Ирана Мамадова: Молодежь в Азербайджане материально зависима от родителей

1664

1329853672_irana_mamadovaВ столице Грузии Тбилиси прошли Гражданские слушания на тему – “Южно-Кавказская молодежь: кто они, и потенциалом какого будущего являются?”. Мероприятие состоялось в рамках программы “Символический Кавказский Суд по Правам Человека и Гражданские слушания на службе демократии Кавказских стран” при поддержке Национального Фонда Содействия Демократии (National Endowment for Democracy – NED). Автор и директор программы – профессор Ниязи Мехти (Азербайджан). Организаторы – Альянс женщин за Гражданское общество (Азербайджан), Кавказский центр миротворческих инициатив (Армения), Кавказский центр гражданских слушаний (Грузия). От Азербайджана выступила Ирана Мамедова, от Армении – Эстер Палоян, от Грузии – Леван Джобава. Председатель комиссии – Гиоргий Канашвили, члены комиссии: Ниязи Мехти, Луиза Погосян, Теона Балавадзе. Предлагаем выступление Ираны Мамадовой полностью:

В течение веков молодежь в азербайджанском обществе воспитывается методами, выработанными культурой и эти методы пригодны для подавляющего большинства. Поведение молодых зависит от установок стариков и от того следа, который они оставляют в душах молодых. В нашем обществе одобрение старших по возрасту оказывается решающим в принятии вопросов о создании семьи, т. е. молодые люди смотрят не на своих сверстников, а на старших как на последнюю инстанцию, от решения которой зависит их судьба. Ответы на вопросы: «Кто я? Как я должен говорить, двигаться, есть, спать, любить, зарабатывать на жизнь?» — считаются предрешенными. Таким образом, из поколения в поколение передается штамп определенных культурных форм.

I. ПРОЕКЦИЯ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ

Нынешняя молодежь в Азербайджане, как и везде, неоднородна. Сплоченность проявляется в отдельных аффективных ситуациях (на стадионах и митингах), или же в связи с ориентациями на некоторые общие ценности. В целом же молодежь не представляет собой преобладающую целенаправленную группу с доминирующими взглядами в определенной области. Может, именно это и есть истина постсоветского времени?

Молодежь в Азербайджане можно рассмотреть через разные критерии: классовую, религиозную, языковую… Этот список можно продолжить. Я постараюсь коротко рассмотреть их.

Солидная часть молодежи смотрит на мир через «очки» Ислама. Осуждают правильность/неправильность поступков в соответствии со своими религиозными взглядами. Среди этих приверженцев есть мусульмане-шииты (85% населения), сунниты (15% населения). Эти группы могут вести между собою споры по поводу ритуалов, правил поведения, однако дело не доходит до враждебности или драки (индивидуальные стычки редки).

Языковые критерии: Русскоязычная молодежь все еще считается в Азербайджане в некотором смысле элитарной. У нас даже есть тенденция спрашивать: какой сектор ты окончил(а)? Азербайджанский или русский? От ответа зависит определенное отношение к тебе.

Русскоязычные все еще воспринимаются как носители более высокого уровня культуры, мировоззрения и т.д. Знание русского языка приоритетно при устройстве на высокооплачиваемую работу. Я сама одно время преподавала частным образом русский язык азербайджаноязычным и могу сказать по своему опыту, что многие наши парни изучают русский язык в основном для того, чтобы найти себе интересную пару, а девушки для того, чтобы устроится на престижную работу.

Но любовь к русскому языку сейчас не означает любви к России. Просто, русский язык в моей стране играет роль одного из окон в мир, а таких окон много. В отличие от поколения наших родителей, для нас, русскоязычных, Советский Союз или, если сузить, Россия не является авторитетом. Может быть потому, что она проиграла в противостоянии Западу…

Здесь хочу отметить о немаловажном влиянии турецкого языка, который в основном проявляется через турецкие сериалы и телевидение. В повседневную речь вошло много слов из бытового турецкого языка. Сериалы заменили многим реальную жизнь.

Говоря о классовой принадлежности, можно указать три категории. К первой относятся ребята, приехавшие с районов, в основном со средним (и чаще неполным) образованием, в попытке найти «свое место» в «большом» городе. Они пытаются устроиться на какую-либо техническую работу и кое-как продержаться до поры до времени. Требования невысокие. Соглашаются почти на всякую работу. Трудолюбивы.

Вторая категория – ребята с высшим образованием. Требования высокие. Обычно хотят высокооплачиваемую работу с заниженными требованиями к кандидату и неплотным графиком работы. Здесь обычно помогает «dayday» или же хорошее знакомство. Если ни того, ни другого нет, то или сидят и ждут своего часа, или же, в лучшем случае, стараются сами поискать что-либо более или менее подходящее.

И, наконец, последним представителем молодежи является группа VİP-ребят. Они могут быть как «VİP» по происхождению (так принято считать в обществе), то есть из богатых семей: для них полететь в Лондон на 1 день на футбольный матч ничего не стоит (далеки от обыденной реальности), так и «истинной интеллектуальной прослойкой», стремящейся (своими силами) к продолжению образования за границей и желающей, в основном, остаться там. Девственность будущей жены для некоторых из них непринципиальна. Их девиз: «хорошо там, где нас нет».

Есть еще одна не очень большая группа, которую можно назвать группой постмодернистских интеллектуалов (молодых писателей, поэтов, художников, музыкантов, блоггеров и журналистов). Они отличаются свободными нравами и ориентацией на западные ценности, свободны от стереотипов и предрассудков. Выражают свое мышление, подход к жизни нестандартным образом.

II. АЗЕРБАЙДЖАНСКОЕ ОБЩЕСТВО КАК ОКОВЫ ДЛЯ САМОРЕАЛИЗАЦИИ

В преддверии завершения высшего образования всё сильнее очерчивается усугубление конфликтной ситуации между поколениями, как в обществе, так и в семье, ибо именно в этот период начинается процесс самореализации молодежи (каким бы смешным это не казалось для западных тинэйджеров) и желание выйти из-под родительского гнета и обрести если и не полную, то хотя бы частичную независимость.

Первый этап – устройство на работу

Если взять нынешнюю молодежь, то ей сейчас чуть легче устроиться на работу, чем это было лет десять тому назад. Благодаря появлению многочисленных НПО молодые люди могут реализовать себя в различных сферах общества. В основном, это относится к нетрадиционным сферам. Но пусть это вас не вводит в заблуждение. Несмотря на кажущуюся легкость процесса, на самом деле найти свое «место под солнцем» вовсе нелегко. В этом вопросе пожилые играют немаловажную роль. Они, пользуясь своим рабочим положением и социальным статусом, всячески притесняют молодежь. Пожилые держатся за должность и готовы ради нее на смерть. Во многих государственных учреждениях на должностных позициях работают люди от 38-55 лет. Любая возможность претендовать на их место пресекается еще в латентном периоде. Пожилые считают себя намного умнее, так как «они более опытны». Играют роль проповедника, носителя истины. Постоянное недовольство молодежью аргументируется тем, что в их время все было по-другому, молодежь была послушной и больше почитала взрослых. Объясняют, как правильно жить, что следует одевать, и даже, как и на ком жениться.

Второй этап – обязательное создание семьи (не позже 25 лет)

Вопрос женитьбы и замужества, вообще, отдельная тема. Родители почти принуждают детей жениться на том, кого они выбрали. Именно они решают, кто подходит их семье, и не важно, что ты думаешь, со временем привыкнешь. Девушки после окончания университета, если не раньше, (в возрасте 20-24) немедленно должны выйти замуж. Главный аргумент, как говорится у нас, «твое время проходит». При этом родители девушки не разрешают ей долго встречаться и узнавать будущего мужа. А что подумают соседи, родственники? (Общественное мнение здесь важнее, чем личное счастье чада.) Крайней точкой конфликта является уход сына из семьи; девушки, в основном, принимают условия родителей или же, в крайнем случае, могут перерезать вены. В этой конфликтной ситуации, которая порою может длиться годами, родители не забывают постоянно напоминать детям, что они находятся в их власти и им решать как жить детям. Или принимаешь их условия, что дает тебе полное материальное обеспечение (от устройства на престижную работу вплоть до покупки квартиры), или же уходишь из семьи и живешь как хочешь. А молодежь в Азербайджане материально зависима от родителей. Таким образом, родители ставят перед тобой дилемму: как и с кем жить, определяя при этом всю твою дальнейшую жизнь. В основе конфликта лежит желание родителей настоять на своём.

Рассматривая конфликтные ситуации, хочу отметить, что одной из главных проблем молодежи являются ранние браки. Особенно социально беззащитны после распада брака молодые девушки. В регионах Азербайджана некоторые из них выходят замуж в раннем возрасте, их брак не регистрируется в загсах, и при распаде семьи они чаще всего остаются без крова над головой и алиментов. С проблемой ранних браков чаще всего сталкивались в бакинских селах. В основном это касается молодежи возраста от 17 до 23 лет с неполным или полным средним образованием.

Третий этап – протесты в выборе стиля одежды и прически

Молодежь по-своему выражает свой протест. Порою инстинктивно подражают западному стилю в одежде: девушки одеваются откровенно, что является причиной многочисленных конфликтов в семье, от рукоприкладства со стороны брата или отца вплоть до полного изолирования от общества: отец может просто запереть дочь на целые месяцы. Парни же меняют стрижки, теперь у них длинные волосы со спадающей челкой на глаза, которую они с явным удовольствием постоянно откидывают назад, узкие обтягивающие брюки. Парни подражают без какого-либо индивидуального преломления. Главная идея при этом – лишь бы подражать, в основном турецким певцам, назло родителям и всему обществу. Такая резкая и быстрая смена во внешности является острой причиной конфликтов между отцами и сыновьями.

Есть определенная группа парней, которая делает пирсинг. Теперь это воспринимается не так жестко как раньше. В моду вошли татуировки. Многие делают это, отдавая дань моде. Достаточно сменить круг общения, и ты будто бы попадаешь в другой мир. Например, есть такая группа как «автоши», автомобильные хулиганы. Они тратят большие деньги на свои машины, постоянно изменяя ее внешний вид. У них есть определенные места в городе – это площадь при Бешмертебе (первой пятиэтажке в Баку), где они «рисуются» друг перед другом и зрителями. Может быть, это современная форма рыцарства, только вместо настоящего коня конь железный?!

Четвертый этап – конфликт из-за обретения сексуальной независимости

Постепенно в нашем обществе ослабевают табу. Например, молодые девушки теряют комплексы в общении с парнями. Раньше девушка, сидящая в сети, считалась чуть ли не развратной, а сейчас на таких девушках и женятся. В 70-80-е годы прошлого века девушки боялись открыто появляться в ресторанах и в некоторых местах развлечений. Гуляя под руку с парнем, боялись общественного осуждения, а вдруг кто-то из родных, знакомых увидит. Сейчас же это считается нормальным. Раньше девушки не садились даже в такси, а теперь это «общественное мнение» стало чем-то размытым. В те же годы девушка за рулем был редким фактом не из-за финансовой причины, а из-за морального осуждения. Ныне это осуждение испарилось.

В Азербайджане все еще очевидны конфликты, проявляющиеся на почве обретения сексуальной независимости. Желание девушек обрести такую независимость порою выражается в обмане родителей. Конфликт может обостриться настолько, что девушка иногда вынуждена покинуть семью, так как она недостойна (по словам родителей) жить с ними или же она продолжает их обманывать, живя своею жизнью. Альтернативы в данном случае нет. Если хочешь сексуальных отношений, выходи замуж. А если я не хочу? Если я пока не готова? Что если я пока хочу учиться? Эти вопросы даже не рассматриваются.

В Азербайджане в последние годы увеличилось число бракоразводных процессов. Если 10 лет тому назад лишь единицы девушек отважившись на такой «решающий» шаг, разводились, то в последнее время это число увеличилось в десятки раз. Чуть-чуть статистики. Из тысячи проанализированных бракоразводных процессов 50 процентов были вызваны конфликтами, возникавшими в первый же год после женитьбы или замужества, причем зачастую со второго – третьего месяца, а то и… с первых дней брака из-за вмешательства глав семей с обеих сторон.

Если девушка разведена, то ситуация еще больше усугубляется, так как она не должна долго оставаться в родительском доме будучи не девственной, «нечистой», «не святой». Родители всеми силами пытаются найти ей нового мужа лишь бы поскорее выдать ее замуж, повторяя тем самым прежние ошибки насильственного замужества, выбора. История порою повторяется неоднократно. И неважно при этом счастлива ли дочь. Главное – избежать общественного «стыда» за разведенную дочь. Чувство всепобеждающего обычая должно доминировать. Таким образом, семья упорно держится за культурные традиции, сохраняя их даже ценой страданий собственных детей.

III. РАЗНОЕ ВОСПРИЯТИЕ ПОКОЛЕНИЙ

На сегодняшний день конфликтная ситуация между поколениями в Азербайджане намного глубже, чем это можно было охарактеризовать на нескольких страницах.

Современная азербайджанская семья не похожа на традиционную патриархальную, и в обществе теперь больше ценится индивидуальный успех и предпочтения, чем семейное благополучие; семья традиционной модели считается пережитком прошлого, вынужденной формой проживания.

Но, так или иначе, мы не стараемся изменить взрослое поколение, что в принципе невозможно и в чем даже нет необходимости, мы просто просим понять и принять наши мнения и хотя бы шагать рядом, а не позади нас. Конечно же, разные ценности поколений – факт неоспоримый. Но если взрослые хотят почитания и уважения к себе, то мы требуем того же и от других, как от семьи, так и от всего общества в целом. И пусть наше стремление к изменениям, к новизне, к освобождению от стереотипов и традиционализма не воспринимается как падение нравов и ценностей в обществе. Все меняется и мы вместе с этим. И вы тоже должны меняться в этом мире, где «всё течет, всё меняется».

Ирана Мамадова

ПОДЕЛИТЬСЯ