Абхазия – сход на президента

3626
фото РИА Новости

В Абхазии вновь зреет смена правительства. Кто победит на этот раз – сторонники действующего президента Рауля Хаджимба или оппозиция во главе с Асланом Бжания и Александром Анкваб?

Все зависит исключительно от того, кто лучше сможет организовать своих сторонников. К сожалению, диалог между двумя силами проходит исключительно в русле взаимных обвинений, на уровне «мое слово против твоего слова». Хотя реальная причина противостояния проста – Москва не дает денег на развитие. Как оказалось, за два года предполагалось получить ни много ни мало – а 9 миллиардов рублей (около 150 миллионов долларов).

Честно говоря, с точки зрения государства это не так уж и много – по 500 долларов на жителя Абхазии в год. Однако деньги, ясное дело, должны были пойти не на помощь каждому человеку, а на восстановление инфораструктуры. И свой гешефт с этого должны были иметь далеко не все жители, а только самые энергичные и приближенные к власти предприниматели, которые и занялись бы ремонтом зданий и дорог. Ну и, естественно, чиновники, причастные к планированию работ и перераспределению средств, также не остались бы в накладе. Но весь нюанс в том, что как раз эти люди и остались без ожидавшейся прибыли…

Можно сколько угодно гадать – причастен ли к прекращению финансирования Абхазии ее бывший президент Александр Анкваб, или сам Кремль решил уменьшить расходы за пределами России, или же, как утверждает оппозиция, власть не смогла предоставить план распределения средств на востановление инфраструктуры. Далеко не это главное. Главное – что в Абхазии большая часть народа недовольна деятельностью правительства. И складывается впечатление, что люди недовольны будут действиями любого правительства. Это стало очевидно еще в мае 2014 года, когда партия Рауля Хаджимба успешно свергла президента Александра Анкваб. Можно обвинять Хаджимба в том, чтоо он совершил неконституционные действия. Но ему это удалось. Нынешней оппозиции также удалось повлиять на власть – в июле 2016 года оппозиция добилась отставки министра внутренних дел. Да и кроме того – удалось добиться разрешения на проведение референдума о доверии президенту. А на это нужно было пять тысяч подписей. Если принять на веру, что в Абхазии сегодня проживает 250 тысяч человек, то поставить на кон вопрос о легитимности президента были готовы пять процентов населения или 10 процентов взрослого населения.

Нынешние заявления оппозиции о проведении народного схода и требование отставки президента вызвало нервную реакцию властей. Дошло до того, что на Абхазском государственном телевидении 6 декабря состоялась в прямом эфире дискуссия между представителями 8 политических организаций, в числе которых был и представитель «партии власти» и представитель «Амцахара». Оба попытались договориться, но не сошлись во мнении. Тем не менее, власть продемонстрировала свою обеспооенность происходящим.

Откуда такое перманентное недовольство? Причин две (не два возможных варианта, а два слагаемых одного результата):

  1. Долгая несменяемость правительства (правление Ардзинба продлилось с 1992 по 2004 год, правление команды Багапш-Анкваб – с 2005 по 2014 год), так что власть демонстрирует свою способность оставаться на весьма долгий срок.
  2. Закрытая система экономики и отсутствие надежных каналов для вливания финансов в страну. Причины такой изоляции лежат в области политики. Это и непризнание Абхазии международным сообществом, и отсутствие собственной валюты, отсутствие надежной системы как судебной власти так и эффективной полиции.

Таким образом, дотации из России – единственный способ поступления финансов в непризнанную республику. И, естественно, что вся политическая конкуренция сосредоточена только лишь на доступе к финансовым потокам из России. Все что может предложить любая из конкурирующих команд – это свою историю о том, насколько эффективно или неэффективно она расходовала средства. У нынешней оппозиции есть свои достижения – при Багапше и Анквабе было построено немало объектов, были отремонтированы дороги. Комана Хаджимба может записать себе в актив, что она смогла удержать ситуацию в то время, когда в России были наболее трудные времена – из-за аннексии Крыма Россия схлопотала плюху в виде западных санкций и, как следствие – лишена была доступа к кредитам в иностранных финансовых институтах.

Как бы ни сложилась ситуация – свергнут Рауля Хаджимба или нет, перечислит ли Россия в 2017 году 7 миллиардов рублей или нет, на настроение населения это не повлияет в долгосрочной перспективе. В лучшем случае, если Россия действительно перечислит в следующем году пресловутые миллиарды, то каждый житель Абхазии по идее получит 46 тысяч рублей в год. Или 700 долларов. Чтобы было проще – это меньше 60 долларов в месяц на человека. Однако, следует повторить, что на самом деле далеко не все деньги пойдут на народ – почти треть так или иначе будет израсходована на стройматериалы. Реальные деньги получат от силы 10 процентов населения (по 7 тысяч долларов в год в среднем на человека). Естественно, что элита и часть населения будут удовлетоврены такими результатами. Но вопрос в том, как долго продлится такая помощь? И каким будет финансирование в 2018 и 2019 годах?

Уже к следующим президентским выборам, судя по всему, количество недовольных опять сравняется с нынешним. Одно можно предположить с большой степенью вероятности – нынешняя власть и через три года не захочет смены (не исходя из личных качеств членов правительства, а исходя из уже сложившихся традиций госуправления). Следовательно, вопрос о досрочном свержении правительства будет подниматься постоянно…

Результат может быть только один – неуправляемая и не прекращающаяся революция до те пор, пока не останется одной-единственной силы, способной установить силовой контроль над Абхазией. Скорее всего, такой силой станет Россия. В какой форме будет установлен контроль – присоединением к Краснодарскому краю или передачей руководства в непризнанной республике офицерам армии или спецслужб – уже вопрос технический.

Беслан Кмузов, специально для newcaucasus.com