Коридор «Север–Юг» – проблемы и перспективы

9482

Соглашению о транспортном коридоре «Север-Юг», который должен стать альтернативой Суэцкому каналу для грузопотоков из Южной Азии в Европу и обратно, скоро исполнится 20 лет. О сложностях и перспективах проекта рассказывают российские политологи и экономисты.

Соглашение в помощь

Идея создания международного транспортного коридора (МТК) «Север-Юг» появилась еще в 1993 году. Но соглашение между Россией, Ираном и Индией было подписано на международной Евроазиатской конференции по транспорту в Санкт-Петербурге только в сентябре 2000 года. В 2002 году Соглашение о МТК «Север-Юг» было ратифицировано. Тогда же к нему присоединился и султанат Оман. Государством-депозитарием (хранителем подписанного договора) выступил Иран. В 2005 году полноценным членом Соглашения стал Азербайджан. Затем присоединились Армения, Беларусь, Казахстан, Сирия, Туркменистан, Узбекистан.

Основная цель МТК «Север-Юг» состоит в сокращении времени и удешевлении доставки товаров из Индии и стран Персидского залива в Северную и Западную Европу, и наоборот. В 2000 году страны-участники провели испытание. Пробную партию из пяти грузовых контейнеров доставили из Шри-Ланки по маршруту: Индия – Иран – Каспийское море – Россия двумя российскими и тремя иранскими транспортными компаниями за 21 день. В то время как груз через Суэцкий канал из Шри-Ланки идет до Москвы 40 дней…

Транспортный коридор Север–Юг

Общая протяженность транспортного коридора «Север–Юг» из индийского порта Мумбаи до Москвы составляет примерно 7000 км. Существует три направления. Восточное: по железной дороге через Казахстан и Туркменистан. С выходом на железнодорожную сеть Ирана через пограничные переходы Серахс (Туркменистан) — Серахс (Иран) и Акяйла (Туркменистан) — Инче Бурун (Иран). Транскаспийское: с использованием российских морских портов в Астрахани, а также морского порта Оля (порт находится рядом с Астраханью, в дельте Волги), морского порта в Махачкале и морских портов Ирана — Бендер-Энзели, Ноушехр и Бендер-Амирабад. Западное: железнодорожное сообщение через Самур (Россия) — Ялама (Азербайджан) с последующим выходом на железную дорогу Ирана в месте пограничного перехода Астара (Азербайджан) — Астара (Иран).

Российский политолог и редактор журнала «Каспийский вестник» Владислав Кондратьев в интервью обозревателю Newcaucasus.com сообщил, что «из трёх основных маршрутов коридора полноценно запущен только один – по железной дороге на восточном побережье Каспия через Казахстан, Туркменистан и Иран. Морская составляющая МТК сталкивается с проблемой отсутствия выхода на железнодорожную систему Ирана. А железная дорога Россия-Азербайджан-Иран пока ещё не достроена, отсутствует более чем 100-километровый участок Решт-Астара».

Азербайджан играет на опережение

Выступая на IX межрегиональном Российско-Азербайджанском форуме, прошедшем в Баку в сентябре 2018 года, в котором принимали участие  президенты двух стран, глава Дагестана Владимир Васильев посетовал, что Россия и Азербайджан не до конца используют огромный потенциал железнодорожного сообщения. Пошутив, что российская делегация прибыла в Баку на поезде.

Азербайджан со своей стороны весьма активно занимается решением железнодорожных проблем восточного направления транспортного коридора. Азербайджанская сторона выделила Ирану кредит в размере 500 миллионов долларов США для завершения строительства железной дороги на территории Ирана между городами Астара–Решт. Также азербайджанская сторона на пограничной с Ираном станции Астара уже пропустила российский состав из шести вагонов с древесиной. Обозреватель портала «Москва–Баку» Сергей Александров предполагает, что с началом функционирования коридора «Север-Юг» Азербайджан имеет реальную возможность стать крупным транспортным и логистическим хабом, а развитие этого проекта будет сулить ему как экономические, так и политические преференции.

Действительно, Азербайджан готов к роли логистического хаба для азиатских и европейских грузоперевозок. Так, в ноябре 2017 года замначальника белорусской железной дороги Игорь Шилов, вице-президент ОАО «РЖД» Вячеслав Павловский, зампредседателя ЗАО «Азербайджанские железные дороги» Игбал Гусейнов и член правления Иранских железных дорог Хусейн Ашури в Баку заключили Соглашение «О развитии международного транспортного коридора «Север-Юг».

Согласно документу, каждый квартал производится корректировка транзитных тарифов и координация ставок аренды грузовых вагонов, а также проведение совместных мероприятий по ускорению прохождения грузов по территориям государств МТК «Север-Юг».

Азербайджанская сторона предполагает, что в 2020-2024 годах объем грузоперевозок по коридору составит не менее 5 миллионов тонн в год. А после 2024 года превысит 10 миллионов тонн.

Но, как отметил в беседе с обозревателем Newcaucasus.com Владислав Кондратьев, «чтобы коридор начал полноценно функционировать, недостаточно только одной воли сторон, пусть и закрепленной в международном соглашении. Основным препятствием для развития МТК сегодня является отсутствие необходимой инфраструктуры для того, чтобы связать Индию и страны Европы через Каспийский регион».

Грузино-армянские мотивы

Российский политолог и журналист Алексей Балиев пишет, что одним из ответвлений коридора может стать автомобильный маршрут Грузия–Армения–Иран, который мог бы соединить порты Черного моря с иранскими портами Персидского залива.

Так, летом 2017 года в Ереване советник правительства Ирана по региональной политике Эхсман Хушманд заявил, что он, «как друг Армении и патриот Ирана, призвал бы работать в направлении железной дороги Иран–Армения более интенсивно. Поскольку это чрезвычайно важно с точки зрения и развития двухсторонних связей и более активного участия России, Ирана и Армении в международном грузотранзите».

Однако, как считает Алексей Балиев, «перспективы строительства железной дороги между Арменией и Ираном – вопрос не завтрашнего дня. Перспективным представляется развитие автодорожной сети и создание инфраструктуры, импульс которой придаст успешное функционирование свободной экономической зоны в армяно-иранском приграничье».

Дагестанский сегмент

Полгода назад в рамках пятого Каспийского саммита, на котором была подписана Конвенция о правовом статусе Каспийского моря, российский президент Путин отметил проект МТК «Север–Юг» как «направление деятельности, которое необходимо развивать».

Как отметил в интервью Newcaucasus.com известный российский и дагестанский экономист Маир Пашаев, важным транспортно-логистическим узлом для Каспийского бассейна Кавказа, одной из точек выхода России в Азию, является Дагестан. «И фактор Дагестана будет только усиливаться», – особо подчеркнул Пашаев.

В интервью экономист также обозначил, что реализация такого крупного инфраструктурного проекта повлечет за собой «серьезные коммерческие инвестиции в других сферах экономики Дагестана. И здесь одним из перспективных направлений является экспортно-ориентированное производство».

В транспортном коридоре задействован единственный незамерзающий российский порт на Каспийском море «Махачкалинский морской торговый порт», который, как утверждает Маир Пашаев, «в последние годы модернизируется и показывает стабильный рост объемов перевалки». Развитию логистики и инфраструктуры МТК также поспособствует окончание строительства нового грузового терминала махачкалинского аэропорта.

«Недавно сделаны заявления о создании морского порта и аэропорта в Дербенте. На стадии проектирования два объездных участка федеральной трассы: в обход Хасавюрта и Дербента, что позволяет увеличить грузовые транспортные автомобильные потоки», – сообщил экономист.

Маир Пашаев также рассказал, что по  инициативе известного дагестанского миллиардера Сулеймана Керимова планируется строительство крупного логистического комплекса на дагестанском участке российско-азербайджанской границы.

Возможные проблемы

В беседе с обозревателем Newcaucasus.com бывший российский таможенник на условиях анонимности сообщил, что российская таможня сильно забюрократизирована. «И наверняка проверочный груз с контейнерами из Индии до Москвы «вели». Когда же грузопоток будет постоянным на уровне миллионов тонн заключенных сделок в год, обязательно возникнут проблемы со скоростью прохождения грузов», – заявил таможенник.

Владислав Кондратьев в интервью отметил, что «при транспортировке железнодорожным транспортом возникает проблема разницы в ширине колеи между иранскими железными дорогами и странами бывшего Советского Союза. В связи с этим возникает необходимость смены колёсных пар на границе Ирана».

И плюсы

Но все-таки «перенаправление грузопотоков из Ирана, Индии через Каспийский хаб позволит снизить транспортные расходы на 10-15%, а продолжительность перевозки грузов сократить в 1,5 раза», – отмечает Маир Пашаев.

Политолог Владислав Кондратьев также добавляет, что главное – завершить строительство необходимой инфраструктуры для полноценного запуска всех маршрутов МТК «Север-Юг»: «А уже в дальнейшем участникам коридора будет необходимо создавать выгодные условия для грузоперевозок и привлечения европейских и азиатских товаров на выгодные для себя маршруты».

Сергей Жарков, специально для newcaucasus.com