Полицейский Азербайджан

3378
Полицейский Азербайджан (коллаж: newcaucasus.com)
Полицейский Азербайджан (коллаж: newcaucasus.com)

Прочитавший заголовок может спросить «А разве это так?». Но в стране ранее существовало две силы имеющие негласное право на почти официальное вымогательство — полиция и Министерство национальной безопасности. Теперь осталась одна.

В конце осени прошлого года был отправлен в отставку министр национальной безопасности Эльдар Махмудов, его помощники оказались в тюрьме (один из них недавно покончил с собой). И произошло это при посильном участии Министерства внутренних дел. Оно же, вместе с генеральной прокуратурой провело расследования, в результате которых выяснилось, что высокопоставленные соратники Махмудова занимались рэкетом и рейдерскими захватами бизнеса.

Позже, уже в декабре, президентским указом было принято решение разделить бывшее МНБ на две структуры — Службу государственной безопасности и Службу внешней разведки.

Учитывая закрытость политических решений, гражданам страны и многочисленным экспертам пришлось гадать о том, какие именно истинные причины заставили пойти на это. Официальную версию о рэкете никто всерьез не рассматривал, так как бизнес в Азербайджане «трясут» все, от Министерства налогов и до местного участкового.

Модной гипотезой тогда была следующая — утверждалось, что Махмудов установил «прослушку» в личных целях у самых высокопоставленных чиновников, собирал компроматы и что информацию об этом президенту Алиеву в качестве подарка передал лично президент РФ Путин во время экономического форума в Казахстане.

По другой версии, у Махмудова возникли политические амбиции вплоть до желания занять кресло премьер-министра.

Обе версии имели свои слабые стороны и лишь последующие события стали складываться в некую мозаику, указав в итоге на то, что президент Алиев в ожидании возможных народных волнений сделал из МВД фактически единственную силу, которая будет иметь все необходимые полномочия по защите режима. Таким образом, совсем недавно, посредством особых указов, изменений законодательства и фактического превращения МВД в монополиста в силовой сфере, Азербайджан превратился в полицейское государство.

Кормушка уменьшается

К концу прошлого года финансовый сектор (банки и страховые компании) потерял не менее 30% работников. Банки ликвидируют собственные филиалы по всей стране. Одновременно растет безработица и в других секторах — торговле, строительстве, сфере услуг. Госкомстат с лета 2015 года прекратил публиковать отчеты о состоянии на рынке труда. Но о реальной ситуации рядовые азербайджанцы судят по тому, с какой скоростью во второй половине прошлого года стали закрываться магазины. В декабре страну покинуло несколько известных брендов, а после девальвации национальной валюты маната это готовы сделать и другие.

Одновременно рейтинговые агентства продолжают снижать рейтинги национальных банков. Некоторые из них (такие как Bank of Baku, Standard Bank) испытывают сильнейшие трудности в капитализации и находятся на грани банкротства. Qarant Sığorta, один из крупнейших игроков на рынке страхования, объявил о своем закрытии. В конце декабря очередным внезапным решением Центробанка на 48% рухнул манат.

Странные законы

Вместо обещанной помощи со стороны государства бизнес получил ряд странных законов, фактически поставивших под угрозу существование самого бизнеса.

По данным Госкомстата, людей занятых в частном секторе Азербайджана, на две трети меньше чем бюджетников (чуть более 600 тысяч) — цифра для Азербайджана, имеющего 9,5 миллионов населения с высочайшей для региона долей молодых трудоспособных людей, — весьма скромная. И большая часть этих бизнесменов и их сотрудников работает в стране в сфере услуг (кафе, рестораны, магазины).

Вместо помощи сфера услуг получила двукратное увеличение рабочей пошлины (с 4% до 8% от оборота), а также четырехкратное увеличение штрафа за уклонение от выплаты налогов. Одновременно был нанесен тяжелый и довольно странный удар – с 1 января этого года была запрещена торговля любыми спиртными напитками за наличные деньги (принимаются только банковские карты), причем не только в магазинах, но и в упомянутых кафе и ресторанах. Правда, вскорости этот закон отменили…

Вместе с тем многократно были увеличены различные «старые» штрафы. Также появились новые странные штрафы — за шум в квартире (до 400 манат), прогуливание учащимися занятий в школе (до 100 манат).

Кому и зачем

Зная механизмы экономических взаимоотношений в Азербайджане, нетрудно заметить, что (за исключением неуплаты налогов) единственным контролером по всем изменениям является только полиция. Таким образом, она становится и единственным бенефициаром изменений. Очевидно, что законы, подобные упомянутому запрету на продажу алкоголя за наличные, просто не будут соблюдаться.

В условиях сокращения частного сектора видно, что часть штрафных инициатив направлены на простых граждан, в том числе – набюджетников (коих в стране большинство) и пенсионеров.

: страна оказалась в глубоком экономическом кризисе, который, имея тенденцию только к усугублению, рано или поздно приведет к политическим катаклизмам. Властям (и именно президенту) хорошо это известно и они стараются заручиться лояльностью крупнейшей из силовых структур — полиции. Но из-за уменьшения бизнес-среды с помощью того же МВД власть избавляется от их конкурента. Одновременно, чтобы обеспечить верность силовиков в «час Х», вводятся законы, увеличивающие коррупционные доходы полиции, а чтобы «развязать руки», расширяются ее полномочия на случай беспорядков (что также произошло осенью).

Иными словами, Азербайджан становится теперь уже официально полицейским государством. А власть встречает новый год и его вызовы во «всеоружии».

Что дальше?

Не обязательно речь идет о противостоянии полиции именно с народом, по крайней мере, не только с ним.

В стране существует несколько сил, из-за чего нет полного контроля и единой стратегии. Потому до сих пор нет антикризисного плана (так как силовики не могут между собой договориться), а Министерство налогов может легко отменить указ президента (что и случилось в связи с алкогольным указом).

Проблема в том, что видение будущего у этих разных сил разная в зависимости от источников их доходов. Так, считается, что клан президента и его супруги (Алиевы-Пашаевы) курирует пищевую промышленность, туризм и крупнейшие банки. В то же время основной источник второго крупнейшего клана (главы МЧС Кямаладдина Гейдарова) — это таможня и, стало быть – таможенный рэкет. Однако чем сильнее терроризирует население таможня и Минналогов, тем больше падают доходы у родни супруги президета Пашаевых — закрываются филиалы банков, люди массово изымают вклады, туристический сегмент и вовсе почти уничтожен за последние полтора месяца.

В этом смысле наиболее логичным было со стороны президента заручиться поддержкой МВД, так как собственной силовой структуры именно у его клана нет. МВД хоть и не самая «качественная» структура, зато сильнейший игрок по числу сотрудников. Не исключено, что Азербайджан является сегодня лидером в регионе по количеству полицейских на душу населения. Государство последний раз три года назад называло цифру в 456 полицейских на 100 000 населения. При этом Госкомстат уже много лет, публикуя данные о занятости населения, не разделяет их на сегменты.

Таким образом, когда ситуация продолжит ухудшаться (а это непременно произойдет), то можно ожидать противостояния между полицией (МВД подчиняются также внутренние войска) и другими силовыми органами — таможней, МЧС, налоговой. Последняя с этого года также имеет силовое подразделение, очевидно, готовясь к эскалации событий.

Другие игроки, которые могут выйти на арену — радикальные исламисты. По официальным данным, на начало прошлого года больше 1500 азербайджанцев воевало в Сирии и Ираке. Но никто не сомневается, что эти цифры в действительности намного выше. Многие из боевиков впоследствии возвращаются в страну и именно МВД активнее всех занимается их нейтрализацией. Одной из таких упреждающих попыток стало противостояние в Нардаране два месяца назад с человеческими жертвами с обеих сторон. Власть, тем не менее, не смогла окончательно справиться с ситуацией, и Нардаран и прилегающие поселки по прежнему остаются своего рода «государством в государстве» – несмотря на блокаду в виде отключений газа и света.

То что исламские радикалы показывают в Азербайджане удивительную стойкость говорит о серьезности ситуации. И самый худший расклад в этом отношении — кровавая революция и превращение Азербайджана в исламское (шиитское) государство.

Лучший («из двух зол») расклад — то что президент Алиев и полиция (внутренние войска) одолеют конкурентов (исламистов и «силовиков-конкурентов») и проведут некоторые реформы, в результате которых будет снижено налоговое и таможенное бремя. Это поможет среднему и малому бизнесу немного прийти в себя, а значит – удержать от падения банковский сектор, почти полностью принадлежащего президентской семье.

Практически нереально, что в результате надвигающихся событий у власти окажутся демократы. Пожалуй, это самое оптимистичное из того, что может произойти.

Так или иначе, но в том, что в самом скором времени в Азербайджане начнутся политические катаклизмы, уже мало кто сомневается.

Анар Амиров, специально для newcaucasus.com

ПОДЕЛИТЬСЯ