Наири Ирицян: в Джавахети стали больше доверять государству

1763

Гамгебели (глава правления) Ахалкалакского муниципалитета Наири Ирицян в эксклюзивном интервью newcaucasus.com рассказывает о сегодняшней жизни региона Грузии Самцхе-Джавахети. «Уровень рождаемости в регионе растет с каждым годом. Выезжать из региона стали намного меньше, миграционные процессы приостановились. С каждым годом все больше абитуриентов поступают в грузинские ВУЗы», – говорит гамгебели. По мнению Ирицяна, регион стал больше доверять государству, а государство – региону: «Мы стараемся максимально уйти от взаимного недоверия, и сегодня у нас это получается». Говоря о проблеме безработицы в регионе, Ирицян подчеркивает, что в Джавахети возлагают большие надежды на ввод в строй железной дороги Баку-Тбилиси-Карс, что позволит трудоустроить большой процент местного населения.

– Во время правления Эдуарда Шеварднадзе Джавахети считался достаточно нестабильным регионом. Как вы можете оценить сегодняшнюю ситуацию?

– Я и тогда, в 2002 году в первый раз избирался мэром города Ахалкалаки. На тот период бюджет муниципалитета составлял 700 тысяч лари (около 425 тысяч долларов США – ред.) – на 64 деревни и один город. На сегодняшний день бюджет Ахалкалакского муниципалитета составляет около 10 миллионов лари (более 6 млн. долларов США – ред.). А значит, что за девять лет эта сумма выросла более чем в 14 раз. Если сравнивать эти цифры, то разница налицо. И сегодня достаточно просто пройтись по муниципалитету, чтобы увидеть, как много было сделано здесь за достаточно короткое время.

– По вашему мнению, в чем именно преуспели власти, каковы основные достижения?

– Наш регион является армянонаселенным, около 95% населения составляют этнические армяне. И если раньше существовало определенное недоверие, как со стороны государства по отношению к местному населению, так и со стороны местного населения по отношению к государству, то сегодня этого уже во многом нет. Мы стараемся максимально уйти от этого препятствия – взаимного недоверия, и сегодня у нас это получается.

– Регион стал больше доверять государству?

– Да. И наоборот, государство стало больше доверять нашему региону.

– Каков процент участия местного армянского населения в органах местного самоуправления, местных государственных структурах?

– В гамгеоба Ахалкалаки работает 165 человек. Всего же, кроме органов самоуправления, в остальных государственных структурах – детских садах, клубах, спортивных объектах и т.д., мы имеем 415 рабочих мест. И 95% рабочих мест занимают местные кадры.

– Насколько сегодня регион интегрирован в общественную, экономическую, политическую жизнь Грузии?

– Мы очень много говорим о пресловутой интеграции, но гораздо меньше, чем мы бы того хотели, делаем. Очень многие, например, в местной оппозиции нас критикуют, утверждают, что интеграция не приведет ни к чему хорошему. Но я хочу подчеркнуть, что без интеграции наш регион останется более замкнутым, отдаленным от реформ, положительных изменений, развития, что происходит в остальной Грузии. Я являюсь сторонником интеграции. Это единственный путь, который будет способствовать развитию нашего региона.

– Какие шаги предпринимаются в этом направлении?

– Очень многое делается, например, в сфере школьного образования. Задействовано много интеграционных проектов, в которых принимают участие и неправительственные организации. По некоторым проектам дети едут на сто дней (программа 10+30%) в Батуми, живут в грузинских семьях, изучают грузинский язык. Существует образовательный проект с условным названием 4+1, согласно которому представители этнических меньшинств сдают экзамены в ВУЗы Грузии на своих национальных языках, поступают на нулевой курс, в течение одного года обучаются грузинскому языку, после чего продолжают учебу наравне с остальными студентами. В прошлом году около 80 абитуриентов поступили в грузинские ВУЗы. Одним из студентов, поступивших в университет имени Джавахишвили, стал и мой сын, а также и его двоюродный брат. В грузинские ВУЗы стало поступать больше студентов из Джавахети, что также говорит о повышении доверия к государству и со стороны молодежи.

– Еще несколько лет тому назад местная оппозиция выступала за придание армянскому языку статуса регионального и за создание культурной автономии Джавахети. Что изменилось с тех пор?

– Это было не требованием оппозиции, а требованием народа. Одним из первых лидеров, которые стояли на этих позициях, был и я. В то время со стороны государства в регионе ничего не делалось для изучения грузинского языка. Сейчас сфера образования, проведенные реформы дают хорошие возможности этническим меньшинствам изучать государственный язык. Мы начали чуствовать себя полноценными гражданами Грузии также, как и жители остальных регионов страны.

– Каков процент безработицы в регионе?

– Я не могу сказать, что проблема безработицы – это проблема только Самцхе-Джавахети. Безработица является проблемой всех грузинских регионов, всей страны. Я подчеркнул, что бюджет муниципалитета увеличился более чем в 14 раз. А значит, на эти деньги созданы и дополнительные рабочие места.

– Как вы оцениваете миграционные процессы в регионе? Известно, что несколько лет назад многие покидали Джавахети, выезжая, в том числе и на сезонные заработки, в другие страны.

– Хочу привести такой пример – после революции роз в 2003 году в регионе повысился уровень рождаемости на 50-80 малышей в год. Этот уровень растет с каждым годом. То есть, показатель уровня рождаемости говорит о том, что выезжать из региона стали намного меньше, миграционные процессы приостановились.

– То есть, вы хотите сказать, что жить стало лучше, жить стало веселее…

– Я привожу примеры, на которых вы можете увидеть ту ситуацию, которая сегодня существует в регионе.

– Какие крупные инвестиционные проекты осуществляются в настоящее время Джавахети?

– В прошлом году в регионе завершился проект Миллениум, в рамках которого была осуществлена реабилитация автодорог в направлении Тбилиси, Армении. До Тбилиси сегодня можно доехать за два с небольшим часа, приблизительно за такое же время – до Еревана. Если положительно решится вопрос открытия таможено-пропускного пункта на границе с Турцией, то, наверное, за два часа можно будет добраться и до турецкого города Карс. В данные инфраструктурные проекты государство вложило серьезные средства и, надеюсь, в следующем году продолжится осуществление подобных проектов – строительство и реабилитация дорог в направлении Бакуриани и Батуми.

Я хочу сказать, что мы не живем отдельно от остальной Грузии. Как и во многих регионах Грузии, так и в Самцхе-Джавахети приоритетами являются развитие аграрного сектора, сферы туризма. У нас очень много хороших рекреационных зон. Природой Джавахети могли бы насладиться как местные жители, так и жители других регионов Грузии, иностранные гости. Я думаю, что это правильный выбор приоритетов развития для нашего региона – туризм и аграрный сектор.

– Через Ахалкалки пройдет железная дорога Баку-Тбилиси-Карс. Что этот проект может принести региону?

– Мы очень надеемся на этот проект. Осуществление этого проекта может серьезно изменить в лучшую сторону социально-экономическую ситуацию в регионе. Строительство дороги началось в 2010 году и в конце следующего года оно должно быть завершено. В этом году строительство активизировалось и, скорее всего, будет завершено в срок, после чего наш регион может стать лидером по транзитным перевозкам. А это означает и развитие инфраструктуры, создание новых рабочих мест. Мы ожидаем очень многого от ввода в строй этой железной дороги.

– А каков процент занятости местного населения на строительстве железной дороги?

– Мы, конечно, хотели, чтобы занятых на строительстве было больше. На сегодняшний день из 100% трудоустроенных на строительстве 15-20% – местные жители. К началу строительства было обещано 70-80% занятости. Обещание осталось немного недовыполненным, но мы надеемся, что после окончания строительства большая часть местного населения будет трудоустроена в сфере обслуживания железной дороги.

Ираклий Чихладзе, специально для newcaucasus.com

Фото newcaucasus.com

ПОДЕЛИТЬСЯ