Перспективы гуманитарного и культурного сотрудничества между Тбилиси, Сухуми и Цхинвали – взгляд из Тбилиси

1369

1418763065_avalianiВ столице Армении Ереване состоялись гражданские слушания на тему \”Перспективы гуманитарного и культурного сотрудничества между Тбилиси, Сухуми и Цхинвали\”.

Мероприятие прошло в рамках программы COBERM, финансируемой Европейским Союзом под управлением Программы Развития ООН. Организатор – Кавказский центр гражданских слушаний (Грузия). В мероприятии приняли участие представители гражданского сектора, журналисты, эксперты из Сухуми, Цхинвали, Тбилиси.

Докладчики: Роин Агрба – журналист, историк (Сухуми); Алан Парастаев – независимый эксперт, блогер (Цхинвали); Димитрий Авалиани – политический обозреватель телекомпании и интернет-издания \”Табула\”  (Тбилиси). В слушаниях также примут участие: из Цхинвали – Залина Габаева (радио-журналист), Инал Джуссоев (художник), Мурат Джуссоев (кинорежиссер); из Сухуми – Алхас Чолокуа (журналист), Анаид Гогорян (журналист, радио “Эхо Кавказа”), Ираклий Тужба (журналист); из Тбилиси – Малхаз Гагуа (редактор, газета “Резонанси“), Тамар Кавтарадзе (координатор проектов Института регионального развития и сотрудничества), Наталия Каджая  – (журналист, Имеди-ТВ). Модератор – Самвел Исраэлян (Армения).

Представляем доклад Дмитрия Авалиани полностью:

Ситуация, сложившаяся сегодня вокруг неразрешенных конфликтов между Тбилиси с одной стороны, и Сухуми и Цхинвали с другой, не дает оснований надеяться на скорое их политическое  урегулирование.

В сложившейся ситуации со всей остротой встает вопрос разделительных линий. Как показывает практика последних лет, эти разделительные линии не только мешают свободному передвижению людей, торговле и т.д., но и знчительно ограничивают доступ к таким благам как здравоохранение, образование и т.д.

В то же время, следует отметить, что несмотря на все трудности, гуманитарные контакты в той или иной степени присутствовали все эти годы и окончательно не прерывались никогда.

Если при правительстве Шеварднадзе до 2003 года такая активность была в основном стихийно и индивидуальной, то новое правительство после прихода к власти Саакашвили решило взяться за дело более организованно. После положительного аджарского опыта в 2004 году правительство попыталось организовать т.н. гуманитарный штурм в отношении Цхинвальского региона/ЮО, посылая в остинские села удобрения и прочую гуманитарную помощь, а детей из Цхинвали приглашая на отдых на Черноморское побережье. Но одновременно, как мы все знаем, был закрыт Эргнетский рынок, который на самом деле являлся контрабандной дырой и приносил колоссальный убыток бюджету страны. Но то же время, он служил естественной площадкой для совместной деятельности осетин и грузин и укрепления доверия между ними.

К сожалению, летом 2004 года произошло обострение вооруженного противостояния, что почти полностью свело на нет усилия по восстановлению доверия и, соответственно, значительно осложнило какие-либо гуманитарные или культурные контакты.

Само собой, в этом плане еще более негативные последствия повлекла за собой российско-грузинская война 2008 года.

Но даже после войны между сторонами имело место сотрудничество по таким неотложным делам, как вывоз на лечение жителей Южной Осетии на «основную» территорию Грузии. Примерно через три месяца после войны я сам лично был свидетелем вывоза на машинах Красного Креста больного в Гори через пост в Эргнети. Эти случаи тогда не слишком афишировались и освещались в прессе, но, по свидетельству несущих там службу полицейских, такое случалось весьма часто.

В 2010 году правительство Грузии утвердило «Стратегию в отношении оккупированных территорий – включенность путем сотрудничества», главной целью которой провозглашалась полная деоккупация и мирная реинтеграция Абхазии и Цхинвальского региона – ЮО, в единое конституционное пространство Грузии. Согласно документу, грузинские власти стремились достигнуть намеченных целей только мирными и дипломатическими путями.

В основные цели Стратегии входят улучшение уровня жизни населения в Абхазии и Южной Осетии через повышение уровня образования и здравоохранения, а также через построение необходимой инфраструктуры для свободного перемещения жителей.

Одной из самых, можно сказать, успешно реализуемых программ этой стратегии стала программа медицинской помощи жителям упомянутых регионов. Причем помощь оказывалась и оказывается совершенно бесплатно. И ею воспользовались многие абхазы и осетины. Дело в том, что в Абхазии и Цхинвали качество медицины оставляет желать лучшего. В Сочи и Владикавказе же лечение обходится абхазам и осетинам довольно дорого.

Конечно, властям самопровозглашенных республик подобная практика не нравилась. Не все были довольны подобной практикой и в Тбилиси. Летом этого года народный защитник Грузии выразил недовосьтво тем, что клиники отказываются обслуживать жителей Абхазии, имеющих гражданство Грузии, предлагая им услуги на общих основаниях.

Омбудсмену возразил министр по вопросам примирения и гражданского равноправия Паата Закареишвили, по словам которого, всем, кто представит доказательства проживания на оккупированных территориях, помощь будет оказываться бесплатно.

Аппарат Закарешвили никогда не публиковал точной статистики таких обращений, и мне этих данных получить не удалось. Летом прошлого года в интервью со мной министр сказал, что после смены власти в 2012 году   количество приезжающих на лечение увеличилось, такак как люди перестали бояться грузинской власти.

Кстати, сейчас в Тбилиси, насколько мне известно от коллег, лечится депутат югоосетинского парламента.

Согласно отчету, опубликованному аппаратом госминистра в начале декабря, в течение двух последних лет выросло число жителей Цхинвальского региона/ЮО, желающих лечиться в Грузии. 70% из них приезжает через Верхний Ларс, но есть и случаи, когда люди на сваой страх и риск преодолевают колючие заграждения.

Кроме того, согласно отчету, за два года через координационный механизм при Агенстве развития ООН Грузия предоставила жителям Абхазии и Цхинвальского региона/ЮО медикаментов и вакцин на 350 тысяч лари, а также передала Абхазии медицинское оборудование. А в селе Рухи Зугдидского района, у административной границы строится Университетская клиника на 220 мест, предназначенная для лечения жителей Абхазии. Согласно отчету, всего за два года на лечение жителей оккупированных регионов было потрачено 5 миллионов лари.

Новшеством, предусмотренным грузинский стратегией по оккупированным территориям, стали т.н. нейтральные документы. На документе не присутствует государственная символика Грузии, он не является удостоверением гражданства. Документ удостоверяет личность его владельца и позволяет на законных основаниях пересекать границу, также делает доступными все блага и услуги, которыми пользуются грузинские граждане.

Нейтральный паспорт признают 12 государств, в том числе – США, некоторые европейские страны и Израиль. Кроме того, что эти документы оказались неприемлемыми для Сухуми и Цхинвали, Паата Закареишвили, находясь в оппозиции к тогдашней власти, назвал их смешными. Кстати, сам Закареишвили тогда выступил с инициативой признать абхазские и югоосетинские паспорта легитимным удостоверением личности в Грузии.

В прошлом году Закареишвили в интервью привел статистику, согласно которой на июль 2013 года было выдано всего 27 нейтральных паспортов. Нейтральных удостоверений личности было выдано намного больше, так как этот документ  был необходим для получения медицинской помощи. Закареишвили утверждал, что на тот же период более 300 человек из Абхазии взяли не нейтральный, а грузинский паспорт. То есть, если абхаз преодолевал некий берьер, то предпочитал принять грузинское гражданство, нежели брать нейтральный документ с непонятным статусом. Хотя в ранге министра Закарешвили не только не отменил нейтральные паспорта и сохранил их как возможность выбора для людей, но призвал и другие страны признать эти документы.

Согласно последнем отчету ведомства, число выданных нейтральных документов за два года выросло.

Кроме этого, Стратегия, в которой новое правительсево явно ничего не поменяло, предусматривает предоставление возможности получения образования в грузинских вузах для молодежи из Абхазии и Цхинвальского региона/ЮО . Насколько я знаю, такие студенты сейчас у нас есть, но точное их количетсво назвать не могу.

Аппарат госминистра в своем отчете утверждает, что разрабатываются упрощенные процедуры признания образования, полученного в оккупированных регионах. А также, что специальная структура при премьер-министре готова предоставить молодым людям из Сухуми и Цхинвали возможность за государственный счет продожать образование в университетах Европы и США, так же как и грузинским студентам.

Среди ближайших планов правительства – открыть торговые центры у административных границ – этакий цивилизованный аналог Эргнетского рынка, восстановление которого было одном из предвыборных обещаний Бидзины Иванишвили. Хотя подобный шаг вызовет очень негативную реакцию нынешней оппозиции – представителей бывшей власти и не факт, что в нынешней ситуации правительство решится на это.

Стратегия также предусматривает защиту и сохранение культурного наследия и идентичности абхазского и осетинского народов, а также меры для развития абхазского языка как второго государственного в Грузии. Может быть, в будущем к этим вопросам удастся привлечь внимание Сухуми и Цхинвали, так как определенный опыт и научный потенциал в этом плане у Грузии есть. Хотя пока о подобных шагах ничего не известно.

В заключение хотелось бы коротко сказать, что гуманитарнные меры, особенно помощь людям, их лечение, вряд ли стоит рассматривать как средство для привлечения политических дивидендов или наоборот – как враждебный акт ради усыпления бдительности. Даже одна спасенная жизнь – уже огромный успех, вне зависмости от того, последует ли за этим благодарность и аплодисменты.

В будущем, думаю, Грузии стоит продолжать и расширять гуманитарные и культурные контакты с людьми, которых она считает своими согражданами, конечно, в пределах имеющихся возможностей. Притом – вне зависмости от того, как идет политическое урегулирование. Вне зависмости от статусов, политических и военных конфигураций в регионе, живущие рядом люди должны поддерживать друг с другом контакты и развивать отношения. Стена недоверия между нами не так уж непреодолима – это говорю без всякой патетики, исходя из личного опыта.

Фото newcaucasus.com

ПОДЕЛИТЬСЯ