Марина Король: “Русский мир” в интерпретации современной кремлевской пропаганды

1648

 

Каким образом Кремль использует тему религии в нынешней войне против Украины? Этот вопрос остается как бы в тени.

 Хотела бы дать общую справку. Согласно последним данным сейчас в мире проживает 2,1 млрд. христиан, 1,3 млрд. мусульман, 900 млн. индуистов, 394 млн. даосистов, 376 млн. буддистов и 1,1 млрд. атеистов.

Треть жителей планеты (31,43%) – христиане. Более половины из них принадлежат к Католической Церкви (1,15 млрд.человек).

 Православие исповедуют около 300 млн. человек. В современном мире к странам с большинством православного населения относятся: Россия, Украина, Беларусь, Болгария, Греция, Грузия, Кипр, Македония, Молдова, Румыния, Сербия, Черногория. Также Православие заметно присутствует в Боснии и Герцеговине, Финляндии, Казахстане и на Алеутских островах американского штата Аляска. Кроме того, его исповедуют в Эстонии, Латвии, Киргизии и Албании. В то же время важно отметить, что православие присутствует в большинстве стран мира.

Как отмечают СМИ, украинцы становятся одной из самых религиозных наций в Европе. Теперь в нашей стране уже 71,4% населения считают себя верующими, а это значит, что мы по этому показателю уступаем лишь католикам Польши, Португалии, Словакии, православным киприотам. Более того – количество верующих постоянно растет: результаты опроса свидетельствуют, что за десять последних лет общенациональная украинская паства увеличилась на 13%.

Самым религиозным регионом страны остается запад, где сосредоточено 34,5% приходов всех православных церквей, в то время как на востоке их лишь 15,9%. И хотя большинство верующих причисляют себя к православной церкви, в Украине динамично расширяется паства протестантских и мусульманских конфессий. Доля этих церквей за последние десять лет возросла соответственно с 26,5% до 29,1% и с 1,5% до 4,3%.

Несколько лет назад многие даже не знали, где искать Украину на карте. А за последнее время о нас узнали абсолютно все. К сожалению, Украина сама не может решить свои проблемы.

Украине удалось не пойти по пути России, которая по Конституции является секулярным государством, но на самом деле существует мощное единение государства и церкви. Были различные аспекты власти у нас в стране – кто-то был больше за Московский патриархат, кто-то за Киевский, но окончательно никакая из этих церквей не стала национальной. Это на самом деле очень положительный момент, который позволяет всем религиозным группам расти. И они действительно растут, а группой, которая уменьшается из года в год, являются атеисты.

В России церковь во многом срослась с государством и является одной из основ так называемого «русского мира». Это давний парадокс. Например, Сталин во время войны понял, что он все-таки требует церкви – и пошел на компромиссы. Тогда в Русской православной церкви (РПЦ) были очень разные мысли. Кто-то говорил, что церковь должна стоять в стороне от этого тоталитарного режима. Другие же говорили, что если не сотрудничать с ним, то их уничтожат, поэтому надо помогать правительству. Конечно, теперь им очень трудно отказаться от такой позиции и вернуться к правильному статусу церкви – церкви, которая не связана с властью.

Збигнев Бжезинский говорил, что Россия не может быть империей без Украины. А теперь можно сказать, что Русская православная церковь без Украины не может быть самой православной церковью мира. И они не могут на это пойти. Россиянам очень трудно принять факт, что они просто одна из других наций, а никакая не империя. А РПЦ трудно признать, что они лишь одна из православных церквей. Что они не Третий Рим.

Россия не до конца осознает, что Украина – одна из самых религиозных стран в Европе, которая насчитывает 35000 церквей на сорокасемимиллионное население. Кроме большого количества церквей Украины имеет очень большое разнообразие конфессий: три разных православных патриархата, католические церкви восточного и латинского обряда, а также, много различных протестантских церквей.

К Оранжевой революции 2004-2005 гг. привело объявление победы пророссийского кандидата Виктора Януковича в результате сфальсифицированных президентских выборов. Во время повторных выборов победил прозападный кандидат – Виктор Ющенко. Недавняя революция Евромайдан, которая началась 21 ноября 2013 на киевской площади «Майдан Незалежности», поддержала европейскую интеграцию.

Украинская Православная Церковь Московского Патриархата (УПЦ МП)

УПЦ МП быстро реагировала на ситуацию. Ее священники стояли в молитве между протестующими и силовиками, чтобы предотвратить кровопролитие. Внутренние отношения УПЦ МП были уравновешены тем фактом, что ее руководство изменилось почти в то же время, когда сменилось правительство страны.

Активные пророссийские сторонники Януковича в УПЦ МП проиграли. Митрополит Павел (Лебедь), глава Киево-Печерской Лавры, поддержал Януковича, сравнивая его с Христом, который столкнулся с противниками, однако других клириков УПЦ МП такое сравнение возмутило. Большинство епископов УПЦ МП пытались поддерживать хорошо сбалансированную позицию митрополита Онуфрия, который не призывал к промайдановским действиям, однако в письмах Путину и Патриарху Кириллу осудил попытки России разделить Украину. Тем не менее, другие клирики УПЦ МП, украинское национальное достоинство которых пострадало, не смогли смолчать и сделали жесткие заявления.

Например, Черкасский митрополит УПЦ МП Софроний (Дмитрук) заявил, что Путин – бандит, а российские политики с украинскими корнями – это агрессоры и предатели.

2 марта Переяслав Хмельницкий митрополит УПЦ МП Александр (Драбинко) осудил Януковича и вместе с группой мирян направил письмо патриарху Кириллу, объясняя роль УПЦ МП в революционной Украине: \”Нашим епископам упрекают и хотя обвинения не объективны, они не беспочвенны. Нас называют церковью Москвы, Кремля, Путина и Януковича\”. Митрополит Александр попросил Кирилла не использовать православие в конфликте между Россией и Украиной: \”Даже сегодня, когда мы стали свидетелями преступлений прежнего режима, все еще есть те, кто готов оправдывать жестокость ради мысленно правильного цивилизационного выбора – восстановления единства Святой Руси\”.

Митрополит Александр сожалеет, что УПЦ МП часто отождествляют с пророссийской позицией бывшего президента Януковича. Напротив, заявляет он, \”Мы, прежде всего, – Церковь Христова, Церковь украинского народа\”.  

Львовский епископ УПЦ МП Филарет (Кучеров) 3 марта обратился к Путину с просьбой не начинать братоубийственной войны и забрать российских воинов с украинской территории.

Патриарх Кирилл достаточно поздно отреагировал на украинский кризис. Тем не менее, 14 марта, во время своей проповеди в Храме Христа Спасителя, патриарх Кирилл заявил: \”По меньшей мере, 400 лет происходили попытки разделить русский мир. Когда мы говорим \”русский\”, подразумеваем несколько отличное от слов наших обвинителей о Российской империи и Советском Союзе. Мы говорим о русском мире, большой русской цивилизации, которая возникла из крещальной купели Киева и распространилась по землям Евразии… Сегодня на этой территории существуют независимые государства, и мы уважаем их суверенитет, их готовность и желание развивать свою национальную жизнь независимо. Но это не значит, что жажда законной суверенности должна привести к уничтожению общего духовного пространства\”.

Также большое значение имеет то, какие шаги патриарх Кирилл не сделал. 18 марта он не присутствовал на церемонии подписания Соглашения Крыма и Севастополя о присоединении к России.

То, что Путин  хочет задействовать православную церковь, говорит о том, что серьёзных козырей у него осталось мало. Первоначально роль РПЦ заключалась в обосновании изменений, подготовке населения. Но никак не к действиям «в первом эшелоне». Стоит заметить, что предварительная подготовка почвы проводилась заранее. Все помним историю с борьбой за кресло владыки Владимира в Киеве. Она разгорелась задолго до смерти первосвященника УПЦ МП. И закончилась, увы, полным поражением проукраинского клира. Руководство церкви попало в руки лояльных Кремлю людей. Причём после смены верхов, кадровая чистка прокатилась практически по всем уровням. Начиная от публичных, так сказать «политических» и заканчивая хозяйственным блоком. Украинская православная церковь Московского патриархата  была готова к работе во благо России. Путину необходимо любыми путями помешать реформам в Украине. Даже пожертвовав частью влияния церкви в соседнем государстве.

Украинская Православная Церковь Киевского Патриархата (УПЦ КП)

Украинская Православная церковь Киевского Патриархата (УПЦ КП), вместе с Греко-Католической церковью, активно критиковала откровенную коррупцию при Януковиче и его Партии регионов и призвала защитить украинскую Родину от российской агрессии. Патриарх УПЦ КП Филарет (Денисенко) также сильно критиковал Московский Патриархат и Патриарха Кирилла, обвиняя их в поддержке тоталитарной идеологии и попыток Путина восстановить империю.

Многочисленные видео со сцены Майдана, с которой говорили ораторы, фиксировали на заднем фоне иконы Богородицы и священников греко-католиков с крестами. Многие католические активисты приехали в Киев из Львовской области и других частей западной Украины. Проповеди греко-католического священника Михаила Арсенича (из Ивано-Франковской области) получили особую огласку. Декабрьская проповедь этого священника призвала убивать русских, китайцев, чернокожих, евреев и членов Партии регионов – за что церковное руководство наказало его, принудительно отправив в монастырь с целью покаяния.

Святейший Патриарх Киевский и всея Руси-Украины Филарет предупредил агрессоров, что на них за их ложь “грядет гнев Божий”. Об этом заявил в Киеве во время открытия Стены памяти погибших украинских героев в войне на Донбассе.

“Пусть агрессоры дрожат от гнева Божьего, который грядет на них за их ложь”, – сказал Филарет. Он уточнил, что под агрессором имеет в виду Россию.

“Мы отдали ядерное оружие, показав свое миролюбие, а они – гаранты (имею в виду Россию), вместо того, чтобы обеспечивать нашу территориальную целостность, забрали Крым и теперь хотят забрать Донбасс. Но Бог видит их ложь и нашу правду”, – заявил Филарет.

Греко-католический Верховный архиепископ Святослав (Шевчук) запретил своим священникам поддерживать любую политическую позицию. Однако он сам объявил Россию главным агрессором и попросил западной поддержки против Москвы.

В отличие от ориентированных на православие политиков, которые пытались защитить призрачную идею православного единства в Украине, евангелический Президент Турчинов инициировал регулярные межрелигиозные диалоги. Он является одним из основателей Всеукраинского Совета Церквей.

Вот что Турчинов говорил относительно образования Совета: \”Находясь в этом собрании, я смог увидеть отличие тех людей, чьи слова не соответствуют их делам, и тех, кто ставит Бога и веру на первое место, а все остальное считает второстепенным\”. Новому Киевскому правительству и президенту Турчинову не было сложно построить отношения со всеми украинскими церквями. Именно Турчинов создал пространство для диалога верующих и правительства – задача, которую Янукович не мог и не хотел выполнить.

Еще 2 марта Турчинов разговаривал по телефону с Патриархом Русской Православной Церкви Кириллом. Во время этого диалога новый исполняющий обязанности Президента гарантировал права всем церквям и подтвердил свое желание продолжать диалог с Россией.

До недавнего времени УПЦ МП пыталась не разрывать связь с Московским патриархатом. Со своей стороны, Патриарх Кирилл следил, чтобы не давить на УПЦ МП настолько, чтобы это привело к разрыву. Заявления патриарха были очень осторожными в отличие от резкой антиукраинской пропаганды российских массмедиа, политиков и президента Путина.

Украинские христианские общины согласно церковной принадлежности (2013-2014, кол-во общин)

Православные приходы

2013 (с Крымом)

В Крыму

2014 (без Крыма)

Украинская православная церковь Московского патриархата (УПЦ МП)

12,895

532

12,363

Украинская православная церковь Киевского патриархата (УПЦ КП)

4,702

44

4,658

Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ)

1,247

10

1,237

Другие православные церкви

186

10

176

Всего православных

19,030

596

18,434

Украинская греко-католическая церковь (УГКЦ)

3,919

9

3,910

Римо-католическая церковь (РКЦ)

1,110

13

1,097

 

Украинские Христианские сообщества по регионам и главным конфессиям (2013, кол-во прихожан)

Регион

Православные (УПЦ МП; УПЦ КП; УАПЦ)

Католики (УГКЦ; РКЦ)

Протестанты

Население по регионам

Запад

5 094

3 894

2 489

9 374 276

центр

7 142

615

3 011

15 012 372

юг

2 113

128

1 133

7 054 220

Восток

2 462

99

1 864

14 913 774

всего

16 811

4 736

8 497

46 354 642

 

За прошлый год только в Тернопольской области Украинская православная церковь (Московского патриархата) потеряла шесть приходов. Похожая картина и в других областях Центральной, Западной и Северной Украины. Несмотря на то, что точной статистики относительно тех, кто сменил конфессию, нет, только проанализировав новостные сообщения можно понять, что за последний год Московский патриархат потерял в Украине десятки приходов. Прихожане церквей, как правило, голосуют за переход к Украинской православной церкви Киевского патриархата, что связано с изменением настоятеля храма. В Украине этот процесс уже называют «парадом переходов».

Веские причины для перерегистрации приходов стали появляться в украинских верующих во время Евромайдана. Некоторые священники Московского патриархата отказывались служить панихиды по погибшим на улице Институтской в Киеве, а когда начались вооруженные действия на востоке Украины, та же история повторилась по раненым и убитым во время так называемой антитеррористической операции.

Еще одна причина – язык богослужения, ведь среди приходов, которые перешли к Киевскому патриархату, подавляющее большинство церквей расположены в сельской местности, где преобладает украиноязычное население. При этом проповеди в церквях УПЦ (МП) читают на русском и старославянском языках.

Кроме этого, некоторые верующие называют неприемлемым проповеди в церкви концепции «русского мира», с которой многие украинские прихожан не согласны.

По словам протоиерея УПЦ (МП) Николая Данилевича, сегодня насчитывается около 300 приходов церкви Московского патриархата в Крыму и тысячи – в Донецкой и Луганской областях, из них около 70%, действующих на территории, подконтрольной сепаратистам.

Контраст украинского и русского православия

В России Православная Церковь настолько уважаема в качестве культурной опоры и объединяющей силы, что при публичных опросах даже российские неверующие признают себя православными. Путин признает этот факт, видя позитив в политической поддержке православных иерархов и, в свою очередь, гарантирует православной церкви привилегии за счет других христианских конфессий и вер.

Наоборот, в Украине три разных православных церкви борются за последователей, а сильную греко-католическую и протестантские церкви невозможно не учитывать. В результате, религиозная толерантность и свобода совести более очевидна в Украине, чем в России. В дополнение, какими бы ни были причины, динамизм украинской церковной жизни в православии, греко-католицизме или протестантизме, сравнительно с Россией, просто поражает. Сила христианских проявлений в Украине по сравнению с Россией может быть проиллюстрирована количеством церквей на душу населения. Насчитывая около 46 млн. Населения, Украина имеет 16 811 православных приходов, тогда как Россия с населением 142 млн. – 14 616 приходов.

В Советский период Украину не без основания называли библейским поясом СССР. Сегодня, в постсоветскую эру, эта характеристика не потеряла своей актуальности. К сожалению, противовесом мощности украинской церковной жизни является смущающая реальность. Украина страдает от морального разложения настолько же, насколько и Россия: распространены коррупция и взяточничество в бизнесе, государственных институтах, образовании и медицине; торговля людьми; олигархи удовлетворяют лишь свои собственные интересы; высокий уровень нарко и алкогольной зависимости, насилие в семьях, разводы, бедность и бездомные.

Понимание влияния украинского кризиса на церкви и их миссию требует внимания к следующим темам: 1) статус трех украинских православных юрисдикций; 2) отношения между православием в Украине и России; 3) роль Греко-Католической Церкви.

1. Украинская Православная Церковь Московского Патриархата

На данный момент самая большая – это Украинская Православная Церковь Московского Патриархата (УПЦ МП), которая утверждает, что насчитывает две трети всех православных в Украине, около 35 млн. верующих в 12 895 приходах. Получив определенную степень автономности от православного патриарха Алексия ІІ в 1990 году, она, тем не менее, подотчетна Московскому Патриархату. Эта принадлежность удовлетворяет многих ее верующих из восточной и южной Украины и разочаровывает многих верующих в центральной и западной Украине. Это значит, что УПЦ МП не является монолитной: многие из ее верующих и иерархов поддерживают продление тесных связей с Москвой, тогда как другие склоняются к автокефальному статуса под омофором Восточного православного патриарха Варфоломея.

24 февраля 2014 митрополит Онуфрий (Березовский) с юго-западной Украины изменил больного митрополита Владимира (Сабодана) в качестве Местоблюстителя УПЦ МП. Аутсайдер среди кандидатов на замену на посту Патриарха Московского после смерти Алексия Второго в 2009, митрополит Онуфрий, еще в 1990-х выступал против тех украинских иерархов, которые поддерживали разрыв связей с Русской Православной Церковью. Тем не менее, на волне победы Майданом пророссийского Януковича и после захвата Крыма, митрополит Онуфрий 2 марта 2014 непосредственно апеллировал к Президенту Путину и Патриарху Кириллу, призывая “предотвратить разделение украинского государства и не допустить вооруженной конфронтации между нашими народами”.

Непосредственно перед бегством Януковича, веб-сайт УПЦ МП заявил: “Мы единодушно осуждаем криминальные действия действующей власти [сторонников Януковича], которые привели к кровопролитию на улицах и площадях Златоверхого Киева”. Тем не менее, 24 февраля эта резкое заявление исчезло, и было заменено на более общуюй декларацию: “Мы единодушно осуждаем грех убийства, особенно, когда умирают те, кто не должен”.

2. Украинская Православная Церковь Киевского Патриархата

Вторая по величине православная юрисдикция – это Украинская Православная Церковь Киевского Патриархата (УПЦ КП), которая насчитывает около шести миллионов последователей в 4 702 приходах. После провозглашения украинской независимости в 1991 году, эта церковь возникла в 1992 при поддержке православных приходов, пропитанных Украинскими патриотическими настроениями и глубоким недоверием к подчинению УПЦ МП Москве. Не имея канонического признания, которое принадлежит УПЦ МП, она имеет дополнительный груз – руководство, которое не имеет всенародного уважения. Патриарх Владимир (Романюк), первый глава УПЦ КП, был уважаемым как бывший узник, он умер в 1995 году, через несколько лет после того, как возглавил церковь. После него руководителем стал Патриарх Филарет (Денисенко).

Во время киевских демонстраций на Майдане Филарет открыл Свято-Михайловский Златоверхий монастырь как убежище и временный госпиталь для настроенных против Януковича активистов. Позже он осудил захват Россией Крыма, адресуя публичное обращение к Путину “немедленно отозвать солдат с украинской территории”.

Патриарх Филарет осудил российскую “агрессию” против “миролюбивой” Украины, которая “добровольно лишилась ядерного оружия”. Здесь он намекал на Будапештский Меморандум 1994 года, в котором Россия, Соединенные Штаты и Великобритания предоставили Украине “гарантии безопасности” в обмен на отказ от унаследованного от Советского Союза ядерного арсенала.

 3. Украинская Автокефальная Православная Церковь

 Третья православная юрисдикция в Украине – это Украинская Автокефальная Православная Церковь (УАПЦ), которая насчитывает около полутора миллионов последователей в 1247 приходах. Подобно УПЦ КП, не признанная другими православными юрисдикциями, УАПЦ возникла в короткий момент украинской независимости во время Гражданской войны (1918-1921) и была подавлена Сталиным. В 1930 году она возродилась на короткое время во время немецкой военной оккупации (1941-1944), была вновь запрещена после советской победы во Второй мировой войне и вновь возникла в 1989 году с горбачевской гласностью и украинской независимостью в 1991-м. Несмотря на отсутствие преемственности на украинской земле, ее мечта о единой, действительно автокефальной, канонической православной церкви в Украине смогла выжить в течение ХХ века благодаря приходам в эмиграции, главным образом – в США и Канаде.

Отношения между православием в Украине и России столь же сложны, как и взаимоотношения между тремя украинскими православными юрисдикциями. Как я отмечала, Московский Патриархат координирует тесные связи с Украиной, через свою полуавтономную УПЦ МП, но сразу отвергает любые ассоциации с неканонической УПЦ КП Филарета или с такой же неканонической УАПЦ.

Каким образом Кирилл пытается одновременно удовлетворить Путина и своих единоверцев в Украине? Отдавая кесарю кесарево, Кирилл благословил пророссийского президента Януковича в Киеве в 2010 году. А 19 марта 2014 во время заседания Священного Синода Русской Православной Церкви, когда российские военные полностью взяли под свой контроль Крым, Кирилл высказал мнение, что территориальной целостности Украины угрожает “внутренний политический кризис”.

7 апреля, после молитвы у мощей Патриарха Тихона в Московском Донском монастыре, Кирилл сравнил жестокость Майдана с жестокостью большевистской революции 1917 года, которую “сопровождала ненависть и ужасная несправедливость под лозунгами достижения справедливости”.

19 апреля вечером перед Пасхой, во время богослужения в Соборе Христа Спасителя, в присутствии президента Путина и премьер-министра Дмитрия Медведева, Кирилл заявил, что Бог “остановит замыслы тех, кто хочет уничтожить Святую Русь”. Он сказал, что Украина нуждается в “законно избранных” руководителях, тем самым повторяя позицию Кремля, что постмайданное правительство Киева не является легитимным. В то же самое время, Патриарх Кирилл хотел уменьшить напряжение с промайдановски настроенной УПЦ МП, опасаясь потерять ее расположение. 18 марта Патриарх решил не присутствовать на церемонии “вхождения” Крыма в Российскую Федерацию.

С момента своего избрания в 2009 году и более подчеркнуто с марта-2014, Патриарх Кирилл пытался лелеять принцип русского мира, который он понимает как духовное единство восточных славян.

Путин, украинский гамбит которого поставил Патриарха Кирилла в такое неудобное положение, также парадоксально выполнил почти невозможную задачу объединения украинских церквей вокруг общего дела. В течение зимы 2013-2014 украинские православные и греко-католические священники и протестантские пасторы играли центральную роль в демонстрациях на киевском Майдане. Отец Кирилл Говорун, бывший глава Отдела внешних отношений УПЦ МП, который сейчас учится на теологическом факультете Йельского университета, считает протест против Януковича не только политическим феноменом, но и \”важным религиозным событием\”.

Таким образом, православные, греко-католики и протестанты нашли общую цель в поддержке демонстраций на Майдане. Христиане различных церквей впервые противостояли коррупции и пророссийскому вектору президентства Януковича. Далее прямое вторжение России еще более объединило совместные экуменические усилия, собрав вместе “многих церковных лидеров, которые никогда на самом деле не общались друг с другом публично”

Объединение украинского православия?

Неудивительно, что дискуссии, направленные на преодоление многолетнего разделения украинского православия состоялись в тандеме с межконфессиональным сотрудничеством.

22 февраля 2015 года Синод УПЦ КП предложил “диалог, направленный на объединение” украинских православных церквей. Чтобы не остаться без переговоров, УПЦ МП якобы согласилась обсудить возможность, но пока Филарет (удаленный Русской Православной Церковью за многочисленные проступки несколько десятилетий назад) возглавляет УПЦ КП, раскол, вероятно, не будет преодолен. Между тем, более вероятен сценарий раскола между УПЦ МП и Русской Православной Церковью. Позже, когда Филарет оставит сцену, условия прекращения расколов украинского православия становятся более обнадеживающими.

4. Украинская Греко-Католическая Церковь

Еще один сложный вопрос украинской религиозного ландшафта – это Украинская Греко-Католическая Церковь, продукт православной схизмы, состоявшейся века, а не десятилетия назад. Появившись в конце XVI века на украинских землях, которые тогда были частью католической Польши, это вероисповедания сохраняет православную литургию но подчиняется власти Папы Римского. Католики латинского обряда часто не доверяли, а русские цари и комиссары презирали эту униатскую церковь (это ее русское унизительное название), которая претерпела больше репрессий, чем любая христианская община в Советском Союзе.

Вряд ли необходимо говорить, о том, что большинство греко-католиков ощущают горькую боль из-за сотрудничества Московского Патриархата со Сталиным в попытке продолжить послевоенную Голгофу.

 

Марина Король

Фото newcaucasus.com  

ПОДЕЛИТЬСЯ