Юрий Сидоров: Украина борется за политическую и экономическую независимость

2173

В этом году Украина будет отмечать 25-летие независимости. Фактически, в далеком 1991 году свобода досталась нам очень легко и именно сейчас Украина борется за независимость полноценную, а не на бумаге.  Независимость экономическую и политическую.

За эти года в Украине состоялось две революции, результаты которых отображены в известном высказывании Отто Фон Бисмарка: “Революции готовят гении, делают романтики, а её плодами пользуются проходимцы”.

Да, к украинским революциям каждый может относиться по-разному. Но несомненно одно – эти события меняют вектор украинского развития. И дважды Украина была на грани потрясающих изменений, чем не смогла воспользоваться. Но каждый подобный кризис дает потрясающий толчок и опыт. За десятилетие от предыдущей революции в Украине на голову выросло гражданское общество. Оно уже умеет не только контролировать власть, но и предлагать свои решения многих проблем, успешно их внедряя в жизнь.

Добившись изменений политических, мы не расходимся по домам, ожидая добрый воли вновь избранного президента на осуществление изменений. А именно эту ошибку мы совершили после революции 2005 года. Это такая ментальная вера в доброго царя, думаю, знакома каждому.

Показательно, что сейчас консолидации общества способствовали кризис в стране и военные действия. Именно развитие событий на юге и востоке Украины убеждают каждого: не время расслабляться.

Локомотивом реформ в Украине сейчас является, как это не странно, общество  и власть, но иностранная.

Именно политически активная часть общества вручила нынешней власти полномочия. Именно политически активная часть общества требует изменений. И, самое главное, именно политически активная часть общества прекрасно научилась менять власть. Хочется верить, что власть имеет историческую память, хотя  сейчас она часто и ходит по краю.

При этом власть вынуждена заигрывать с руководством западных стран и финансовыми донорами. Без их поддержки экономика страны обрушится еще сильнее, что повлияет на устойчивость ключевых политических игроков при власти.

Часто, именно сочетая лоббирование изменений гражданским обществом с твердой позицией западных стран удается достичь результатов и конкретных решений властей.

В нашей стране принято думать, что Украина – лидер по развитию на постсоветском пространстве. Вместе с тем, глобальные рейтинги говорят об обратном. Как пример, самые показательные рейтинги экономических свобод и противодействие коррупции.

В актуальном рейтинге Doing Business Украина занимает 83 позицию. С другой стороны, Российская Федерация находится на 51-ой позиции.  Это при том, что превалирует мнение о демократической Украине, которая пытается проводить реформы, привычно противопоставляя себя той же России, с её неизменяемым на протяжении десятилетий руководством и всеми следствиями этого.

Но стоит также оценить Украину за предыдущие года. Так, в 2006 году Украина занимала 128 позицию в рейтинге Doing Business. Улучшение в рейтинге на пять десятков ступенек – отличный результат. Но проблема в том, что этот результат достигнут за целое десятилетие, что катастрофически медленно в нынешнем  конкурентном и глобализированном мире. Действительно, ключевой прыжок сделан за последние два года, после “Революции достоинства”. Но это не отменяет критически длительных сроков.

Вместе с тем, по итогу после двух лет после революции Украина все ещё находится в категории тотально коррумпированных стран – на 130-ой позиции по индексу восприятия коррупции Transparency International (всего 172 стран). Кстати, Российская Федерация вместо с Азербайджаном – на 119 месте. Не последнюю роль в этом играют «маленькие» украинцы, которые считают лучшим способом решить любой вопрос – вручить «благодарность».

Для противодействия коррупции необходимо два ключевых параметра: публичность и необратимость наказания. Однако достижении в данном случае критически противоположные.

Разрушенная правоохранительная и судебная системы, отсутствие кардинальных шагов по их реформированию и порождают тотальную безнаказанность. Это – лучшие условия для консервации большой политической коррупции и посему мы постоянно попадаем в замкнутый круг.

Показателен последний пример  – назначение Генеральным прокурором Украины кума президента Петра Порошенка – Юрия Луценко, путем преломления законодательства через колено.

При этом после своего назначения Петр Порошенко любил вспоминать метод сингапурского премьр-министра Ли Куан Ю: «Начните с того, что посадите трёх своих друзей. Вы точно знаете за что, и они знают за что».

И согласно популярной сейчас в Украине шутке, Петр Порошенко таки посадил своих трех друзей, но в чиновничьи кресла. Помимо Генпрокурора имеется в виду глава Национального банка (Валерия Гонтарева) и Премьер-Министр (Владимир Гройсман).

В результате назначений по принципу лояльности, а не профессионализма получили законсервированную судебную и правоохранительную систему. Прекрасные попытки их реформировать разбились в пух и прах лояльными высшей политической «элите» людьми.

Вместе с тем, в сфере правоохранительных органов есть одно несомненное достижение. Одно из немногих, чем вообще может похвастаться власть по итогу двух лет – это запуск новой патрульной полиции, объединившей в себе функции как самих патрульных, так и бывшей Госавтоинспекции. Большинство работников в новой службе – абсолютно новые люди в этой сфере, которые способны преломить мифическую систему.

Понятное дело, что одномоментно такую патрульную службу не запустить по всей стране, поэтому она запускается постепенно по мере обучение новых людей, начиная с больших городов.

Иначе складывается ситуация с публичностью. Так, тактические победы 2015 года – открытие государственных имущественных реестров и бюджетных трат. И по этим данным мы если не впереди планеты всей – то однозначно среди лидеров. Уже сейчас можно не вставая из-за компьютера узнать владельца недвижимости, посмотреть чем владеет чиновник и его семья: квартиры, машины, земля…

Именно открытие госреестров вывели нашу расследовательскую журналистику на новый уровень, что подтверждают многие иностранные журналисты.

Теперь осталось добиться реакции властей, контролирующих органов на эти расследования. Поскольку сейчас ситуация с реакцией очень переменчива.

Однако есть непубличный эффект и украинский аспект подобных антикоррупционных расследований: это делает коррупцию дорогой. Представители многих законсервированных годами проверяющих органов могут прийти к фигурантам с простым предложением об определенной сумме. И у человека есть выбор – подвергнуться уголовному делу, либо просто поделиться полученной от коррупции маржой. Часто, потребность в дележе превосходит саму маржу, что совместно с нервными издержками нивелирует весь смысл данных схем.

Но несмотря на колоссальные сдвиги, все еще остаются две ключевые проблемы в сфере публичности: это таможенная и налоговая служба. Открытого доступа к их данным нет, что и дает почву для множества манипуляций, о которых украинцы лишь могут догадываться.

Еще одной грандиозной победой является внедрения системы публичных закупок «Прозоро». Созданная общественными активистами система государственных закупок уже узаконена и на неё перейдут через полгода все госорганы. Можно много рассказывать о её прелестях, но конкретное понимание даёт тот факт, что «Прозоро»  попала в шорт-лист престижной международной премии в сфере закупок – World Procurement Awards 2016! Среди конкурентов украинской системы – Министерство юстиции Великобритании с трансформацией конкуренции, департамент образования австралийского штата Новый Южный Уэльс с собственным решениям в сфере закупок, а также Администрация Президента США с закупочным сервисом P200. И уже рассматривается возможность внедрения этой системы в других странах.

Понятное дело, со всего перечисленного средний обыватель Украины может заметить лишь новую полицию. Но многие украинцы ежедневно работают над изменениями, видя конкретный результат,  хоть часто и незаметный. Однако именно эти маленькие шестеренки способны запустить большую и, на самом деле, прекрасную машину под названием «Украина».

Юрий Сидоров