Преодолели ли кризис банки Грузии?

1295

Еще пару лет тому назад многие аналитики высказывали опасения того, что банковская система Грузии может не выйти из штопора финансового кризиса и превратится в сплошные руины. Опасность этого была вполне реальной. Однако уже в январе 2011 года министр экономики и устойчивого развития Вера Кобалия заявила, что банковский сектор Грузии по качеству развития является одним из лидеров как на Южном Кавказе, так и на всем постсоветском пространстве.

Российская агрессия в августе 2008 года основательно парализовала экономику Грузии, в том числе и банковскую систему. Буквально через считанные недели после войны обрушился мировой экономический кризис. Сложившаяся ситуация не оставляла надежд на более или менее быстрое восстановление экономической жизни страны.

Картина сложилась крайне мрачной: банковские операции заморожены, строительная индустрия замерла, промшленность и торговый бизнес забуксовали на холостых оборотах, инвесторы свернули деятельность.

Никто не смог предсказать, как и когда Грузия выберется из руин кремлевской агрессии и мирового кризиса.

Положение усугублялось тем, что через несколько месяцев после начала российско-грузинской войны и мирового финансового кризис ряду системообразующих банков Грузии, параллизованных этим кризисом, предстояло выплатить международным банкам-донорам огромные кредиты.

Это означало, что банковская система была бы полностью расшатана и на ее восстановление понадобилось бы очень долгое время и огромные усилия, равноценные возрождению всей обрушенной государственной системы.

Иначе говоря, Грузии грозила опасность заново пройти тяжелейший и длительный путь восстановления собственной государственности.

К счастью, новейшая история налача XXI века проявила нетерпимость к имперским устремлениям Кремля. Любому непредвзятому наблюдателю понятно, что российская агрессия в августе 2008 года была направлена на полное уничтожение Грузии как государства и возвращение ее в лоно российской империи, именуемой сегодня Российской федерацией.

Однако международное сообщество воспротивилось этому, и не только остановило агрессию, но и оказало активную финансовую помощь Грузии. Благодаря этой помощи системообразующие банки сумели не только расплатиться с долгосрочными кредитами, но и восстановить банковские операции, благодаря которым начала выходить из кризиса и стройндустрия, возобновилась деятельность промышленности, сферы обслуживания, международные торговые операции, оживились инвесторы.

Вместо всеобщего коллапса в банковской системе мы имеем такую картину. Банки восстановили свою деятельность, развиваются с заметным опережением по сравнению с предыдущими годами. Обратимся к примерам.

Один из главных фигурантов системы Банк Грузии в первый послевоенный год понес многомиллионные убытки. Но уже за три квартала 2010 года резко улучшил все основные показатели. Наряду с ростом активов почти до 3,5 миллиардов лари прибыль за третий квартал достигла почти 95 миллионов лари. Резко возросла сумма срочных депозитов, что говорит о возросшем доверии вкладчиков. В итоге по результатам трех квраталов 2010 года Банк Грузии занимает 34,2% всего грузинского рынка.

Аналогичную трансформацию в лучшую сторону претерпел ха этот период второй игрок в банковском секторе – TBC-банк. За неполный год после войны прибыль этого банка сократилась с 32 миллионов лари до 2 миллионов! Благодаря международной финансовой помощи уже за три квартала прошлого года активы банка достигли довоенного уровня и превысили два миллиарда лари, аналогично возросла и прибыль. При этом долгосрочные депозитные вклады заметно возросли и составили почти 600 миллионов лари, что опять-таки говорит о доверии вкладчиков, а это, в свою очередь, свидетельствует об оздоровлении банковской системы в целом.

Уверенности в этом добавляют аналогичные показатели других основных грузинских банков – ПроКредитБанка, Карту банка, Либерти Банка и других.

Своеобразная ситуация сложилась в акционерном обществе банке «Республика» (французская банковская группа «Сосьете Женераль»). В отличие от других банков общие активы АО «Республика» за период с июня 2008 года по октябрь 2009 года увеличились на 80 миллионов лари. Однако это не спасло «республиканцев» от кризиса. Так, если к июню 2008 года, то есть до начала августовской войны, общая прибыль банка составила 4 миллиона лари, то к 30 сентября 2009 года по итогам третьего квартала он понес убытки в размере одного миллиона лари. Положение не улучшилось и в последующем году – убытки возросли, и по состоянию на сентябрь 2010 года превысили 27 миллионов лари. Налицо просчеты менеджмента и стратегического планирования. Тем не менее банку удалось за рассматриваемый период резко пополнить свои активы и увеличить их почти до одного миллиарда лари. Банку также удалось увеличить объем срочных депозитов более чем на 30 миллионов лари и довести их до 155 миллионов лари, что, невзирая на трудности банка, говорит о доверии к нему вкладчиков.

В настоящее время банк «Республика» занимает 9,5% банковского сегмента и есть основания считать, что при соответствующей корректировке менеджмента банку удастся преодолеть трудности.

Противоположная картина сложилась в АО ПроКредитБанк, который на сегодня занимает 7% банковского рынка. Это один из немногих банков, которые относительно безболезненно пережили последствия августовской войны и мирового финансового кризиса. Об этом свидетельствуют объективные данные этого кредитного института. Перед августовской войной по состоянию на 30 июня прибыль банка составила 11 миллионов лари.

В последующий самый критический период банку удалось не только не впасть в коллапс, но и сохранить определенный уровень прибыльности. На 30 сентября 2009 года квратальная прибыль составила почти 7 миллионов лари, тогда как большинство грузинских банков закончили этот очень сложный период с убытками.

Пример успешного менеджмента в нестандартных условиях проявил также банк Карту, владеющий 5,2% банковского рынка. У него примерно такие же показатели развития, как и у ПроКредитБанка.

В целом банковская система Грузии, как считает аналитическая группа еженедельника «Банкеби да финансеби», уже с начала 2010 года стала проявлять положительные тенденции развития. Хотя, очевидно, что ряд банков даже в самый кризисный период не утратили устойчивости и продолжали работать в прибыльном режиме. За последний год количество убыточных грузинских банков сократилось вдвое – с 14 до 7.

За этот же период банковская система Грузии достигла двух исторических максимумов. С января 2009 года по сентябрь 2010 года активы банковской системы увеличились на 25,3%, что на 10,9% больше, чем было накануне августовской войны. С сентября 2009 года по сентябрь 2010 года депозиты юридических лиц возросли на 57,4%, а депозиты физических лиц – на 38,7%. Эти показатели также являются историческим максимумом. За девять месяцев прошлого года кредитный пртфель банков Грузии увеличился на 12,7%. По этому показателю банки пока не достигли докризисного уровня, однако тот факт, что кредитный портфель стабильно увеличивается из месяца в месяц, вселяет уверенность в улучшение и этого показателя.

Как заявила министр экономики и устойчивого развития Грузии Вера Кобалия в интервью радио «Коммерсант», грузинские банки становятся более активными по мере преодоления ими финансового кризиса.

«В общей сложности с учетом мирового кризиса 2008-2009 годов считаю, что грузинские банки показывают очень хороший результат. Во время финансового кризиса наш банковский сектор показал, что, несмотря на проблемы, является устойчивым и надежным», – сказала министр.

«Это уже отразилось на банковской системе – снизились процентные ставки, активизировалось и упростилось кредитование как юридических, так и физических лиц. Это позитивная динамика и, думаю, она будет сохранена», – отметила Кобалия.

Тамар Нергадзе, специально для newcaucasus.com

ПОДЕЛИТЬСЯ