ГЕНОЦИД АРМЯН: ПАРИЖ НАКАЗЫВАЕТ, АНКАРА УГРОЖАЕТ

1097

Вслед за Национальным собранием, законопроект о введении уголовной ответственности за отрицание геноцида армян в Османской империи одобрил Сенат Франции. Теперь документ поступит на подпись президенту Николя Саркози.

Хотя расклад сил во французском парламенте делал принятие закона в Сенате фактически предрешенным, определенная интрига сохранялась вплоть до самого голосования. Несмотря на то, что и правящий «Союз за народное движение», и оппозиционные социалисты в своем большинстве поддерживали законопроект, ряд французских политиков не скрывали своего скептического отношения к документу.

На минувшей неделе сенатский комитет по законодательству подавляющим большинством голосов высказался против законопроекта, предусматривающего тюремное заключение сроком до одного года и штраф в размере 45 тысяч евро за отрицание геноцида армян в период Первой мировой войны. Документ был квалифицирован как «противоречащий конституции».

Как подчеркнул в своем выступлении председатель профильного комитета социалист Жан-Пьер Сюер, в обществе «должна существовать свобода выражения собственного мнения». По его мнению, нельзя переписывать историю законами. А министр иностранных дел Ален Жюппе счел нужным заявить о «несвоевременности» принимаемого закона.

Сомнения главы МИД понятны. Одобрение законопроекта в Национальном собрании Франции в конце прошлого года привело к серьезному ухудшению отношений с Турцией. Анкара заморозила проведение совместных военных учений двух стран, политические консультации по актуальным международным проблемам, а также реализацию ряда экономических проектов.

Премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган, памятуя, что лучшая защита – нападение, пошел еще дальше и обвинил Францию в геноциде алжирского народа. Примечательно, что его алжирский коллега Ахмед Уяхья попросил Анкару не беспокоиться на этот счет.

Но, Эрдогана это явно не смутило. Улица, на которой расположено посольство Франции в Анкаре была переименована в Алжирскую. Ранее она называлась Парижской. А рядом с французским диппредставительством появится огромный монумент жертвам геноцида алжирского народа. Также было торжественно обещано, что улицу Шарля де Голля переименуют после того, как найдут особо выдающегося деятеля алжирского сопротивления французской колонизации, имя которого можно увековечить в названии сей улицы.

При этом в Анкаре не посчитали нужным принять во внимание, что Алжир и Франция уже давно договорились по вопросам взаимных обвинений. Напомню, Франция долгое время вела в Алжире войну, и африканское государство завоевало свою независимость в ходе многолетней освободительной борьбы. Однако это не помешало сторонам впоследствии наладить прочные политические, экономические и культурные связи.

Вопрос же о геноциде армян – один из первостепенных в Турции. Он стал чуть ли не главным препятствием на пути вступления страны в Евросоюз. Анкара оспаривает как приводимое армянскими источниками число жертв – полтора миллиона человек, так и трактовку этих событий как геноцида. Согласно официальной турецкой истории, в 1915-1916 годах около 300 тысяч армян Османской империи стали жертвами боевых действий, а также условий военного времени.

Накануне нынешнего голосования в Сенате турецкий премьер напомнил о принципиальной позиции своей страны в вопросе о геноциде армян и пригрозил Парижу новыми ответными мерами, пообещав, в частности, больше не ступать на французскую землю.

Как пояснил глава турецкого внешнеполитического ведомства Ахмет Давутоглу, «мы преисполнены решимости предпринять те меры, к которым нас вынуждает окончательное принятие настоящего текста. Никому не дано в этом даже сомневаться». По мнению Давутоглу, «если каждый парламент станет выносить решения касательно истории и приводить их в исполнение, в Европе настанет новый период инквизиции».

История полна кровавых международных и межнациональных конфликтов, которые легко могут быть использованы в современной геополитической борьбе. Событиями истории столетней давности должны заниматься историки, а не парламентарии и премьер-министры. И тем более не под страхом штрафа или тюрьмы.

Однако история всегда служила и, судя по всему, еще долго будет служить благодатной почвой для сведения политических счетов. Так происходит и в нынешнем конфликте Франции и Турции вокруг признания геноцида армян. Однако, несмотря на накал страстей, в отношениях Парижа и Анкары, у сторон есть определенные обязательства и рамки, за которые они вряд ли выйдут. Франция признала геноцид армян еще в 2001 году при президенте Жаке Шираке, и нынешнее голосование формально лишь развивает то решение. Да и Турция не может зайти слишком далеко в конфликте с Францией в силу целого ряда факторов. Это и совместное членство обоих государств в НАТО, и стремление Анкары вступить в Евросоюз, и расчеты на поддержку Парижа в рамках кипрского и карабахского урегулирования. Правда, евростремление Турции в последнее время несколько приугасло.

Интересным представляется и выбор французскими законодателями времени для принятия нынешнего закона – за три месяца до президентских выборов. По имеющимся оценкам, армянская община во Франции насчитывает около 600 тысяч человек, и их голоса могут сыграть важную роль в предстоящем голосовании. Но и мусульманская община во Франции многочисленна и активна, так что споры насчет событий вековой давности закончатся еще не скоро.

ПОДЕЛИТЬСЯ