Сулхан Глонти: в Грузии нет стратегии противостояния религиозной нетерпимости

1582

В городе Батуми (Грузия, Аджария) состоялись очередные Гражданские слушания на тему – «Риски религиозной нетерпимости». Главный редактор газеты «Батумелеби» Этери Турадзе рассказала о возможных рисках религиозной нетерпимости. Член Высшего совета Аджарской автономной республики, теолог Сулхан Глонти – о мерах противодействия рискам со стороны государства. Мероприятие прошло в рамках программы «Символический Кавказский Суд по Правам Человека и Гражданские слушания на службе демократии Кавказских стран» при поддержке Национального Фонда Содействия Демократии (National Endowment for Democracy – NED). Организатор – Кавказский центр гражданских слушаний (Грузия).

Предлагаем выступление Сулхана Глонти полностью:

В первую очередь необходимо задаться вопросом – является ли религиозная нетерпимость проблемой в Грузии и насколько масштабна эта проблема? Наверное, ответ найти не сложно – такая проблема существует. Термин «масштаб» в данном случае я использую с целью подчеркнуть статистику и остроту событий, читатель пусть не подумает, что все подобные вопросы и в особенности их агрессивные формы не вызывают во мне адекватной оценки. Я хорошо знаком с психологией религиозных общин и знаю, насколько эмоционально тяжелы все подобные случаи и насколько велико чувство незащищенности.

Также важен ответ на вопрос – насколько традиционной является для Грузии религиозная нетерпимость? В данном случае я однозначно уверен, что религиозная нетерпимость не является традиционным явлением для нашего общества, это приобретенное бедствие и подпитывается недостатком информации и, соответственно, необразованностью. Намного задолго до советизации Грузии население нашей страны имело опыт совместного проживания различных религиозных групп. Средневековые гонения и преследования по религиозному признаку во многих европейских государствах были чужды нашей стране, что подтверждается как историей нашей страны, так и наблюдениями и записями побывавших в Грузии в этот период миссионеров. Они однозначно отмечали природную толерантность грузин и их открытость по отношению к другим культурам.

Терпимость как основа гражданского мира – нашему обществу пока еще предстоит осознать, что религиозная терпимость является средством противостоять потенциальному конфликту и сохранить гражданский мир. Терпимость есть попытка сосуществования, что означает согласие с установленными правилами. Терпимость может быть двух типов. В одном случае она порождена образованностью, то есть гражданин уважает выбор другого гражданина и по своей воле признает его ценностью. Во втором случае это верховенство закона, что подразумевает утверждение обязательных для всех норм поведения. Остановлюсь на роли государства в этих вопросах, поскольку большая часть моего выступления касается государства.

Государство и верховенство закона – нетерпимость является проблемой общества и это характеризует в целом все общества, естественно, имеются в виду все религиозные течения. Кажется, что религия и нетерпимость (как форма агрессии) находятся в логическом противоречии друг к другу, однако в большинстве случаев религиозную нетерпимость везде порождает религия, вернее – неправильное толкование и понимание религии.

Граждане, которые проявляют агрессию, зачастую это объясняют «защитой» другого вероисповедания и этим еще больше обостряют события. Государство в данном случае стоит перед одной важной дилеммой – или оно стоит на страже верховенства закона, или же своей пассивностью еще более поощряет опасные формы. Неравномерное распределение власти вызывает в обществе ощущение незащищенности и подталкивает определенные группы граждан к самозащите, что в конечном счете завершается обострением проблемы.
В данном случае я также считаю необходимым рассмотреть природу светских и религиозных законов, чтобы больше понять роль государства в урегулировании подобных конфликтов.

Природа светских и религиозных законов – религиозные каноны по своей природе являются неизменными и всеобъемлющими. Они практически не подвержены изменениям и их признание и жизнь по этим канонам является обязательным для религиозной общины. К какому вероисповеданию не принадлежал бы человек, природа и психология этого практически идентичны повсюду. Религиозные общины или же отдельные личности в плане восприятия (понимания) этих канонов индивидуальны и плохо разъясненный религиозный канон зачастую становится основанием для дистанцирования, закрытости и агрессии.

Светское законодательство же в отличие от религиозных канонов является постоянно меняющимся и единым для всех граждан. Светское законодательство государства должно быть склонным к миру, который невозможен без гражданского согласия. Государство обязано защищать всех своих граждан, непоколебимо обеспечивать реализацию их прав, что входит в интересы всего общества и, в первую очередь –  религиозных групп.

Государственная стратегия – этого мы сегодня не наблюдаем в Грузии и этого не было никогда заметно со дня приобретения независимости, то есть – комплексного подхода в отношении этих вопросов. Государство должно обладать стратегией в отношениях с меньшинствами, будь это религиозные или этнические группы. В таком разнообразном обществе, какое есть в Грузии, это тем более необходимо, но, к сожалению, этой стратегии не видно. По моему мнению, эта стратегия должна учитывать в себе школу, университет и т.д. Без этой стратегии наша реальность будет не превентивной, а стихийной. Мы постоянно будем реагировать на свершившиеся факты, но не на то, чтобы эти факты были сведены к минимуму.

Проблемы есть повсюду и они не разрешаются до конца нигде. Не существует такого идеального бытия, где подобное не случается или не случится. Однако есть разумный подход к этим вопросам, когда признаешь проблему и начинаешь бороться с ней, а не отказываешься признавать ее и этим удесятеряешь проблему, которая на каком-то этапе становится стихийной.

Радикальный ислам – исследователи наиболее часто выделяют так называемую «структурную проблему» радикального ислама, что выражается в том, что на каком-то этапе проповедникам ислама не была дана возможность полноценно использовать свои возможности. В данном случае появляется много других вопросов, таких как бедность и социальные проблемы, однако отрыв одной части общества от другой всегда вызывает нечто аномальное и противоестественное. Когда человек сталкивается с нетерпимостью, неуважением, дискриминацией и ему не хватает познаний в гражданской активности, он склоняется к радикальным действиям. В качестве примера приведу Францию, где было запрещено ношение хиджаба девушкам-мусульманкам. Не буду сейчас говорить о том, насколько правильным было это решение, рассмотрим его последствия. А результатом стало дистанцирование от французского общества и большее неуважение по отношению к местному законодательству. Подобные запреты являются контрпродуктивными для религиозных общин, которые очень тяжело реагируют на них и необходимо подходить к этим вопросам с большей осторожностью. Еще раз вернусь к теме государственной стратегии, которая в нашей стране запаздывает в вопросах учреждения общих для всех правил сосуществования и начале эффективного диалога.

Борьба с радикализмом начинается только тогда, когда появляются первые симптомы, потому я считаю, что в данном вопросе школа и образовательные учреждения играют решающую роль. В другом случае Грузия рискует попасть в список стран с повышенной угрозой международного терроризма.

В плане дискуссии можно сказать, что основным показателем современного государства и общества является универсальная природа и вовлечение в международную интеграцию, это тот путь, который имеет свои очень конкретные правила и понимание и утверждение данных правил – обязательное обстоятельство для мира и развития.

Фото newcaucasus.com

ПОДЕЛИТЬСЯ