. Квитанции здесь приходят с чрезмерно завышенными счетами по любым меркам: на семью за зимний месяц минимум 150, а то и 250 лари. Это при том, что беженец получает от властей по новым правилам пособие размером в 45 лари или социальную помощь в 60 лари (одновременно обе выплаты получать запрещается). Странные счета местные объясняют тем, что они получают каспийский газ по завышенным тарифам, да и дома были построены в свое время на скорую руку, стены пропускают тепло.

1400260612_tserovani-6

Раньше все коммунальные расходы на себя брало государство. Однако, уже год как идет передача коттеджей в частную собственность беженцам (кстати, за очень символичную сумму в 1 лари), но при условии, что теперь они за все будут платить сами. Жители Церовани проблему решили по-своему: они просто не платят и уже год собирают долги в надежде на то, что потом им эти долги спишут.

Жертвы тоннеля

1400260645_kvishkheti-2

Село Квишхети (Хашурский район, Шида Картли) всегда славился как уютное место отдыха. Но вот уже два года отдыхающие сюда больше не едут. Уже два года здесь строится железнодорожный тоннель, который должен соединить Восточную и Западную Грузию. Отсюда – загрязненный воздух, шум от взрывов при прокладывании тоннеля, постоянная пыль от передвижения тяжелых грузовых машин, перебитые дороги. Главное –  дома сельчан, особенно те, что стоят непосредственно над тоннелем, в так называемой красной зоне. Они стали покрываться трещинами и рушиться. Домов в красной зоне около 80.

1400260677_kvishkheti-15

Как рассказывает 80-летний Бичико Гомарели, каждый день производятся по 6-8 взрывов. Дед Бичико живет один, его дом в результате этих взрывов пришел в непригодное для житья состояние, он был вынужден перейти в соседний дом, хоть и тот в обветшалом состоянии. Трое детей Бичико скончались, остались внуки, но и они из-за строительство тоннеля все реже навещают Бичико.

1400260617_kvishkheti-4

Жительнице Квишхети Лили Сутиашвили страшно выпускать детей на улицу играть, но и дома небезопасно. “Каждый день, с 8 утра, как только начинаются работы в тоннеле, мы все уже во дворе, боимся оставаться дома – все дрожит, с потолка сыпется, трещины еще больше расширяются”, – говорит Сутиашвили. Таким образом, из-за тоннеля жители Квишхети лишились дохода от туризма, а кроме того, повреждены дома. Но до их проблем никому нет дела. Уже два года.

1400260658_kvishkheti-8

Департамент “Железной дороги Грузии” перекладывает ответственность на компанию-контрактора, которая выполняет строительные работы – китайскую фирму “23-е бюро китайской железной дороги”, заявляя, что именно китайцы обязаны платить компенсации. При этом грузинская сторона отказывается разглашать условия контракта с подрядчиков. Китайцы же периодически наведываются к сельчанам, делают замеры трещин и исчезают, отсылая через переводчика жителей Квишхети к руководству грузинской “Железной дороги”.

1400260708_kvishkheti-5

 

Да и рабочих мест почти никаких, лишь 50 человек из Квишхети сумели трудоустроиться у китайцев, остальных работников возят из соседних сел. Валерий Гелашвили работал водителем на строительстве тоннеля недолгое время. По его словам, с ним обращались как с бесправным существом, заставляли работать по 12 часов в сутки и в конце концов уволили. “Наш депутат умер для нас, как только стал депутатом. В ответ на просьбы помочь, он нам достаточно искренне признался: зачем из-за вас я должен ссориться со своей командой (правящей коалицией “Грузинская мечта”)?” – рассказывает Гелашвили.

1400260670_kvishkheti-10

Нино Лелашвили стала “жертвой тоннеля” лишь год назад, в апреле 2013 года. Внезапно дом зашатался, пошли крупные трещины, семья Лелашвили испугалась, выбежала на улицу, Вскоре прибежали китайцы, засуетились, замерили все, стали убеждать Лелашвили оставить дом, так как в нем оставаться было опасно. Оказалось, в тот день по неизвестной причине обвалился тоннель, в результате прямо под домом Лелашвили образовалась пустота.

1400260699_kvishkheti-1

Сельчяне неоднократно устраивали акции протеста, перекрывали дорогу – все бесполезно. В отчаянии они грозятся объявить бессрочный протест. Других способов борьбы они не видят, в суд идти не решаются, на это у них нет денег. Да и на независимую геологическую экспертизу тоже. Обе стороны тем временем кормят сельчан обещаниями, мол через пару лет после окончания строительства мы вам поможем. При этом у жителей Квишхети есть информация, что китайская фирма все же выделила деньги на компенсации, но они до пострадавших не дошли, а затерялись где-то в офисах Железнодорожного департамента Грузии.

Ползучая смерть

1400260634_zemo-achara-4

Гогинидзееби – небольшое село в Верхней Аджарии. Село, где третий год живут в постоянном страхе. Особенно в период дождей. Это зона схода оползней. Здесь более 25 домов, но только в 14 из них постоянно живут, как в летний, так и в зимний период. Этим людям некуда идти.

1400260726_zemo-achara-5

В апреле 2011 года дом семьи Шарвашидзе попал под оползень, повезло, что его жильцы в тот день остались в районном центре Кеда. Правозащитные организации призывают власти обратить внимание на это село и помочь в расселении его жителей, пока не поздно.

1400260672_zemo-achara-2

А местные жалуются: из-за постоянной угрозы парни села не могут жениться – “какая невеста пойдет жить в такое рискованное место?”; и каждый раз ликуют, когда удается выдать замуж девушку из Гогинидзееби.

1400260656_zemo-achara-13

В местной начальной школе учатся два ребенка, затем для продолжения учебы им придется идти в соседнее село, которое расположено в трех километрах. Маршрутки здесь ходят дважды в день, пропустил – топай часа полтора пешком до Кеда.

1400260688_zemo-achara-11

 

Автор: Амалия Оганджанян

ПОДЕЛИТЬСЯ