В Азербайджане критикуют поправки в Избирательный Кодекс

1408

Парламент Азербайджана 2 июня этого года принял изменения и дополнения в Избирательный кодекс (ИК). Как заявил глава парламентской комиссии по правовой политике и вопросам госстроительства Али Гусейнов, поправки были подготовлены с учетом рекомендаций Венецианской комиссии Совета Европы и БДИПЧ ОБСЕ.

Можно отметить, что ранее глава администрации президента Рамиз Мехтиев признавал, что изменения носят в основном технический характер. Например, введена норма об указании в списках избирателей полных адресных данных граждан. Кроме того, отменяется порядок вкладывания избирательных бюллетеней в конверты. В ИК введена норма о маркировке избирателей невидимыми чернилами. Осуществлены и ряд других изменений, касающихся процедуры голосования, рассмотрения жалоб на нарушения и др. Избирательная кампания президентских выборов сокращена со 120 до 75 дней. Из ИК изъят пункт о депозите, который могли вносить потенциальные кандидаты в президенты, после того как получали в Центральной избирательной кампании (ЦИК) подписные листы для сбора подписей в поддержку своей кандидатуры. В случае если кандидату в президенты не удавалось набрать необходимое число подписей, то он мог быть зарегистрирован ЦИК, но при этом лишиться суммы депозита. Депозит кандидата в президенты возвращался, если на выборах он набирал более трех процентов голосов избирателей. В последней редакции ИК кандидаты не смогут рассчитывать на эту страховку. В то же время, в отличие от предыдущих выборов кандидатам придется набрать на пять тысяч подписей меньше.

Оппозиционные партии Азербайджана считают внесенные изменения в ИК недостаточными для проведения свободных, справедливых и демократических выборов. Член парламента от оппозиционной депутатской группы «Мусават» Панах Гусейн, например, заявил, что теперь избирательное законодательство стало «еще более реакционной». В частности, он указал на ограничение возможностей для предвыборной агитации – отмену бесплатного эфира участникам избирательной кампании на государственном телевидении. Бесплатный доступ к эфиру сохранится только на общественном вещании. На частных телеканалах агитацию можно будет вести на коммерческих условиях в соответствии с законом о рекламе.

Ограничивается вывешивание агитационных плакатов на улицах. Теперь агитационные материалы будут вывешиваться только на специально установленных властями местах.

Оппозиция также возражала против сокращения самого периода избирательной кампании со 120 дней до 60 дней. В итоге власти согласились на определении срока избирательной кампании в течение 75 дней.

Кроме того, власти понизили с 50 тысяч до 40 тысяч количество подписей избирателей, необходимых для регистрации кандидатом в президенты. Но при этом отменен порядок, когда, в случае выявления недействительных подписей, кандидат мог пройти регистрацию за счет денежного дефицита.

Самым главным недостатком ИК оппозиция считает сохранение существующего принципа формирования избирательных комиссий всех уровней. Треть членов избиркомов назначает партия парламентского большинства, треть — партии парламентского меньшинства, и еще треть — независимые депутаты парламента. Однако оппозиционные партии считают, что представители независимых депутатов в избиркомах голосуют в пользу властей.

Оппозиционные партии также предлагали формирование избиркомов на паритетной основе между властью и оппозицией. Власти отказались от такого варианта. По словам заведующего отделом законодательства и правовой экспертизы администрации президента Шаина Алиева, при формуле паритета оппозиция может заблокировать работу избиркомов и сорвать выборы.

Оппозиция раскритиковала также изменения в законе «О свободе собраний». Как считает глава Высшего меджлиса партии Народного фронта Азербайджана (ПНФА) Гуламгусейн Алибейли, поправки не меняют существующего положения, и у органов исполнительной власти по-прежнему сохраняются полномочия ограничивать свободу собраний.

Так, власти могут менять маршруты проведения массовых акций, отменять их, если проведение манифестаций «совпадают с мероприятиями международного или государственного значения».

Как считает Алибейли, новая редакция закона позволит мэрии Баку «продолжать практику запрещения митингов в центре столицы».

Лидеры многих оппозиционных партий считают, что отсутствие свободы для проведения демократических выборов может дестабилизировать ситуацию в стране.

Так, лидер партии «Мусават» Иса Гамбар уверен, что в стране могут появиться радикальные политические настроения. Он не исключает бойкота выборов своей партией.
«Сегодняшние изменения в Избирательный кодекс дают основания задуматься над бойкотом», – отметил Гамбар.

Лидер Демократической партии Азербайджана (ДПА) Сардар Джалалоглу считает, что поправки в ИК не обеспечивают равных условий всем кандидатам, и правовая база будущих президентских выборов будет недемократичной.

Можно отметить, что ДПА существуют внутренние противоречия относительно возможного бойкота выборов. «До настоящего дня перевес был за сторонниками участия в выборах, но ситуация может измениться», – сказал Джалаоглу.

Оппозиционный блок «Азадлыг» заявил, что представленные рекомендации оппозиции относительно избирательного законодательства не были учтены при составлении проекта усовершенствования ИК.

Среди предложенных оппозицией изменений – формирование избирательной комиссии на паритетной основе, возможность повторного подсчета голосов и повышение полномочий членов комиссии с правом голоса наблюдателей, создание равных условий для проведения предвыборной агиткампании кандидатами.

«Единственный момент, привлекший внимание в новом проекте, – это вошедший в Избирательный кодекс указ президента, изданный во время парламентских выборов 2005 года о маркировании пальцев невидимыми чернилами. Остальные поправки и дополнения носят технический, редакционный или уточненный характер и способствуют еще большему ужесточению действующего положения», – говорится в заявлении «Азадлыг».

Принятые парламентом Азербайджана поправки в Избирательный кодекс не создают правовых гарантий для устранения основных проблем на пути проведения свободных и справедливых выборов. Такое заключение делают эксперты Центра мониторинга выборов (ЦМВ) – НПО, которая 6 лет работает в области мониторинга выборов и входит в ENEMO (сеть европейских мониторинговых НПО).

Глава ЦМВ Анар Мамедли считает, что «в ИК Азербайджана не учтены большинство важных рекомендаций местных и международных организаций по совершенствованию избирательного законодательства».

Вместе с тем, ЦМВ приветствует отражение в поправках ряда норм, которые положительно повлияют на выборы. Однако эти нормы в конечном итоге не способны оказать существенное влияние на проведение в стране демократических выборов, считают эксперты ЦМВ.

ЦМВ отмечает, что «в избирательное законодательство все еще не внесены изменения на основе рекомендаций ранее выдвинутых наблюдательными миссиями ОБСЕ и Совета Европы на предыдущих выборах».

В частности, не учтено предложение о формировании избирательных комиссий на основе новых принципов, гарантирующих независимость этих структур, не соблюдены рекомендации по повышению прозрачности выборов, упрощению выборных процедур, совершенствованию механизмов рассмотрения жалоб. В целом последние поправки по своей сути не создают правовых гарантий для устранения основных проблем на пути проведения свободных и справедливых выборов.

Также изменения ограничивают возможности кандидатов в период предвыборной агитации – сокращен период избирательной кампании, запрещена предвыборная агитация на гостелевидении, ограничены возможности размещения агитационных материалов на улицах и площадях, введен порядок регистрации при ЦИК структур, проводящих экзит-полл. Остальные поправки носят технический характер, которые не будут иметь существенного влияния на выборный процесс.

Как считает ЦМВ, сокращение избирательной кампании со 120 до 75 дней не основывается на веских аргументах. Это автоматически влечет сокращение периода ряда выборных действий, в том числе уменьшение времени уточнения списков избирателей, выдвижения кандидатов, сбора подписей, ведения предвыборной агитации. Регрессом названо уменьшение периода предвыборной агитации с 60 до 28 дней, запрещения агитации на гостелевидении. Последняя поправка усиливает неравные условия ведения агитации. Так, кандидаты от правящей партии получают преимущество, поскольку гостелевидение показывает выступления и видеоизображения кандидатов от правящей партии.

Отрицательно оценивается и поправка в статью 87.7 ИК о том, что «запрещается размещение предвыборных агитационных материалов на зданиях, других объектах, кроме помещений». Эта норма создает серьезные ограничения для кандидатов, не поддерживаемых властью, считают эксперты. По мнению экспертов ЦМВ, размещенные по всей стране билборды с фото и изречениями действующего президента являются косвенной пропагандой его кандидатуры. Остальные же кандидаты не имеют такой возможности. Кроме того, это противоречит закону о рекламе и Гражданскому кодексу. Согласно этим документам реклама на объекте государственной, частной и муниципальной собственности осуществляется на основе договоров с владельцами собственности. Поэтому запрещение размещения рекламы на объектах частной собственности нарушает права собственников.

Антидемократической нормой является и отмена порядка внесения денежного депозита как альтернативного варианта для регистрации кандидата. Ранее, в случае выявления нарушений в подписных листах, кандидат мог быть зарегистрирован за счет уплаченного заблаговременно денежного депозита.

ЦМВ положительно оценивает снижение количества подписей необходимых для регистрации кандидатом в президенты от 45 тысяч до 40 тысяч.

ЦМВ считает неправильным возможность включения в состав экспертных групп, расследующих жалобы на нарушения в ходе выборов членов избирательных комиссий, поскольку последние будут заинтересованной стороной.

ЦМВ позитивно оценивает указание в ИК нормы об уголовной ответственности за воздействие на свободное волеизъявление избирателя, вмешательство в работу избиркомов, фальсификации выборных документов, умышленный неправильный подсчет голосов, за нарушение тайны голосования, голосование за других лиц, вбрасывание одним лицом в урны для голосования более 1 избирательного бюллетеня.

ЦМВ также считает неправильным предоставление полномочий организации порядка голосования в войсковых частях Центральной избирательной комиссии.

Прогрессивными моментами ЦМВ считает введение в закон нормы о маркировке пальцев избирателей невидимыми чернилами и отмену голосования в конвертах.

Можно отметить, что 14 мая этого года ЦМВ был лишен государственной регистрации решением Хатаинского районного суда Баку по иску Министерства юстиции, хотя структура прошла соответствующую регистрацию 1 февраля 2007 года. Несмотря на то, что ЦМВ действовала с 2002 года, власти не регистрировали ее.

По словам Анара Мамедли, Минюст под различными предлогами пять раз отказывал ЦМВ в регистрации. После шестого обращения ЦМВ прошла регистрацию в Минюсте. Однако уже 17 апреля Управление регистрации и нотариата Минюста обратилось с иском в Хатаинский суд о ликвидации регистрации ЦМВ.

Минюст мотивировал это неопределенностью информации об учредителях ЦМВ, неуведомлением Минюста о смене юридического адреса, невключением в государственный реестр сведений о представительствах ЦМВ в 8 городах страны.

По словам Мамедли, документы ЦМВ изучались в Минюсте с 26 декабря 2007 года по 1 февраля 2008 года, однако представители министерства не запрашивали никакой дополнительной информации об учредителях. По его мнению, власти стремятся помешать осуществить мониторинг выборов и впервые в практике Азербайджана провести параллельный подсчет голосов.

До сих пор ЦМВ осуществлял мониторинг во время восьми выборов в Азербайджане, провел тренинги для 5 тысяч местных наблюдателей, 252 наблюдателя были направлены для мониторинга выборов в другие страны.

После решения суда об аннулировании регистрации ЦМВ Бакинский офис ОБСЕ, послы США и Норвегии в Азербайджане призвали власти Азербайджана пересмотреть это решение и содействовать регистрации ЦМВ.

Вагиф Мамед-заде, специально для newcaucasus.com

ПОДЕЛИТЬСЯ