Евроинтеграция Грузии: взгляд из Сухуми

1916

1416854821_olga-djonduaВ столице Армении Ереване состоялись гражданские слушания на тему \”процесс Евроинтеграции – плюсы и минусы для Сухуми и Цхинвали\”. Мероприятие прошло в рамках программы COBERM, финансируемой Европейским Союзом под управлением Программы Развития ООН. Организатор – Кавказский центр гражданских слушаний (Грузия). В мероприятии приняли участие представители гражданского сектора, журналисты, эксперты из Сухуми, Цхинвали, Тбилиси.

Докладчики: Ольга Джонуа – журналист, канал АГТРК, передача «Диалог» (Сухуми); Зарина Санакоева – журналист (Цхинвали); Темури Кигурадзе – независимый журналист (Тбилиси). В слушаниях также примут участие: из Цхинвали – Тимур Цхурбати (журналист, экс-комбатант), Алан Парастаев (“Кавказская сеть бизнеса и развития”), Тамерлан Тадтаев (писатель, сценарист); из Сухуми – Амира Кварчия (журналист, канал АГТРК), Изида Чания (главный редактор газеты “Нужная”), Джамила Ануа (филолог); из Тбилиси – Тато Хундадзе (руководитель программы мира и интеграции “Кавказского дома“), Владимир Унанянц (журналист, newcaucasus.com, ТВ-3), Георгий Гагуа  – (журналист, Маэстро-ТВ).  Модератор – Самвел Исраэлян (Армения).

Представляем доклад Ольги Джонуа полностью:

Вот уже долгое время Грузия поддерживает тесные взаимоотношения с ЕС, основанные на желании стать членом Европейского союза. Уже в 1992 году Грузия становится членом ОБСЕ, а через семь лет входит в Совет Европы, активно участвует в различных программах ЕС, таких как Евроконтроль и Европейская политика соседства. На данный момент Грузия является ассоциированным членом ЕС. Как известно, это решение было принято в июне 2014 года, в честь чего в Грузии прошли массовые народные празднования.

После подписания соглашения об ассоциированном членстве премьер-министр Грузии Ираклий Гарибашвили заявил, что полноправным членом Евросоюза Грузия может стать через 5-10 лет.

Но стремления Грузии не ограничиваются только членством в Европейском союзе. Много лет грузинское руководство ведет политику сближения с НАТО в надежде стать его полноправным членом.

За всеми этими процессами следят в Абхазии. Не для кого не секрет, что после поражения в войне 1992-1993 годов Грузия уже несколько раз совершала попытки вторжения на территорию Абхазии и, по-видимому, все еще не оставила идеи присоединения последней. В связи с этим в Абхазии понимают всю опасность членства Грузии как в Европейском Союзе, так и тем более в НАТО.

Обе организации не признают независимости Республики Абхазия и, как считают абхазские политики, ассоциация Грузии с ЕС является прямой угрозой для республики и ее населения. Не говоря уже о полноправном членстве Грузии в союзе.

Это подталкивает Абхазию к усилению охраны своей южной границы и укреплению отношений с Российской Федерацией.

При этом членство Грузии в ЕС отдалит признание независимости Республики Абхазия со стороны европейских государств и, скорее всего, попытается настроить государства Европейского союза против Абхазии.

Что касается надежд Грузии, что европейские страны смогут убедить Абхазию войти в состав Грузии, то эти ожидания совершенно беспочвенны. Такое развитие ситуации невозможно, так как ни страны ЕС, никакое другое государство мира не сможет убедить абхазов стать частью Грузии ни на каких условиях: будь это особый статус, различные экономические блага и политические привилегии.

Никакого иного влияния ассоциация (или же членство) Грузии с ЕС на Абхазию не окажет, так как между двумя государствами нет никаких юридических или экономических взаимоотношений и подписание Грузией соглашения с ЕС не должно повлечь каких-либо прямых экономических последствий для Абхазии.

Наибольшие опасения в Абхазии вызывает членство Грузии в НАТО. Отношения эти начались еще в 1994 году, когда Грузия присоединилась к управляемой НАТО организации «Партнерство ради мира». После революции в Грузии в 2003 году, она стала стремиться к более тесным взаимоотношениям с НАТО и членству в организации. Против этого выступила Российская Федерация, которая считает продвижение Северо-Атлантического альянса к своим границам угрозой своей безопасности.

В 2008 году на встрече в Бухаресте участники НАТО пообещали Грузии вхождение в организацию. В связи с тем, что НАТО не признает Абхазию и Южную Осетию в качестве независимых государств, рассматривая их как часть Грузии, присутствие российских сил в Абхазии и Южной Осетии вносят сложности в отношения между Грузией и НАТО. На встрече в Бухаресте в 2008 году президент России В.В. Путин пообещал, что будет поддерживать и защищать Абхазию и Южную Осетию. Российское правительство в своём заявлении говорило, что «Любые попытки применить политическое, экономическое или, тем более, военное давление на Абхазию и Южную Осетию безнадёжны и контрпроизводительны».

Грузия, в свою очередь, негативно реагирует на такого рода заявления со стороны РФ, что указывает на ее агрессивные намерения по отношению к Абхазии и Южной Осетии.

При этом, существует мнение, что Грузию все же примут в НАТО со специальной оговоркой. Пятая статья альянса о коллективной обороне не будет распространяться в отношении Абхазии и Южной Осетии.

Президент Республики Абхазия (2005-2011) С.В. Багапш отмечал: «Думаю, что будет угроза и Абхазии, и Северному Кавказу (если Грузия присоединиться к НАТО). Многие страны вооружали Грузию, не думая о последствиях. Мы им говорили не делать этого. В Грузии режим, который всегда будет воевать, но она не может воевать против России или Турции.

Все это оружие накапливается против Южной Осетии и Абхазии. Так и получилось».

Подводя итоги стремления Грузии в НАТО и угрозы для Абхазии и Южной Осетии можно выделить следующие несколько пунктов:

Грузия рассматривает НАТО как основной инструмент, с помощью которого она смогла бы присоединить к себе Абхазию и Южную Осетию (военным путем), так как прекрасно осознает, что сделать это при помощи мирных уговоров ей не удастся. Но, как известно, отделение или распад государства – это внутреннее дело самого этого государства. НАТО как военно-политическая организация должна будет прийти на помощь Грузии как своему члену лишь в случае внешней угрозы со стороны других государств. Следовательно, надежда Грузии восстановить свою «территориальную целостность» при помощи НАТО не имеет под собой правовой основы. Хотя политику двойных стандартов, в особенности по отношению к Абхазии и Южной Осетии, еще никто не отменял.

Грузия считает, что при помощи НАТО она избавится от присутствия России в Абхазии и Южной Осетии. Что также вызывает сомнения, так как, не смотря на все происходящие сейчас в мире события, НАТО вряд ли захочет пойти на открытую военную конфронтацию с Россией, открыв еще одну пороховую бочку теперь уже на Кавказе.

Само по себе членство Грузии в НАТО вряд ли может решить конфликт с Абхазией и Южной Осетией, но оно определенно отдалит международное признание республик. Оно также увеличит военные возможности Грузии, что может подтолкнуть последнюю начать военные действия против Абхазии и Южной Осетии без прямого участия в них альянса.

Все эти факторы становятся еще большей угрозой для Абхазии и Южной Осетии на фоне ассоциированного членства Грузии в Евросоюзе и в случае, если последняя станет членом ЕС, так ее настойчивое стремление в Евросоюз далеко не ограничивается экономическими и социальными вопросами.

«Мы понимаем, что речь не идет об экономической интеграции Грузии и Евросоюза, что под этой формулировкой маскируется создание дополнительного военно-политического фактора напряженности на Южном Кавказе. А это, в свою очередь, может привести к еще большему росту напряженности в условиях, когда Грузия фактически находится в состоянии войны с Абхазией», – отметил в своем интервью РИА Новости министр обороны Республики Абхазия М.Б.Кишмария.

Как мы видим, все это не ведет к урегулированию конфликта Грузии с Абхазией и Южной Осетией и более того оставляет этим республикам  только один вектор развития и союзничества.

 

Фото newcaucasus.com

ПОДЕЛИТЬСЯ