Торнике Шарашенидзе: “Газпром” – заряженное оружие в руках Кремля

2578

tornike_sharashenidzeВ столице Грузии Тбилиси состоялись очередные Гражданские слушания на тему – «Газпром как рычаг давления Москвы на страны Южного Кавказа». От Азербайджана выступил политолог Ильхам Сафаров, от Армении — эксперт Армянского Центра политических и международных исследований, ассоциированный эксперт Армянского Института международных отношений и безопасности, редактор русской версии издания «Аравот» Рубен Меграбян, от Грузии – руководитель программы международных отношений, школы права и политики Института общественных отношений Грузии (GIPA), политолог Торнике Шарашенидзе. Мероприятие прошло в рамках программы «Символический Кавказский Суд по Правам Человека и Гражданские слушания на службе демократии Кавказских стран» при поддержке Национального Фонда Содействия Демократии (National Endowment for Democracy — NED). Организатор – Кавказский центр гражданских слушаний (Грузия).

Предлагаем выступление Торнике Шарашенидзе полностью:

Когда видим сегодняшнюю Россию и, в частности, наблюдаем как Россия использует свой газовый рычаг давления, то волей-неволей задаемся вопросом: почему она занимается этим и почему этим не занимался СССР. Причина этого, наверное, заключается в серьезной разнице между СССР и Российской Федерацией. СССР был игроком ответственным и серьезным, который не страдал Веймарским комплексом и не пытался пересмотреть тогда существующий миропорядок. То есть, СССР был державой статус кво, тогда как Россия является реваншистской державой. СССР в целом был гораздо самоувереннее и сильнее.

У СССР было гораздо больше ресурсов и рычагов влияния. Это включало вооруженные силы, и финансы, и военный блок в лице Варшавского договора и, что очень важно, мягкую силу в лице коммунизма, так как почти до полного краха СССР коммунизм и Советский социализм считались альтернативой западной демократии и капитализму.

Сейчас много спекулируют о том, что СССР никогда не прибегал к газовому шантажу как раз по причине того, что это ему было ни к чему. Действительно, это ему было ни к чему при наличии других возможностей. Кроме того, СССР слишком серьезно заботился о своей репутации, чтобы пойти на газовый шантаж. В то же самое время нельзя игнорировать и тот факт, что при СССР Западная Европа была гораздо меньше зависима от советского газа, а страны вроде Украины, Армении, Латвии или даже Польши были сателлитами Москвы. Но опять же, в течение 90-ых годов, когда СССР уже перестал существовать, Москва не шантажировала эти страны. Это все началось после прихода к власти Путина. С его приходом Газпром и стал политическим оружием в руках Москвы. С его приходом Россия заявила о себе как реваншистская держава и так как в ранние 2000-ые годы Россия была слабее и менее самоуверена, чем сейчас, то ею был задействован только этот рычаг – рычаг газовой зависимости.

Газпром, как оружие, был задействован на нескольких направлениях:

Первое: энергозависимые страны СНГ (или бывшие страны СНГ). После развала СССР, во многих бывших советских республиках внешняя зависимость на энергоресурсы никуда не делась. Хорошо понимая, что опять же, в отличие от СССР, Россия не обладает множеством рычагов влияния, Газпром был запущен на полную силу. Притом Газпром особо беспощадно действовал в тех странах, которые являлись союзниками России и тут, конечно, самим наглядным примером является Армения. Пользуясь тем обстоятельством, что из-за Карабахского конфликта Армения очень сильно зависит от Москвы (в том числе и в поставках газа) Газпром поднял для нее цену и взамен за долги полностью прибрал к рукам практически всю местную энергосистему.

Пример Армении очень красноречив. Это пример того, что ожидает страну, у которой нет альтернативы кроме России и которая не обладает ресурсами эффективно противится давлению со стороны. В отличие от Армении, Украина, как мы сегодня видим, почти отказалась от закупок российского газа. Это стало возможным благодаря таким простым факторам как наличие собственных энергоресурсов, наличие некоторых альтернатив энергоснабжения, наличие экономических и финансовых ресурсов и – что наверное является основным – состояние необъявленной войны с Россией. В отличие от Армении, Украина не то что не является союзницей России, но и конфликтует с ней. То есть, Украине понадобились Майдан, аннексия Крыма и война в Донбассе, чтобы освободиться от зависимости от Газпрома. До этих событий Москва прекрасно манипулировала Киевом путем заключения непрозрачных и весьма сомнительных сделок с прежней правящей элитой Украины. То есть, пример Украины демонстрирует, что главное все-таки – наличие политической воли противиться российскому влиянию.

Грузия является еще одним интересным примером. В 2005 году Газпром поднял цену для Грузии, поставив страну в довольно тяжелое положение. В начале 2006 года на территории Северного Кавказа был взорван газовый трубопровод, снабжающий Грузию из России и из-за непонятных причин на его ремонт ушли недели, в то время когда в Грузии стояли морозы. Россия не допускала на свою территорию грузинских инженеров и занялась ремонтом только после того, как США довольно жестко отреагировали на сложившую ситуацию и потребовали починить трубопровод. Если это было демонстрацией силы, то, наверное, не очень дальновидном шагом, так как после этого был запущен трубопровод Баку-Тбилиси-Эрзрум и Грузия стала получать газ из Азербайджана. С тех пор прокремлевские российские аналитики не раз с досадой отмечали, что Москва потеряла один из главных рычагов влияния на Грузию.

Недавние переговоры грузинских властей с Газпромом стали причиной серьезного скандала в стране и, можно сказать, что эти переговоры стали проблематичными в первую очередь из-за того, что велись тайно, в очень непрозрачной и нездоровой обстановке, и это вызвало множество вопросов. О чем договаривались Газпром с грузинскими властями, по сути, все еще является не до конца совсем ясным и несмотря на то, что эти переговоры не принесли (хотя бы пока) того, чего опасались в Грузии – возврата Газпрома в страну – они тем не менее лишний раз продемонстрировали ту опасность, которую таит в себе Газпром как источник коррупции и непрозрачных сделок.

Второе: энергонезависимые страны СНГ. Это в первую очередь страны Центральной Азии, у которых есть собственные энергоресурсы но нет возможности выйти на мировые рынки. Они вынуждены экспортировать свой газ через Россию, которая осуществляет это на своих условиях – закупает, например, туркменский газ по выгодной для себя цене и продает по очень высоким ценам в Европу. Единственная страна, которой удалось полноценно избавится от российской транзитной зависимости – Азербайджан, который благодаря газопроводу Баку-Тбилиси-Эрзрум вышла на Турцию и уже после последующих проектов должна выйти на собственно Европейский рынок. Немудрено, что в 90-ые годы Россия всячески противилась строительству газопровода Баку-Тбилиси-Джейхан (за которым последовал Баку-Тбилиси-Эрзрум), понимая, что этим самим  Азербайджан не только обойдет Россию как страну транзита, но и создаст опасный для нее прецедент.

Если по первому направлению Газпром пытается монополизировать поставки газа и после этого влиять на местные элиты, то второе направление подразумевает монополию на транзит. Среднеазиатским странам пока что не удается полностью избавиться от этой монополии Газпрома, так как для них альтернативой является только Китай, который закупает газ по очень низким ценам, ну а лакомый кусочек в лице европейского рынка забирает Газпром.

Третье направление это Европа. Там даже при наличии полной монополии на поставки газа отсутствует возможность сильно влиять на местные элиты. Но зато есть возможность втянуть хотя бы часть местных элит в сомнительные сделки, что потом позволяет ими манипулировать или использовать их хотя бы в качестве лоббистов. Это делается как втайне так и открыто, и тут, конечно, не обойтись без такого яркого примера как бывший канцлер Германии Герхард Шредер, который после отставки сразу был нанят Газпромом, и который как-то раз назвал Путина демократом чистой воды. Проникновение в Европу такой крайне непрозрачной и коррумпированной компании как Газпром (который при этом является и политическим орудием), сулит еще и опасность подкупа политиков, чиновников, журналистов, ученых и т.д. А это, в свою очередь, может выражаться в росте влияния России на Европу. Мы видим, что до начала войны в Украине России удавалось не только разделять европейское общественное мнение, но и мешать Европе вырабатывать единую и скоординированную политику по отношению к Газпрому. И это скорее всего достигалось (к сожалению, в определенной мере все еще достигается), благодаря, в том числе, и вышеупомянутым газпромовским ухищрениям.

Нужно также отметить, что после начала войны с Украиной Газпром как будто бы отошел на второй план, так как Россия уже не стыдится открыто прибегать к другим рычагам давления. Так называемые зеленые человечки, тотальная пропаганда, основанная на дезинформации, почти открытая военная агрессия – на фоне всего этого Газпрома как-то не очень видно, хотя это оружие в руках Кремля все еще остается заряженным и не стоит о нем забывать.

Фото newcaucasus.com