Евроинтеграция Грузии: взгляд из Тбилиси

1899

1416854911_temur_kiguradzeВ столице Армении Ереване состоялись гражданские слушания на тему “процесс Евроинтеграции – плюсы и минусы для Сухуми и Цхинвали”. Мероприятие прошло в рамках программы COBERM, финансируемой Европейским Союзом под управлением Программы Развития ООН. Организатор – Кавказский центр гражданских слушаний (Грузия). В мероприятии приняли участие представители гражданского сектора, журналисты, эксперты из Сухуми, Цхинвали, Тбилиси.

Докладчики: Ольга Джонуа – журналист, канал АГТРК, передача «Диалог» (Сухуми); Зарина Санакоева – журналист (Цхинвали); Темури Кигурадзе – независимый журналист (Тбилиси). В слушаниях также примут участие: из Цхинвали – Тимур Цхурбати (журналист, экс-комбатант), Алан Парастаев (“Кавказская сеть бизнеса и развития”), Тамерлан Тадтаев (писатель, сценарист); из Сухуми – Амира Кварчия (журналист, канал АГТРК), Изида Чания (главный редактор газеты “Нужная”), Джамила Ануа (филолог); из Тбилиси – Тато Хундадзе (руководитель программы мира и интеграции “Кавказского дома“), Владимир Унанянц (журналист, newcaucasus.com, ТВ-3), Георгий Гагуа  – (журналист, Маэстро-ТВ).  Модератор – Самвел Исраэлян (Армения).

Представляем доклад Темури Кигурадзе полностью:

Ход конем: Европейская интеграция в контексте конфликтов в Абхазии и Южной Осетии

Еще с древних времен народы, населяющие территории современной Абхазии и Южной Осетии находились в близком контакте с европейцами. Если для абхазских племен это были греческие колонии на берегу Черного моря, а после Рим и Византия, то аланы, предки осетин, сами активно участвовали в судьбе и становлении некоторых европейских государств.

Грузинское царство в целом, в разные периоды своего существования поддерживало отношения со Старым светом – это и участие в крестовых походах и посольства ко дворам европейских государей и, наконец, активное участие Антанты и её противников в рождении независимой Грузии в начале ХХ века.

Присоединение Грузии к Советскому Союзу прервало связи региона с Западным миром, соответственно прервались и связи входящих в Грузинскую ССР территорий – автономной республики Абхазия и Югоосетинской автономной области. С приобретением независимости страна вновь посмотрела на Запад, но, к сожалению, из-за ряда внутренних и внешних процессов, Грузия была далека от того, чтобы в полной мере разделить европейские ценности и стать полноценным членом европейской семьи, как это сделали, например страны Балтии. Череда кровавых конфликтов начала 90-х разорвала грузинское государство, оставшееся население отколовшихся регионов выбрала себе другой ориентир.

Сейчас, идея европейской интеграции, столь актуальная для основной части Грузии, кажется мифической и ненужной населению Абхазии и Южной Осетии. Во многом этому способствует и агрессивная пропаганда российских СМИ, в лучших традициях советской прессы обвиняющая «загнивающую» Европу во всех смертных грехах, высмеивающую ценности Старого света и взывающая к призракам недавнего советского прошлого.

Что такое Европа для среднестатистической аудитории СМИ «русского мира»? Это нескончаемый поток гей-парадов, умирающая экономика и злобные политиканы, строящие козни против встающей с колен империи, которую можно называть как угодно – Российской федерацией, Евразийским союзом или «зоной интересов Кремля».

Слова толерантность и либерализм, которые много значат для европейца, превратились в презрительные «толерастию» и «либерастию». Снова возник образ жесткого правителя «мачо», тень усатого вождя, с трубкой, по иронии судьбы родом из центральной Грузии, словно выползла из могилы. На него равняются новые вожди «русского мира», этот имидж популяризируется среди населения, в том числе и среди жителей Абхазии и Южной Осетии.

Европа не рай земной. У Старого Света полно своих проблем, в том числе и экономических, социальных и политических. Идеальные общества бывают только в трактатах философов. Но сам принцип устройства Европейского Союза предполагает совершенно иную концепцию – вместо жесткой руки – демократическое управление, вместо подавления инакомыслия – уважение к чужой точки зрения.

Народы Европы, даже после самой кровопролитной войны в истории человечества, смогли объединиться в одно пространство, поставив общие интересы над местью и обидой, поставив стремление к лучшему будущему выше желания увязнуть в кровавом прошлом. Именно у такого объединения есть перспектива развития и мирного сосуществования.

Что такое Европа? Это пространство без границ, это гарантии безопасности, обеспеченные усилиями всех стран решивших в свои руки взять свое собственное будущее, это огромный рынок сбыта, инвестиции, безграничные культурные возможности. Зачем в здравом уме лишать себя возможности быть частью этого общества?

Грузия с первых лет своей независимости заявила о своем желании интегрироваться в европейское пространство. Если в первые годы своего существования это заявление, по большей частью так и оставалось заявлением, то во второй половине 2000-х страна стала предпринимать конкретные шаги для вхождения в европейское пространство.

Интеграция в Европу подразумевала и открытие двери в Старый свет и для жителей неподконтрольных Тбилиси регионов. Понятно, что население Абхазии и Южной Осетии с недоверием отнеслось к инициативе Грузии. Трагические события 2008 только укрепили это недоверие.

Сама страна дорого заплатила за свою «строптивость» – приближение «загнивающего запада» к Российским границам вызвало панику в Кремле и окунуло Грузию в пучину войны. Этот сценарий далеко не исключителен для Тбилиси – в эти минуты страшную цену за свой выбор платят украинцы, в свое время за неугодную Кремлю политику поплатились молдаване, получившие конфликт в Приднестровье.

Однако именно на примере Молдовы можно рассказать о том, как евроинтеграция может дать толчок к разрешению конфликта. Напомню, Молдова, как Грузия и Украина подписала соглашение об ассоциации с Европейским союзом. Спустя короткое время страна вышла на качественно новый этап развития отношений с Европой – молдаване получили возможность ездить в ЕС без оформления виз. За процессом настороженно наблюдали де-факто власти Приднестровья, сразу заявившие, что ПМР продолжает ориентироваться на евразийские ценности и союз с Россией.

Несмотря на это, по словам министра иностранных дел и европейской интеграции Молдовы Натальи Герман, через месяц после отмены визового режима, количество жителей конфликтного региона, желающих получить молдавский паспорт выросло в несколько раз. По решению властей Молдовы в приграничных населенных пунктах было открыто 33 специальных центра, которые занимаются оформлением молдавского гражданства жителям Приднестровья.

Население ПМР, в отличие от своего руководства понимает, какую практическую выгоду может принести европейская интеграция.

Если оставить в стороне бравурные заявления грузинских министров и руководителей непризнанных республик, и сконцентрироваться на чисто прагматической стороне дела, то, в итоге, схожий процесс может начаться и в Грузии.

Тбилиси, пусть и не такими быстрыми темпами как Кишинев, также идет к отмене визового режима с Шенгенской зоной, визы, по прогнозам экспертов могут отменить уже в конце следующего или середине 2016 года. Тем временем как Россия, из-за своей недальновидной политики все больше и больше изолируется от внешнего мира.

Если население Абхазии и Южной Осетии желало добиться независимости, то оно проиграло в любом случае – регионы полностью находятся в подчинении Москвы, те лидеры, которые посмели проводить более или менее независимую политику давно сошли с политической сцены Сухуми и Цхинвали.

Об экономической независимости и говорить не приходится, тут просто не из чего выбирать – Южная Осетия полностью дотационная территория, Абхазия немногим более успешна, но, тем не менее, тотально зависит от потока российских туристов и возможности продавать продукты сельского хозяйства на рынке РФ.

Прямое и свободное сообщение с Европой может дать этим регионам не только доступ, например, к высококачественной медицинской помощи и возможностям образования, но и даст толчок к развитию бизнеса, торговли и качественно иному подходу к туристической отрасли.

Демократическое развитие региона не отстанет от экономического. Европейская интеграция гарантирует, что народ сам будет выбирать своих лидеров, которые не будут сменяться из-за того, что они не угодны Москве. Регионы получат гарантии безопасности, которых хотят – в Тбилиси не сидят сумасшедшие, которые будут рисковать своим европейским будущим ради маленькой победоносной войны.

Может быть картина, которую я рисую и напомнит речь Остапа Бендера о «Нью-Васюках», но в той же Молдове она уже становится реальностью, может пора и жителям Южной Осетии и Абхазии сделать свой ход конем?

Фото newcaucasus.com

ПОДЕЛИТЬСЯ