Натиг Джафарлы: преобразования в политическом режиме Азербайджана неизбежны

3471
Натиг Джафарлы

Перспективы вступления Азербайджана в ЕАЭС и отношения с Евросоюзом, нестабильность инвестиционного климата в стране и конец эпохи «нефтяной эйфории», финансово-экономический кризис и новая экономическая модель – об этом и многом другом рассказывает в эксклюзивном интервью newcaucasus.com эксперт по экономике, исполнительный секретарь движения РЕАЛ Натиг Джафарлы (Азербайджан).

– Ожидается, что в следующем году финансово-экономический кризис в Азербайджане, вероятнее всего, усугубится. Власти сделали несколько заявлений о разработке «Дорожной карты» и новой экономической модели. Какие рекомендации вы, как эксперт, считаете наиболее целесообразными для наиболее безболезненного выхода из ситуации и преодоления дальнейших рисков? Что необходимо делать безотлагательно?

– Правительство страны начинает понимать всю сложность проблем, так как столкнулось с ними напрямую. Уже без всяких указаний, рекомендаций и как бы это иронично не звучало, уговоров, ясно, что основательные преобразования в структуре хозяйства, системе финансового рынка и самое главное – в политическом режиме Азербайджана, неизбежны. Вместе с тем, основные направления хозяйственных отраслей для экономического благосостояния, чисто по объективной значимости, в подготовленной азербайджанским правительством «Дорожной карте» намечены верно.

Это аграрный сектор, туристический бизнес и нефтехимическая промышленность. Понятно, что Азербайджан не может в ближайшем будущем и даже в среднесрочной перспективе стать страной с развитой тяжелой, машиностроительной  промышленностью или «технологической державой» хотя бы на региональном уровне.

Но, тем не менее, «стратегические экономические сегменты» в «Дорожной карте» тоже нуждаются в финансовых средствах, то есть – в валюте. Если обратим внимание лишь на сельскохозяйственную отрасль, то она нуждается в сырье, которое в стране не производится, а следовательно, фермерам придется его закупать в других странах за доллары или евро.

А откуда их взять, когда ни Международный банк, ни Государственный нефтяной фонд не в состоянии покрыть все расходы и «инвестиционный климат» в стране более чем нестабилен, учитывая ту же судебную систему Азербайджана. То есть одними экономическими шагами выйти из кризиса невозможно. Нет такой «волшебной экономической палочки». Параллельно важны структурные и системные реформы в политическом управлении и создание независимых судов. Без этого ни одна «карта» не сработает.

– Азербайджан имеет шанс наконец-то существенно «слезть с нефтяной иглы» и диверсифицировать свою экономику?

– Отвечу тривиально: шансы есть всегда. Все зависит от экономической конкуренции,  предпринимательской активности, финансовой прозрачности, политической воли, соблюдения и укрепления «закона и порядка». Гарантом, в первую очередь, должна выступать политическая власть. Но есть и другое. Мы за все годы «нефтяной эйфории» потеряли много времени и материальных денежных средств. Если и сделать все правильно, на экономическое развитие нужны годы и опять-таки огромные капиталовложения. Времени в обрез, денег еще меньше. Поэтому сказать что-либо однозначно сложно. Но повторюсь, что необходимо, как вы правильно заметили определением в первом вопросе, «безотлагательно» приступить, прежде всего к политическим, в том числе и к административным преобразованиям.

– В стратегии развития немаловажную роль играют также внешнеполитические и внешнеэкономические ориентиры сотрудничества с соседними странами, зарубежными партнерами и наднациональными блоками – организациями. Что всерьез может стимулировать Азербайджан для рассмотрения «перспектив» вхождения в Евразийский экономический союз? Вы думаете в этом вопросе больше иронии, нежели прагматичности и практического подхода?

– Основным торговым партнёром Азербайджана является Европейский Союз. Все наиболее важные стратегические транспортные сообщения и энергетические коммуникации связаны с Западом.

Не секрет, что будучи «российским проектом», Евразийский Союз больше служит для азербайджанских властей средством давления на переговорах с Западом. Стратегических экономических и геополитических предпосылок – доводов для практической реализации вступления в ЕАЭС, смело отмечу, что не существует.

Но, так или иначе, Азербайджан заинтересован в большом рынке Евразийского союза. Думаю, что двухсторонние и многосторонние отношения между государствами этого экономического блока будут традиционно поддерживаться и даже углубляться. Конечно же, кроме Армении. Оккупация азербайджанских территорий со стороны этого государства весомый контраргумент Азербайджана перед Россией в вопросе членства в ЕАЭС.

– Для нынешних азербайджанских  властей безвизовый режим с ЕС и вхождение во Всемирную торговую организацию приобретет хотя бы гипотетически качественно  новую актуальность в ближайшие годы?

– Азербайджан уже 19 лет ведет переговоры с ВТО, но создается впечатление, что все страны приступили и продолжают с ней диалог для вступления в эту организацию, а наши власти поддерживают со Всемирной торговой организацией дискуссию с целью бесконечно оттягивать этот процесс.

На это есть свои причины. Азербайджанские власти просто не хотят принять условия ВТО по ведению бизнеса и предпринимательской деятельности. Политическая элита страны демонстрирует незаинтересованность и в преобразовании таможенной системы по рекомендациям Всемирной торговой организации.

Что касается сотрудничества с Европейским союзом, то, как я уже подчеркнул выше, ЕС – главный партнер азербайджанского государства в торговых отношениях. Тут же вопрос обеспечения безвизового режима со странами этого международно-европейского экономического блока само по себе есть приоритетная задача, и ее рано или поздно придется решать.

– Федеральная резервная система США (FED) вновь повысила базовую учетную ставку на 0,25%. Решения «Центрального банка» Америки являются своего рода стимулятором и индикатором не только американской, но и всей мировой экономики. Обозначьте перспективы на следующий год азербайджанского маната, грузинского лари и армянского драма, если «трехразовое» повышение базовой учетной ставки FED все же станет реальностью?

 – Политика FED традиционно влияет на финансовый рынок и экономику трех южно-кавказских стран по разному. Азербайджан в этом плане наиболее уязвим, потому как «дорогой доллар» оказывает давление на цену нефти, и если FED, все же поднимет в 2017 году учётную ставку в три раза, то подорожание нефти, на что рассчитывают нефтедобывающие страны, в том числе и Азербайджан, может приостановиться. Мы даже можем стать свидетелями  очередного крутого падения цен на нефть. Соответственно, это может усилить девальвацию маната в Азербайджане. Вместе с тем и на грузинский лари, и на армянский  драм давление будет расти, и эти валюты могут потерять цену перед долларом.

Ниджат Самедоглу, специально для newcaucasus.com