Карен Варданян: МВФ во многом спровоцировал коррупцию в Армении

1626

Глава миссии Международного Валютного Фонда (МВФ) в Армении Гильермо Толос резко отреагировал на заявление президента Армении Сержа Саргсяна относительно предоставления налоговых льгот инновационным предприятиям. «МВФ не считает целесообразным предоставление предприятиям подобных послаблений: это создает дополнительные риски в плане низкого уровня собираемости налогов, каковой уровень в РА и без того довольно низок»,- заявил Толоса.

Резкий выпад представителя МВФ не остался незамеченным со стороны армянского делового мира. Торгово-промышленная палата РА, Союз промышленников и предпринимателей Армении (СППА) и Союз предприятий по информационным технологиям (UITE) направили Толосе совместное открытое письмо, в котором выразили возмущение столь бесцеремонной отповедью с его стороны в адрес главы государства. Копии письма отправлены также министру экономики РА Тиграну Давтяну и министру финансов Ваче Габриеляну. Документ скрепили своими подписями председатель ТПП Мартин Саркисян, председатель СППА Арсен Казарян, президент UITE Oванес Авоян и исполнительный директор UITE Карен Варданян.

Директивы и разнарядки

– Мы ждем отклика от представителя МВФ,- отмечает К. Варданян. – И рассчитываем на то, что подобного больше не повторится. А также – на то, что соответствующие госструктуры, ответственные за сотрудничество с международными организациями, начнут вести себя с бóльшим самоуважением, будут уважать свое государство и соответственно реагировать, когда оскорбляется институт президента. Поэтому копии письма отправлены министрам финансов и экономики. И тут неважно, каких мы с вами придерживаемся политических взглядов. Важно, что совершен выпад против ключевого государственного института, коим является институт главы государства. Если мы сами не будем защищать свое государство, то через некоторое время наш государственный вектор может совершенно измениться. Да и государства как такового не останется. Не хочу сгущать краски, но подобная тенденция может привести и к такому исходу, верно?

Кстати, мы никоим образом не согласовывали свое письмо с президентской администрацией, это чисто наша инициатива.

– Допустим, ознакомившись с вашим заявлением, Толоса решит на него отреагировать…

– Да пожалуйста! Смысл как раз в этом – мы вызываем МВФ на дискуссию. Но – на открытую, с участием общественных сил, а не на кабинетно-подковерную. Чтобы люди поняли, кто есть кто, и какие тут играют резоны. В заявлении г-на Толосы утверждается, что собираемость налогов в Армении и без того плохая, зачем, мол, еще и инновационным предприятиям послабления давать. Но ведь такие новосоздаваемые предприятия не повлияют на общую налоговую картину: они только создаются, производства пока нет, так что и взимать не с чего. Зато через несколько лет они развернутся, что приведет к модернизации экономики, всей страны, станет собираться больше налогов в других отраслях. Как можно этого не понимать?

– А может, МВФ вовсе и не заинтересован в реальном развитии экономики в странах, которым он сейчас содействует?

– Последние высказывания Гильермо Толосы оставляют, к сожалению, именно такое впечатление. И вообще, МВФ как международная структура обслуживает интересы пресловутого «золотого миллиарда». А мы в этот миллиард не входим.

Между тем, сейчас для нашей экономики наступил, без преувеличения, час Х. В геополитическом аспекте мы находимся в достаточно проблемном, недружественном окружении. Единственный локомотив, способный вытащить страну – это инновационная индустрия. А если мы откажемся развивать ее только потому, что какой-то чиновник международной организации против этого – значит, мы будем, уж извините за грубость, просто идиотами, равнодушно взирающими на разрушение отечества. И наоборот – если возьмемся за инновационные предприятия как следует, то лет через десять выйдем в этой сфере на самые передовые рубежи в мире, уверяю вас.

– Если мы выйдем на такие рубежи, то наша зависимость от МВФ, как и от других транснациональных структур, существенно уменьшится…

– Никто, кроме нас самих, не заинтересован в том, чтобы Армения стала высокотехнологичным государством. Достижение этой цели – полностью на нашей ответственности. Мы не имеем права говорить, что нам при этом кто-то мешает. То, что надлежит сделать, должны сделать мы сами. А не уповать постоянно на «дядю со стороны».

Между прочим, у нас уже имеется печальный опыт, когда Международный Валютный Фонд застопорил нарождавшийся в Армении позитивный процесс. Это случилось в 2005 году; тогда мы поднимали вопрос о недопустимости взимания НДС с ввозимых в республику компьютеров и других технологических продуктов прямо на границе. По этой проблеме мы инициировали большую кампанию. Тогдашний президент РА Роберт Кочарян встретился с предпринимателями, и в ходе беседы отметил: очень плохо, что у нас такая ситуация с налогообложением высокотехнологичной продукции. СМИ распространили это заявление президента. И мы поверили в то, что данная проблема скоро будет урегулирована.

Буквально на следующий день мне звонит какой-то клерк из Министерства промышленности и торговли (так тогда называлось Министерство экономики) и заявляет: все, что говорил президент – это так, ничего особенного, а вот МВФ против такого подхода. Так что вы, любезные, слушайтесь-ка МВФ. На том разговор завершился. Потом мы участвовали в парламентских слушаниях, встретились с представителем МВФ. И тот заявил – да, это по нашему настоянию ваши власти не пошли на отмену взимания НДС с импортируемой высокотехнологичной продукции на таможенной границе.

Советы и советники

– Чем плох такой механизм?

– А тем, что как раз он, в основном, и создает коррупционные риски при ввозе таких товаров. А такие риски, в первую очередь, обусловливаются «технологиями» взимания НДС.

– Почему же тогда МВФ столь активно «продавил» именно этот вариант?

– Дело в том, что собираемость налогов в структуре нашей Налоговой инспекции действительно оставляет желать много лучшего. И МВФ, так сказать, порекомендовал: если не можете собирать налоги посредством налоговой системы, то собирайте их в одном месте. Но это уже приводило к сильнейшим коррупционным рискам. Потому что возникал вопрос – с какой стоимости исчислять 20%-ый НДС? Возникал соблазн не верить инвойсам и произвольно увеличивать эту цифру. В этом и крылась доминантная причина коррупции при взимании налога на границе. Однако, под давлением МВФ, этот неправильный механизм работает до сих пор.

А сейчас МВФ укоряет нас за высокий уровень коррупции в стране. Ай, как, мол, нехорошо. Хотя сам же МВФ во многом эту коррупцию и спровоцировал. Ныне ситуация, в известном смысле, повторяется. Президент страны озвучивает поддержку инновационному производству. Но на авансцену опять выходит представитель МВФ и заявляет – причем в явно не дипломатической форме – о несогласии с этим. И нам стало предельно ясно: если мы сами не встанем на свою защиту, то давление извне еще более усилится и приобретет еще более жесткий характер. На сегодня, по настоятельным рекомендациям тех же международных организаций, Армения набрала столько кредитов, что внешний долг страны достиг примерно 3 млрд. долларов. Начиная с премьерства Гранта Багратяна, экономика функционирует под неусыпным контролем упомянутых структур. Результат – наша экономика уже несколько лет балансирует на грани краха. Пора, наконец, назвать вещи своими именами. Реально защитить инновационное производство, у которого, несмотря на все нынешние передряги, все же просматриваются многообещающие перспективы. А товарищ Толоса – специально говорю «товарищ», ибо его поведение все сильнее напоминает действия какого-нибудь инструктора райкома партии советских времен – грозит нам пальцем и отчитывает за плохое поведение. Ему не худо бы повнимательнее приглядеться к мировой экономической ситуации. Сегодня ведущие индустриально развитые государства, входящие в группу G20, заявляют об абсолютной неправильности курса, проводимого международными валютно-финансовыми институтами, что и породило мировой кризис. Насаждаемая этими институтами концепция «дикого либерализма» увенчалась крахом везде, где ее претворяли в жизнь. Это очевидно. Но они считают, что еще вправе что-то советовать, навязывать, и тому подобное. Видимо, уверенности им придает наш безобразно раздувшийся внешний долг. А может, и, так сказать, обзавелись «своими людьми» в здешних госструктурах.

Но деловые круги мириться с этим более не намерены. Мы требуем объяснений. Рассчитываем на понимание и поддержку со стороны ведомств, отвечающих за сотрудничество с международными финансово-экономическими организациями – Минфина и Минэкономики.

Врачи и пациенты

– Если представитель МВФ позволяет себе подобные демарши, не свидетельствует ли это о том, что упомянутое вами сотрудничество до сих пор оставляет желать лучшего?

– Совершенно верно. Несмотря на бодрые реляции, эффект от него – практически нулевой. Даже хуже нулевого: мы ушли «в минус». Что привело к деиндустриализации Армении. Поэтому считаю правильным, что сегодня президент Серж Саргсян пытается взять экономику страны в ручное управление, отключив «автопилот», в котором она пребывает последние почти два десятилетия. Мы наглядно убеждаемся, что от этого международного «автопилота» – один вред. Экономическая деятельность должна базироваться на внутренней кооперации и сотрудничестве. Ибо жизнь показала, что снадобья заморских лекарей не помогают.

– Почему же эти лекари по-прежнему активны и, более того, агрессивны?

– А потому, что местные госчиновники, как правило, боятся ответственности за собственные решения. Им предпочтительнее добиться, чтобы за несколько сот тысяч долларов или евро сюда ангажировали некоего международного эксперта, который, в рамках политики структуры, которую он представляет, повстречается здесь с людьми, соберет информацию и выдаст некий отчет. А чиновник, который все это провернул, уже вроде и не отвечает за содеянное; когда ему указывают на провал дела, он заслоняется авторитетным мнением международной организации – и всё, взятки гладки. В ходе выработки концепции развития информационных технологий нам тоже пришлось столкнуться с подобным: нам тогда сосватали какого-то полуграмотного спеца из Штатов, так он всучил нам такой проект, что мы расхлебывали его больше месяца, день и ночь, пока не привели в относительно божеский вид.

– А в других странах, наподобие Армении, МВФ ведет себя так же?

– Если у страны есть свое мнение, и она принципиально отстаивает его, то МВФ относится к этому очень даже уважительно, стараясь не читать нотаций. Если же должностные лица не обременены собственным мнением, а с нетерпением ждут, когда же им подкинут очередной транш очередного кредита (чтобы они, на пару с мафией, распихали половину этой суммы по своим карманам) – это неизбежно приводит к неуважению к государственным институтам и к подобным бесцеремонным «отлупам».

– Вернемся к заявлению Сержа Саргсяна, за которое его так строго отчитал Гильермо Толоса. Как вы думаете, не кроется ли здесь некий предвыборный расчет, принимая во внимание приближающиеся президентские и парламентские выборы в Армении?

– Не думаю. Как глава государства, президент не может и не должен оставаться безучастным к проблемам, с которыми сталкивается страна. Думаю, он понял, что, если ситуация станет менее благоприятной, окружающие его сейчас олигархи покинут его, и он останется наедине с этими проблемами. Его последние назначения – к примеру, мэра Еревана, министра юстиции, министра сельского хозяйства – свидетельствуют о том, что он стремится сформировать силы, которые, грубо говоря, не сбегут, и на которые можно будет опереться в случае кризисных рецидивов. Вот фермеры не покинут страну, если им удастся содержать самих себя, да еще и государству налоги уплачивать. Не покинут инновационные компании, если у них будет возможность нормально развиваться. А олигархи – те точно выедут. Уже сейчас они вывозят капитал из Армении, практически не вкладывая здесь инвестиций из зарабатываемых прибылей. Тем самым, они подпадают под влияние тех стран, в чьих банках оседают их капиталы. Поэтому в час Х они не встанут на защиту интересов своего государства, а элементарно разбегутся. Именно поэтому, со стратегической точки зрения, то, что сегодня говорит и делает Серж Саргсян – думается, продуманное решение государственного масштаба, а не предвыборная конъюнктура или случайный каприз. Я очень надеюсь, что дело обстоит именно таким образом.

Ашот Гарегинян, специально для newcaucasus.com

Фото panarmenian.net

ПОДЕЛИТЬСЯ