Парламентские выборы-2020 в Грузии — прогнозы и мнения

3943

В конце октября в Грузии состоятся парламентские выборы. В этом году они пройдут по системе «120/30». Это промежуточная модель, по которой 120 депутатов будут избраны по пропорциональной системе (по партийным спискам), еще 30 мест будут распределены по мажоритарным округам. Проходной барьер составляет 1%. Право комплектовать правительство получит та партия, которая получит больше 40% голосов избирателей. В таком виде выборы состоятся всего один раз, а уже следующие парламентские выборы в 2024 году пройдут по полностью пропорциональной избирательной системе. Но в случае назначения до 2024 года досрочных выборов, они все же пройдут по модели «120/30».

Ранее парламентские выборы в Грузии проходили по смешанной пропорционально-мажоритарной системе, при которой 77 мест избирались по пропорциональным, а 73 по мажоритарным спискам. Оппозиция и неправительственный сектор считают, что такая система дает власти больше преимуществ, поскольку правящей партии легче мобилизовать административный ресурс и обеспечить победу своим мажоритарным кандидатам в регионах. К слову, во всех созывах грузинского парламента большинство мажоритарных мест всегда получали кандидаты от правящей силы.

Ожидается, что основная борьба на выборах 2020 развернется между правящей партией «Грузинская мечта» (лидер – Бидзина Иванишвили) и объединенной оппозицией, в которую входят несколько партий, включая бывшую партию власти «Единое национальное движение» (лидер – Михаил Саакашвили). Кроме того, за места в парламенте готовы бороться условно пророссийские силы – «Альянс патриотов», «Грузинский марш» и «Демократическая Грузия». Между прочим, «Демократическая Грузия» (лидер – Нино Бурджанадзе) также входит в состав объединенной оппозиции. NewCaucasus.com попросил нескольких грузинских политологов поделиться своим мнением и прогнозами по предстоящим выборам. И вот что они рассказали:

Александр Твалчрелидзе, вице-президент Академии наук Грузии:

«Проходной барьер, который составляет всего лишь один процент, с моей точки зрения, гарантирует многопартийный парламент. Следовательно, есть очень большая вероятность того, что придется создавать коалиционное правительство.

Можно вспомнить первый созыв Парламента Грузии, где депутаты буквально плескали друг другу в лицо «Боржоми», ругались последними словами. Но именно в этот период грузинский парламент принял все самые основополагающие законы. В частности, была принята Конституция, введен лари и т.д. Все дальнейшее развитие Грузии было определено именно этим многопартийным парламентом.

Что касается множества не так давно созданных мелких партий, то они «отомрут» сами по себе, когда лишатся финансирования и люди увидят, что у них нет дальнейших перспектив. Кроме этого, есть партии, которых поддерживает Россия. У них низкий рейтинг, но не исключено, что будут созданы новые подобные силы для того, чтобы внести некий хаос в предвыборную кампанию.

Без всякого сомнения попытки вмешательства России в грузинские выборы все время были и имеют место быть. И выражаются они в основном в финансировании соответствующих партий и неправительственных организаций. По моим оценкам, Россия выделяет им финансирование в размере 20-30 млн. долларов ежегодно.

Некоторые пророссийские партии, я думаю, пройдут в парламент. Нино Бурджанадзе набирала 1-2.8% на выборах, то есть она, хотя и с очень небольшим представительством, но должна пройти. Партия «Альянс патриотов» тоже наверняка пройдет. Что касается «Грузинского марша», я не знаю, но шанс у них есть.

А вот правящая партия должна сказать спасибо пандемии коронавируса, так как правительство блестяще справляется с пандемией, что повысило их рейтинг. Премьер-министр Георгий Гахария показал, что в экстраординарных ситуациях хорошо справляется со своими обязанностями. Конечно же, были и ошибки. Но тем не менее мы вернули на родину более 10 000 человек. Ни одна страна в мире не устраивает бесплатного карантина в 5-звездочном отеле. Все эти действия правительства повысили их рейтинг.

Я думаю, что переноса выборов не планируется, так как это не выгодно правящей партии. Ведь каждый день появляются новые проблемы, связанные с экономикой. Выборы могут быть отложены только лишь в том случае, если резко ухудшится эпидемиологическая ситуация.

Думаю, что «Мечта» победит или получит около 40% голосов и останется основной силой в парламенте. Сегодня для правительства очень важно, чтобы выборы прошли открыто».

Теона Акубардия, соучредитель Центра стратегического анализа Грузии, бывший секретарь Совета Безопасности Грузии:

«Вмешательство России в избирательный процесс в Грузии, безусловно, ожидается, и никого это не должно удивлять по следующим причинам: несмотря на августовскую войну, Россия не смогла достичь своей конечной стратегической цели вернуть Грузию под свое влияние, не допустить присоединения Грузии к западной семье и предотвратить развитие демократии в стране.

Россия борется за свои интересы в Грузии методами гибридной войны. Что включает в себя методы как политические, так и экономические. Это и информационная война, и создание, укрепление сил поддержки «пятой колонны».

Понятно, что в стране усиливается антизападная пропаганда. Это используется и во внутреннем политическом дискурсе. С помощью методов информационной войны осуществляется содействие политической поляризации, что способствует отвлечению внимания от основных проблем страны. У нас в стране есть антизападные политические партии, которые до этого мы так открыто не видели.

Впервые налицо факты, что при поддержке извне в виде «Грузинского марша» была сформирована радикальная ультраправая сила. И, к сожалению, вместо того, чтобы вызвать реагирование со стороны власти, мы видим сегодня, что эта сила наделена достаточными полномочиями и готовится выйти на политическую сцену. Эта сила, которая собирается баллотироваться на выборах, также будет защитником российских интересов, потому что она будет противостоять как внешнему курсу демократии, так и ценностям, которые объединяют нас с Западом.

Эти типы сил пытаются создать хаос в стране, что является обычной практикой Кремля. В целом я вижу все это в контексте геополитической конфронтации между цивилизованным Западом и Россией, которая противостоит ему как в политическом, так и в идеологическом плане.

На пути к образу врага, который создает правительство из оппозиции с ее западными настроениями, эти силы являются союзниками «Мечты». Может, это совпадение естественных интересов. Следовательно, выборы будут важны не только для укрепления демократии в стране, но и уровня западного курса и геополитики страны.

Вот почему жизненно важно провести выборы демократическим путем. В этом контексте я также вижу критику со стороны наших партнеров, которая так обильно слышна с Запада, будь то США или Брюссель. Совпадение наших интересов неразрывно связано с ценностями демократических институтов, антикоррупционных мер, необходимых для обеспечения внутренних и внешних политических интересов страны.

Для любого правительства должны быть приемлемы те замечания, на которые нам указывают наши партнеры, чтобы мы стремились обеспечить национальные интересы.

Однако главная проблема – стремление Бидзины Иванишвили остаться у власти на третий срок. Это желание приносится в жертву перспективам демократии в стране, и с этой целью происходит рост внутриполитической поляризации.

Однако мы также должны помнить, что Запад — это не Россия, которая заставляет нас делать что-либо. Они, как друзья, указывают на наши недостатки и готовы помочь нам исправить их. Если политический спектр попытается защитить выбор людей от внешних манипуляций и психологических операций, тогда мы сможем продолжить путь к защите наших интересов.

Если нет, то мы не только останемся гибридным режимом в Индексе демократии, каким являемся сейчас, но и приблизимся к российской орбите, к советскому образу жизни, что было бы катастрофическим. Грузия находится в ухудшающейся обстановке безопасности как на международном, так и на региональном или национальном уровнях. Поэтому важно провести эти выборы так, чтобы нашим интересам никто не препятствовал еще многие годы. Я верю, что наши партнеры помогут нам на этом важном этапе, и мы сможем преодолеть эту проблему».

Торнике Шарашенидзе, политолог, профессор GIPA:

«Исходя из сегодняшнего расположения сил, скорее всего победит правящая партия «Грузинская мечта». Конечно, все может измениться до конца октября. Но если «Грузинская мечта» наберет меньше половины голосов, то тогда она может создать коалицию и будет просто-напросто в составе коалиционного правительства, которое сформируют скорее всего две партии. То есть, сама «Грузинская Мечта» и кто-нибудь еще. Не исключено, что этой партией станет «Лело». У них умеренные лидеры, а «националы», или «бывшие националы» (партии, отколовшиеся от «Единого национального движения», но сотрудничающие с ним — ред.) объявлены идеологическими врагами правящей партии. Поэтому «Лело» проще всего создать коалицию с «Грузинской мечтой».

«Грузинская Мечта» ведет умную игру и преподносит себя в качестве прозападной, проевропейской силы. Так что создать коалицию с такими партиями, как, к примеру, «Грузинский марш», не просто для них нелепо, но и очень опасно.

Россия, конечно, хочет иметь в Грузии пророссийское правительство, но на это шансов не очень много, так как пророссийский истеблишмент не пользуется серьезной поддержкой в грузинском обществе. Я не знаю, как они будут вмешиваться в выборы, но откровенно пророссийские силы к власти не придут.

Что касается других партий, то «Альянс патриотов», скорее всего, пройдет в парламент, может набрать до 5-7%. Это уже серьезная заявка. Я не знаю, насколько серьезно удастся пройти Нино Бурджанадзе. А у «Грузинского марша» шансов нет совсем.

Попытаюсь перечислить, кто войдет в будущий парламент. Это партии «Грузинская мечта», «Национальное движение», «Европейская Грузия». Войдет партия «Лело», есть шанс у «Лейбористской партии» и у партии «Гирчи».

У партии «Грузинская Мечта» есть шанс остаться у власти на третий срок подряд в составе коалиции. Наверное, в политике они будут «первой скрипкой».

Опять не исключена поляризация: «мечтатели» или «националы». Это устраивает обе партии. Если выбирать опять придется между теми или этими, то большинство, скорее всего, будут голосовать за Бидзину Иванишивили. Многие будут голосовать против Саакашвили. Это уже апробированный метод, которым «Мечта» пользуется уже семь лет. Экс-президента и лидера партии «Национальное Движение» Грузии Михаила Саакашвили также устраивает оставаться главной оппозиционной силой.

Пандемия, конечно, очень сильно помогла рейтингу правящей партии, однако сейчас наступает экономический кризис, и от него не уйти. Но по моему опыту, когда люди выходят в Грузии на улицы, то это не происходит из-за экономических проблем. У нас, как ни странно, никогда не обсуждают экономику серьезно, начиная с 80-х годов, когда пошла волна национального движения за независимость. Люди не выходят на митинг из-за экономики, они выходят на улицу из-за несправедливости».

Лика Жоржолиани, специально для newcaucasus.com