Дали Агдгомеладзе: процесс «мирной» миграции армянского населения Джавахети продолжается

2457
Дали Агдгомеладзе

В Ахалкалаки (Грузия, регион Самцхе-Джавахети) состоялись очередные Гражданские слушания на тему – «Система образования для этнических меньшинств – плюсы и минусы». С докладами выступили директор НПО «Женщины за будущее Джавахети » Дали Агдгомеладзе и гражданский активист Агаси Залалян. Агдгомеладзе рассказала о своем видении системы образования в регионе, ее недостатках и минусах, предложила свои рекомендации. Мероприятие прошло при поддержке Национального Фонда Содействия Демократии (National Endowment for Democracy — NED). Организатор – «Кавказский центр гражданских слушаний»

Предлагаем выступление Дали Агдгомеладзе полностью:

У этнических армян, проживающих на юго-востоке Грузии, а точнее – в регионе Джавахети, так же как и у населения остальной территории страны, накопилось множество социально-экономических проблем. Кроме общих для всех вопросов, к проблемам местного населения добавляется незнание государственного языка и кадровая политика «современного» законодательства Грузии.

Эти проблемы становятся источниками и других важных вопросов, которые прямо воздействуют на материальное положение человека, на его настроение, в целом на его жизненые планы, на будущее. Именно два этих важных вопроса сыграли решающую роль в том, что начался отток армянского населения из региона Джавахети. Если первоначально  миграция был незначительной, то впоследствии этот процесс постепенно приобрел массовый характер и на сегодняшний день в эмиграции находятся тысячи джавахетских армян.

Тенденция не меняется, процесс «мирной» миграции армянского населения продолжается, этому никто не мешает, не противостоит, никто не озабочен тем, чтобы он был остановлен. Ни одно из правительств, как прошлое, так и нынешнее, не создало в государстве таких условий и ситуацию, когда людям не пришлось бы уезжать из страны для поиска средств существования своих семей. (Не функционируют фабрики и заводы, нет рабочих мест…)

Армянское население делает свой выбор, выбирает для жизни и работы Россию, а не Грузию и не свою историческую родину Армению.

Незнание языка имеет давнюю историю и для преодоления этой проблемы необходимо предпринять определенные меры, необходимо растить поколения.

В достаточно долгий период существования в Ахалкалаки российской военной базы, большая часть населения Джавахети связывала свою деятельность, доход и будущее именно с этой базой, так как люди были материально зависимы от нее.

Люди получали образование на русском языке, были обеспечены материально, обладали многими привилегиями и могли обустроиться в любом городе России. Нужно сказать прямо – правительство Грузии в тот период не делало ничего для того, чтобы его граждане были заинтересованы в изучении государственного языка. Наоборот, в негрузинских шклоах грузинский язык считался второстепенным предметом и даже посещение этих уроков не было обязательным. Даже грузины отдавали своих детей в русские школы, так как русский язык и русские школы считались более престижными.

Компактно проживающие на территории Джавахети этничекские армяне почи не имели никакого соприкосновения с грузинским языком, так как смогли наладить коммуникацию с грузинами на армянском и русском языках.

Стоит отметить тот факт, что местное население всегда имело хорошие отношения между собой, что сохранилось и по сей день. Часто встречаются смешанные семьи. То есть, незнание языка никогда не являлось барьером при налаживании человеческих отношений и трудовых обязательств. Грузины и армяне имели прекрасные отношения. На протяжение многих лет не чувствовали необходимоси изучения государственного языка… Да никто и не требовал этого до тех пор, пока в грузинском парламенте не был озвучен закон, согласно которому «делопроизводство в государственных структурах должно было вестись на государственном языке».

После этих заявлений появилось множество неприятных откликов. Этим воспользовались враждебно настроенные по отношению к политике Грузии силы, устраивались провокации, среди местного населения проводилась нежелательная пропаганда.

Впервые на проблему изучения государственного языка обратила внимание ОБСЕ, которая профинансировала в 2003 году проект «Грузинский язык для государственных служащих». В рамках данного проекта проводились уроки языка на местах, прямо в организациях. Были небольшие успехи, однако интерес и мотивация оставались очень низкими, так как существовало множество препятствующих факторов и конкретных личностей, в результате чего проект не смог достичь желаемых результатов.

Поскольку языковый барьер был у всех, то вопрос изучения государственного языка был назван в качестве приоритетных и различные международные организации не раз финансировали курсы по изучению языка, которые, тем не менее, не дали больших результатов, так как население было мало мотивированным, люди, которые изучили грузинский язык, не получали никаких преимуществ.

Однако после окончания этих курсов отношение населения к грузинскому языку и его изучению ощутимо изменилось. (На протяжении многих лет находились люди, которые противились изучению грузинского языка, противостояли педагогам и учителям… Они утверждали, что изучение языка происходит насильно и это приведет не к интеграции, а к ассимиляции местного населения. Эти люди проводили антигрузинскую пропаганду и серьезно ущемляли, высмеивали тех, кто хотел выучить грузинский язык…)

В период правления Михаила Саакашвили многое изменилось… Были сделаны серьезные шаги в направлении помощи этническим меньшинствам. Были осуществлены специальные программы, разработана, разрабатывается и сейчас, улучшается методика, создаются учебники, руководства с целью улучшения качества изучения грузинского языка в негрузинских школах, в процессе подготовки и переподготовки находятся педагоги, для которых проводятся тренинги по повышению квалификации… В школах уже приступили к работе подготовленные педагоги, которые успешно сдали профэкзамены по грузинскому языку. Задействованы специальные программы по методике и изучению грузинского языка как второго языка.

Практически во всех городских и сельских школах, где не было учителей грузинского языка и ощущалась нехватка кадров, в настоящее время трудоустроены хорошие специалисты, что стало самым серьезным результатом проведенной работы, так как ни для кого не является секретом, что в Джавахети ощущался острый дефицит квалифицированных кадров, в школах часто преподавали случайные люди, которые хоть немного имели представление о грузинском языке. Исходя из всего перечисленного, и результат был весьма печальным… закончившие курсы не могли даже на элементарном уровне говорить на грузинском языке.

Для изучения языка также важны учебники, адаптированные к национальному учебному плану, а также к возрастным требованиям и интересам обучаемого. Учебники имеют большое значение, однако, исходя из моей практики, более важен хороший педагог.

Сейчас идет процесс усовершенствования учебников, так как материалы учебной программы абсолютно несовместимы с аттестационной программой экзаменов выпускных классов. Поэтому и в этом отношении необходимо еще многое сделать для того, чтобы дети обучались в школе по той программе, которую они смогут применить на практике. Кроме этого, учебники очень перегружены сложными, грамматическими, языковыми конструкциями, что еще больше усложняет изучение языка…

Программа, которая дала реально хороший результат – «4+1», она легко доступна для негрузинской молодежи. Именно благодаря этой программе многие талантливые молодые люди Джавахети приняли решение получить высшее образование в Грузии и остаться в стране.

Благодаря этой программе в жизни негрузинского населения нашего региона изменилось очень многое в лучшую сторону. Существенно снизились темпы миграции молодежи в возрасте 18-30 лет. Это более чем серьезный результат… Приостановлен отток из региона талантливых, образованных, перспективных, двуязычных, трудоспособных местных кадров.

Программа «4+1» более эффективна, это краткосрочный и упсешный проект. Всего пять лет необходимо для того, чтобы негрузин из Ахалкалаки получил высшее образование на грузинском языке и специальность, наряду с этим – знание государственного языка на высоком уровне и стал конкурентоспособным местным кадром, который сможет трудоустроиться в родном городе и ни у кого не будет претензий, что «местные кадры не могут получить работу, так как не знают государственного языка и вакансии занимают приехавшие из других регионов грузины». Можно часто услышать претензии подобного содержания, если вы соприкасаетесь с армянским населением Джавахети. Они часто говорят о том, что «если ты не знаешь грузинского языка, то и устроиться на работу не сможешь» и т.д. Я слышу подобные мнения, но часто не соглашаюсь с этим, так как соприкасаюсь с этой частью населения и вижу другие серьезные причины, чем проблемы при трудоустройстве из-за незнания языка. На сегодняшний день фактически все трудоустроенные в сакребуло и гамгеоба (местные советы и управы) не знают государственного языка. Они работают на этих местах, так как являются родственниками и близкими представителей местных властей. В данном случае незнание языка не стало для них препятствием при назначении на различные высокие лолжности… Но это уже другой вопрос…

Я наблюдаю за ходом программы «4+1» и приветствую ее, так как вижу ее положительное влияние на молодежь, вижу тенденции – каждый год все больше молодых людей регистрируется в высших учебных заведениях Грузии. Увеличивается число знающих грузинский язык, повышается уровень их подготовки, повышаются получаемые ими баллы при поступлении… Все это говорит о том, что гражданам Грузии необходимо и им нравится получение высшего образования в Грузии. Они останутся в Грузии и будут служить своей стране, своим образованием и интеллектом будут способствовать развитию страны.

Те студенты, которые ранее поступили в Тбилиси, положительно отзываются о Тбилиси, о ВУЗе, народе, лекторах, в целом довольны тем, что получили образование в Грузии, довольны полученными знаниями и приобретенными друзьями… Именно эти студенты являются самыми лучшими пропагандистами в хорошем смысле, советуют свои знакомым поступать в тбилисские ВУЗы, так как в Грузии нет «образования за взятку» как это происходит в Армении, они сравнивают, рассказывают о своих новых друзьях, о хорошем отношении со стороны лекторов, о льготах… Это все имеет большее значение для того, чтобы у армянского населения изменилось отношение к грузинам, чтобы были разбиты стереотипы, исчезло отчуждение, начался процесс интеграции, чтобы армяне и грузины смотрели друг на друга как равный на равного, равноправный на равноправного, как образованные и защищающие интересы своей страны люди…

Хочу отметить одно очень важное обстоятельство – программа «4+1» должна быть обязательно продлена, так как это самый успешный и результативный проект из всех, что были сделаны до этого. Кроме того, нужно взять обязательство по трудоустройству закончивших курсы в рамках этой программы. Возможно эти слова могут показаться слишком громкими, но именно это повысит мотивацию, станет процессом трудоустройства высококвалифицированных кадров в регионе, что позволит постепенно заменить неквалифицированные кадры целиком в регионе на образованных, двуязычных специалистов. Замена произойдет безболезненно и к ней отнесутся с пониманием, так как эти молодые кадры – жители нашего региона, наши дети и дети наших близких, которые получили образование и вернулись домой… Естественно, что такие кадры получат больше возможностей и привилегий, чем приехавшие из других регионов. По моему мнению, создание рабочих мест и новые кадры сейчас своевремены и должны скоро появиться, и этот процесс станет правильной кадровой политикой.

Фото newcaucasus.com