Продовольственная безопасность Грузии у опасной черты

1586

Аграрный сектор экономики Грузии пребывает в глубокой депрессии. В аграрной стране доля сельского хозяйства в общем объеме ВВП составляет всего 8%. Степень деградации сельского хозяйства можно проиллюстрировать и на таком примере. Грузия ежегодно закупает 800-900 тонн чая для внутреннего потребления. Между тем относительно недавно потребности огромной советской империи в чае на 85-90% покрывались за счет производимого в Грузии чайного сырья (остальные 10-15% приходились на Азербайджан и Краснодарский край).

По всей территории бывшего СССР были разбросаны чайные фабрики, которые занимались расфасовкой грузинского чая. И лишь для купажирования незначительную часть чайного сырья СССР закупал в Индии и Шри-Ланке.

Контраст трудновообразим: Грузия поила чаем собственного производства четверть миллиарда человек, а сейчас не может напоить собственное население в 4 миллиона человек… Если бы чаеводство и чайная промышленность в Грузии остались на прежнем уровне, это означало бы сохранение десятков тысяч рабочих мест и многомиллионные вливания в бюджет страны. Однако дело обстоит далеко не таким образом…

Попытки возродить чаеводство и чайную промышленность, конечно же, предпринимаются. Смущает, однако, зигзагообразность этого процесса. Так, в 2006 году был сделан первый рывок, когда было произведено и отправлено на экспорт около 4 тысяч тонн чайной продукции. Но уже в 2009 году этот показатель катастрофически снизился и составил всего 52 тонны. В 2010 году экспорт снова поднялся и достиг почти полутора тысяч тонн. Но это, конечно же, капля в море. Да и на внутреннем рынке потребление грузинского чая пока мизерно. На сегодня наиболее популярен чай компании «Гуриели».

Не менее сложное положение сложилось и в других отраслях сельского хозяйства, в том числе в зерноводстве. Для полного удовлетворения потребностей Грузии необходимо до 500 тысяч тонн продовольственного и 200 тысяч тонн фуражного зерна. До распада СССР Грузия обеспечивала себя зерном минимум на 60-70%, а в настоящее время всего лишь на 10-12%.

В этом году производство зерна, по прогнозам, может удвоится, в том числе, и за счет внедрения американского гибридного сорта кукурузы «Пионер». Семена этой кукурузы были выделены фермерам на льготных условиях – оплату за семена они произведут после выращивания и реализации урожая. По утверждению министра сельского хозяйства Грузии Бакура Квезерели, урожайность «Пионера» в семь раз выше урожайности местных сортов. Несколько расширились и посевы пшеницы. В итоге предполагается, что в этом году потребность Грузии в зерне на 20% будут удовлетворены за счет собственного производства.

Согалсно официальным статистическим данным, в регионе Кахети пшеница посеяна на 37 100 гектарах, посевы ячменя составляют 3 553 гектара. При этом средний показатель урожайности пшеницы составляет 5-6 тонн с одного гектара посевов. По словам главного агронома Лагодехи Николоза Месхи, высокая урожайность обеспечивается за счет использования качественных семен.

Ускоренное решение зерновой проблемы важно по многим соображениям. «Младореформаторы», пришедшие к власти после «революции роз», фактически пустили эту проблему на самотек, в чем не без оснований упрекает их оппозиция. Власти отдали приоритет развитию инфраструктуры, в том числе, для туризма. Однако туризм вряд ли может стать эффективной отраслью экономики без собственного производства основных продуктов питания. Понятно, что производство зерна это не только хлеб и хлебобулочные изделия, это и основа развития животноводства, а значит, это еще и мясо и мясные изделия, яйца, молоко, сыр и т.д. – все то, что необходимо как населению, так и туристу. Выходит, что развитие туристической инфраструктуры должно идти в параллельном режиме с развитием сельского хозяйства. Турист, которого будут кормить дорогими импортными продуктами да еще и сомнительного качества, недолго задержится в стране и никому не порекомендует ехать сюда.

Надо отметить, что владельцы земли пытаются внедрять новые, более прибыльные на их взгляд, культуры. Последняя новация – черника, пользующаяся спросом на рынках Запада. Ее стали высаживать на заболоченных местах Колхидской низменности, в том числе и на месте раскорчеванных чайных плантаций. Появились плантации киви, некоторые фермеры Кахети высаживают гранатовые сады. В планах – посадка оливковых деревьев, хотя в этом отношении вряд ли удастся успешно конкурировать с такими мощными производителями маслин как Испания, Греция, Италия, а теперь уже и Турция. А в Гурджаани (Восточная Грузия) уже даже начали выращивать… бананы и ждут первого урожая.

Особое распространение в последние годы получило выращивание фундука. Сегодня Грузия производит и отправляет на экспорт до 35 тысяч тонн ореха, заняв в этом плане третье место в мире после Турции и Италии. Ниша Грузии в мировом производстве составляет около 5%. Звучит, конечно, но не более того. Даже если объем урожая фундука удвоится или утроится, это не поставит на ноги аграрный сектор экономики. Да и все новые культуры, вместе взятые, не способны «вытащить бегемота из болота».

Многие эксперты, ученые-аграрии, политики считают, что решение проблемы лежит на поверхности: без развития традиционых отраслей не приходится даже говорить о продовольственной безопасности страны. Накормить страну могут лишь такие традиционные отрасли, как зерноводство, животноводство, птицеводство, плодоводство, овощеводство, виноградарство, чаеводство. И менно эти отрасли, за исключением, пожалуй, птицеводства, обременены массой проблем.

Главная беда в том, что десятки тысяч гектаров пахотных земель уже заросли сорняками. Согласно официальной статистике, это составляет 30-35% пахотных земель. Однако, в чьих бы руках не находилась земля, она остается достоянием государства. Недавно президент Грузии Михаил Саакашвили даже пригрозил санкциями нерадивым землевладельцам.

У землевладельцев есть аргумент – подорожали горюче-смазочные материалы и сеять зерно невыгодно. Но ведь и цены на зерно за последнее время увеличились вдвое.

Нужны, конечно, не только санкции, но и действенная система льгот для зернопроизводителей. Виноградари получают дотацию от государства на каждый проданный килограмм винограда. Аналогичная поддержка нужна и производителям зерна. Существует мировая практика государственной поддержки фермеров. Грузии давно пора взять ее на вооружение, чтобы поскорее решить проблему продовольственной безопасности страны.

А как обстоят дела в мелких крестьянских хозяйствах? Чтобы хоть частично ответить на этот вопрос, мы побывали в селе Патардзеули Сагареджойского района. Это одно из самых крупных и в прошлом весьма зажиточных сел Грузии. Когда-то здесь было много парников, работавших на попутном газе от нефтяных скважин. И в домах был газ. Пару лет назад владельцы нефтескважин на что-то обиделись и отключили всему селу подачу голубого топлива. В наше время и такое бывает…

После ликвидации колхозов землю в Патардзеули поделили между селянами, однако участки, удаленные от домов, не обрабатываются и используются в основном под сенокосы. В непосредственной близости от подворья у каждого есть надел в 20, 30, а то и 40 соток. На них выращивается прежде всего картофель, помидоры, фасоль.

Трудолюбию пожилой четы Гоги и Нино Доленджашвили можно только порадоваться. Вдвоем они умудряются не только обеспечивать продуктами себя и семьи трех своих детей, которые живут в городе, но и продавать заметную часть урожая. В прошлом году они продали одну тонну картофеля и 400 килограммов первосортных помидоров.

Супругам Доленджашвили и некоторым другим семьям повезло – у них есть минитрактора. Остальных крестян обслуживает трактор, подаренный селу правительством. Однако тракторист Нико Элердашвили не успевает обрабатывать все участки – на такое огромное село нужно еще минимум два трактора.

Нодар Устиашвили с двумя сыновьями, как и многие сельчане, ездит в город на заработки. В огороде, за которым ухажвают жена и невестка зреет хороший урожай – полторы-две тонны помидоров. Чтобы продать их, придется бросать работу в городе, а это для семьи крайне нежелательно. Конечно же, понятно, что селу позарез нужен сервис по закупке излишков продукции. Крестьянин должен знать, что дяди из торговых или производственных структур купят у него урожай по разумной, а не по демпинговой цене, как это зачастую делают индивидуальные перекупщики.

Мы стараемся перенять у Запада все хорошее. Наверное, пора и этому научиться.

Тамар Нергадзе, специально для newcaucasus.com

Коллаж newcaucasus.com

ПОДЕЛИТЬСЯ