Образ врага и язык ненависти в СМИ Южной Осетии

1563

1365458744_zarina_sanakoevaВ столице Армении Ереване состоялись очередные гражданские слушания на тему – «Образ врага и язык ненависти в СМИ Южного Кавказа». Мероприятие прошло в рамках программы «Символический Кавказский Суд по Правам Человека и Гражданские слушания на службе демократии Кавказских стран» при поддержке Национального Фонда Содействия Демократии (National Endowment for Democracy – NED). Организатор – Кавказский центр гражданских слушаний (Грузия). Модератором выступил редактор интернет-издания epress.am Юрий Манвелян. Журналист из Цхинвали Зарина Санакоева (портал «Эхо Кавказа») представила свой взгляд на ситуацию в Южной Осетии. Предлагаем ее выступление полностью:

Предложенная тема – «Образ врага и язык ненависти в СМИ», конечно, сразу же побуждает на поиски этих самых «журналистских пороков» в СМИ Южной Осетии. Но, прежде чем к ним перейти, следует уделить внимание и оценить реалии, в которых этим самым масс-медиа и приходится работать.

Один из основных факторов: независимые, или негосударственные (если кому-то так больше нравится их называть) СМИ в Южной Осетии представлены в весьма незначительном количестве. В принципе, и качество их оставляет желать лучшего. Это, скорее всего, связано с нерегулярностью, в их работе нет достаточной систематичности, что принято считать одной из главных характеристик успешных СМИ.

На данный момент в Южной Осетии из государственных СМИ работают: один телеканал, одна радиостанция, три газеты, журнал (литературный альманах), и несколько интернет-сайтов, которые, кстати, набирают все большую популярность за последнее время. Этому способствует и относительно возросшие возможности доступа к интернету среди населения. Особенное внимание и, часто, критику, как рядовых граждан, так и политиков вызывают обсуждения и форумы на сайтах, в первую очередь на сайтах «ОсРадио» и «Осинформ». Они стали, своего рода квинтэссенцией настроений, если не в народе, то в более заинтересованной среде точно.

Что касается независимых масс-медиа, они также в большинстве своем представлены в интернете, если не сказать, что все. Дело в том, что кроме виртуальной сети независимые СМИ невозможно нигде найти, помимо нескольких печатных и «очень периодичных» изданий. О независимом радио или телевидение в республике говорить не приходится уже давно.

Среди них выделяются интернет-издания, которые все же могут функционировать при незначительных денежных вливаниях. Именно отсутствие источников финансирования и является главной причиной отсутствия независимых СМИ в Южной Осетии, а не пресловутое притеснение свободы слова, о которой часто любят говорить сторонние наблюдатели.

На данный момент, а именно, отрезок времени в три месяца, с начала 2013 года, в Южной Осетии выходит две негосударственные газеты. Одна из них «Осетия-Площадь Свободы» – издание одноименной партии Аллы Джиоевой. Кстати, это единственное партийное издание, которое стало выходить не перед выборами, (до парламентских выборов еще больше года), а в обычном порядке. Другая газета – «21 век», ее выпускает Тимур Цхурбати. Первые номера после долгого перерыва вышли буквально месяц назад. В интервью радио «Эхо Кавказа» редактор и учредитель Тимур Цхурбати как раз и рассказал о том, что причина больших перерывов в работе газеты – отсутствие финансирования.

Подходя ближе к теме доклада, и пытаясь проанализировать особенности отображения Грузии и всего, связанного с ней, возникает необходимость обозначить и другие реалии, в которых также функционируют наши СМИ. Они касаются настроения общества вообще, а СМИ, как это общеизвестно, хотят того, или нет, идут на поводу у интересов читателя.

Более богатая, в каком-то смысле, почва для такого исследования была бы до 2008 года. До этого времени все ресурсы, силы, все внимание всех простых жителей и официальных структур республики были направлены на внешнеполитический фактор, а именно, на постоянную военную угрозу со стороны Грузии, конфликт, который до конца так и не утих, начиная с начала 90-х. Оглядываясь назад, даже сейчас иногда кажется, что внутренних проблем и на самом деле не было. Но это, конечно же, было не так. Несовершенство судов, здравоохранения, ЖКХ или свобод личности и слова и правда отходили на второй план в глазах населения перед лицом глобальной угрозы уничтожения. Как бы это преувеличенно не звучало, оснований для таких настроений было больше чем достаточно. Не проходило недели, чтобы в результате различных инцидентов с грузинской стороной не погибали люди.

Сразу после войны 2008 года, признания Россией независимости Южной Осетии и Абхазии, изменилось и восприятие обществом ситуации вообще. Вся энергия, направленная на внешние факторы до 2008 года, сейчас оказалась направленной на внутреннюю ситуацию. А к проблемам, которые существовали до этого, добавился еще и вопрос восстановления разрушенного Цхинвала. Общество очень быстро и четко осознало, что пора переходить в режим «мирного» времени. Этим и обусловлен тот внутренний взрыв, который произошел осенью 2011 года, на выборах президента, а потом и по итогам отмены результатов, протестного, между прочим, голосования.

Все это находит отражение и в картине югоосетинских СМИ, где тематика Грузии сейчас, на мой взгляд, сведена к минимуму, начиная с начала 90-х. Причиной этого можно назвать как значительное уменьшение интереса к Грузии, так и концентрация внимания на внутренних аспектах.

Но это конечно же не означает, что тема Грузии в югоосетинских СМИ сведена к нулю. При этом стоит различать или группировать СМИ по признаку, кто как представляет Грузию. Даже беглый обзор всех СМИ дает понять, что больше внимания теме Грузии уделяют интернет-сайты, которые рассчитаны в большой, если не большей степени, на внешнего читателя. Официальный сайт cominf.org, например, ведет рубрику «Обзор СМИ Грузии». В каком стиле это делается, можно понять по заголовкам, вот несколько из них: «На фоне антироссийской истерии власти наступают на права народа», «С президентом Грузии не хотят разговаривать даже собственные правительство и парламент», «Пока Саакашвили ведёт себя «как ребенок», правительство стоит на пороге важных решений на югоосетинском направлении».

Но чаще, все же, обходится без художественных оборотов. О Грузии говорится официальным языком, и чаще всего, устами официальных лиц и структур. Скажем, последние несколько заявлений Леонида Тибилова относительно Грузии содержали требование признать геноцид осетинского народа, как главное условие восстановления отношений.

Накануне, или после какого-нибудь значимого события или памятной даты, например, годовщины проведения референдума о независимости, или подписания Декларации о независимости Южной Осетии, в интернете появляются констатации, несомненно, уже известные внутреннему читателю, но о которых не мешало бы напомнить международному сообществу.

Заслуживающие внимания события в Грузии югоосетинскими журналистами освещаются в таком же стиле, как и любое другое событие. Хотя, снова повторюсь, в новостях события, происходящие в Грузии, появляются крайне редко. Например, парламентские выборы в Грузии. В вечернем новостном выпуске ГТРК «ИР», рассчитанного исключительно на внутреннего зрителя,  просто пошла информация о том, что в Грузии сегодня прошли парламентские выборы, были перечислены участвующие в них силы и предварительные результаты, все по информации информ-агентств. Когда я слушала это сообщение, словила себя на мысли, что обошлось без упоминания конфликта, что наверняка бы произошло в подобном же выпуске раньше, до войны. В тот же день по редакционному заданию я делал опрос на улицах среди жителей Цхинвала. Я спрашивала о выборах в Грузии, следят ли они за ними, и знают ли, кто борется за места в парламенте? Из 8 человек, необходимых мне для радио-репортажа, ни один не сказал, что следит за выборами. Некоторые говорили, что времени и возможности нет, другие – что ничего не хотят знать о Грузии и им неважно, что там происходит.

От внимания югоосетинской аудитории не ускользнула одна особенность прошедших парламентских выборов в Грузии. Фактически, они стали первыми, когда главным объектом предвыборной гонки не была тема Абхазии и Южной Осетии. Это подтвердили и результаты. Грузинский электорат выбрал образ успешного бизнесмена, хозяйственника, человека, даже соседи которого одарены всеми благами цивилизации, а не образ политика, который предлагает грандиозные планы на внешнеполитической арене. То есть, Южная Осетия не уникальна во внутренней направленности своих политических векторов.

Но недавно произошли события, которые нешуточное внимание не только всех СМИ без исключения, но и общества в целом. Речь идет о визите Ильи II в Москву. Уже сам визит и его декларации о том, что речь на встрече с Владимиром Путиным будет также идти о «восстановлении территориальной целостности Грузии» вызвали бурную реакцию во всем югоосетинском медийном пространстве. Следует отметить, что отношение к персоне Ильи II относится к разряду тех тем, где двух мнений в Южной Осетии не существует. Оно однозначно отрицательное.

Но вот здесь проявилась интересная особенность югоосетинской журналистики. Например, в вечерних новостях по местному телеканалу диктор сообщил о факте визита грузинского патриарха в Москву. После этого пустили комментарий уполномоченного по делам религии при президенте, которая в течение нескольких минут рассказывала о роли Ильи II в грузинской агрессии, о том, как он благословлял все походы грузинской армии на Южную Осетию, и т.д. Одним словом, все те факты, которые уже хорошо были известны в югоосетинском обществе и обсуждались не раз. Нет сомнений в том, что любой журналист в Южной Осетии может посоревноваться в ненависти к грузинскому патриарху с уполномоченным по делам религии, однако же, подобные темы почему-то чаще доверяют комментировать чиновникам. Что иногда дает повод внешним наблюдателям говорит о том, что в Южной Осетии у журналистов нет свободы слова. Но это уже можно отнести к упущениям самих журналистов.

Но настоящий взрыв произошел, когда в интернете появились фотографии нескольких членов московской осетинской общины, которые пришли «на поклон» к грузинскому патриарху. Среди них грузинский бизнесмен осетинского происхождения Гоча Дзассохов (или Дзассохашвили), председатель Совета старейшин МОО Амирхан Торчинов, и другие. На фотографиях видно, как они позируют с патриархом, жмут и целуют ему руки. Сказать, что это вызвало небывалое возмущение в осетинском обществе, не сказать ничего. Справедливости ради нужно отметить, что ни один из этих людей не является уроженцем Южной Осетии, но они связаны с осетинским народом, хотя бы потому, что состоят в названной выше МОО. Это вызвало волну публикаций и во всех югоосетинских СМИ. Особо выделилась одна статья в газете «Республика». На первую полосу газеты вынесен заголовок этой статьи, который представляет собой жаргонное приветствие на грузинском языке в адрес представительниц древнейшей профессии. В статье поясняется, что эта фраза взята из обсуждения в интернете, и как нельзя лучше подходит для отражения восприятия визита представителей МОО «к идеологу грузинского фашизма католикосу Илье II, который с конца прошлого века напутствовал и благословлял (!) всех руководителей Грузии, начиная с Гамсахурдиа, на резню и уничтожение осетинского народа. Причем, не просто пришли, а еще и руки ему целовали. Мол, так принято… Словом, в историю Осетии вписана еще одна позорнейшая страница», пишет «Республика». Вся эта история, в итоге, привела к созданию альтернативной организации, осетинской диаспоры в Москве, которую создали недовольные поведением МОО осетины.

В этой ситуации большему осуждению подвергаются сами представители осетинского народа, которые позволяют себе такое поведение. Это событие обсуждалось долго, за это время произошло еще одно событие, которое также живо обсуждалось в югоосетинских СМИ. Это поездка группы грузинских экспертов и политологов  в несколько республик Северного Кавказа.

Масла в огонь также подливают и публикации, в которых потепление отношений между Россией и Грузией многие эксперты, в основном, грузинские, связывают с решением вопроса Абхазии и Южной Осетии в пользу Грузии и отзывом Россией признания независимости этих республик. Пока что, по моим наблюдениям, подобные мнения не пользуются популярностью.

Своего рода итог всего происходящего в своей статье подвел политический обозреватель газеты «Южная Осетия» Юрий Вазагов. В ней он обосновывает, почему нужно относиться с предельной внимательностью ко всем мероприятиям подобного рода: «В результате анализа причин провала кровавой авантюры 2008 года были сделаны выводы о том, что в немалой степени на принятие решения о проведении операции по принуждению Грузии к миру повлияла позиция региональных элит и общественности Северного Кавказа, включая, разумеется, Северную Осетию, не допускавших мысли об уступках Грузии за счет родственных им абхазов и осетин. Поэтому на свет появилась северокавказская стратегия Грузии, предусматривавшая целый комплекс мероприятий, как информационного, так культурного и экономического характера».

Эта же статья содержит оценку автором ситуации в Грузии, которая может служить общим примером того, как видят читатели югоосетинских СМИ Грузию на данный момент: «…не следует забывать о том, что коалиция Иванишвили включает в себя разные политические силы, в том числе звиадистов, рядом с которыми даже Саакашвили и его сторонники являются интернационалистами».

Такое отрицательное отношение наблюдается не только в отношении Грузии. Очень часто в югоосетинских масс-медиа звучит слово «запад», «западные страны». Эти слова уже устойчиво ассоциируются с образом недоброжелателя и врага, что уже носит даже стереотипный характер. Хотя, для таких настроений есть благодатная почва. Люди не забыли позицию, которую заняли эти самые «западные страны» в августе 2008 года. Решающую роль в этом сыграли СМИ. Каждый житель Южной Осетии видел кадры с канала CNN, где кадры горящих кварталов Цхинвала подписаны как Гори. Таких примеров предостаточно.

На сегодняшний день информационную политику в отношении Грузии можно охарактеризовать и как «оборонительную», то есть, все эти публикации появляются в ответ на определенные действия Грузии, которые в той или иной области затрагивают интересы Южной Осетии. Такое ощущение, что без выпадов Грузии Южная Осетия и не вспоминала бы о ней.

Буквально две недели назад на пост председателя Комитета информации и печати Южной Осетии был назначен политолог Вячеслав Гобозов. Это опытный политический деятель и переговорщик. Непосредственно перед этим во всех средствах массовой информации Южной Осетии был опубликован его доклад «Мифические угрозы и реальные вызовы. Надо ли Южной Осетии бояться российско-грузинской «оттепели». В докладе автор приходит к мнению, что «оттепель» нужно и возможно использовать в интересах Южной Осетии, хотя бы выхода РЮО во внешний мир, что создаст условия для конкуренции политических идей. Им также озвучены идеи разработки четкой, отвечающей внешнеполитическим вызовам внешнеполитической тактики.

Учитывая это, можно предположить, что его назначение это не просто шаг, вызванный кадровым дефицитом, а осознанная руководством республики необходимость выстраивания более активной и выпуклой информационной политики.

Может сложиться впечатление, что СМИ Южной Осетии намеренно избегают темы Грузии. Но на самом деле, в югоосетинских СМИ Грузия представлена намного более активно, нежели в обществе или политических кругах. Грузия более не является главной темой для Южной Осетии. Впрочем, и до 2008 года главной темой была не Грузия вообще, а опасность, исходившая от нее. Ситуация вряд ли изменится в ближайшее время, учитывая крайне низкую вероятность как возобновления военных действий, так и налаживание нормальных межгосударственных контактов и открытия границ с обеих сторон. Вот два фактора, которые могут вернуть интерес к Грузии в Южной Осетии, и в первую очередь, в СМИ. Они и покажут, будет идти речь об образе врага или партнера.

 

Фото newcaucasus.com

ПОДЕЛИТЬСЯ