Бизнес по-азербайджански

1361

Немного найдется мест в мире, где вести свой бизнес было бы также сложно, как в Азербайджане. Официальные и неофициальные выплаты налоговым структурам, таможне, многочисленным службам контроля тормозят развитие бизнеса в стране, а по сути – и ее экономики в целом.

Сегодня в стране легко только зарегистрировать свой бизнес. Только после этого предприниматель начинает сталкиваться с настоящими проблемами. В стране очень сложно получить разрешение на строительство, прозрачно и без «откатов» получить кредит, перевезти через границу товар или оборудование, защитить свою собственность и инвестиции, выплатить нормально налоги, заставить сторону (государство или другую компанию) выполнить обязательства. Уже давно стало нормой, когда судебные разбирательства бизнесменов затягиваются на годы.

Эти и многие другие моменты отмечаются в ежегодных докладах международных организаций и их рейтингах, в которых Азербайджан занимает почетный арьергард.

В 2006 году Азербайджан отрапортовал на весь мир о невиданном росте ВВП (24% – мировой рекорд того времени). Чиновники наперебой говорили об этом, замалчивая тот факт, что такого показателя удалось достичь благодаря открытию трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан, а никак не развитию экономики самой страны. И только на задворках местных СМИ практически незамеченными для местного населения проходили мнения экспертов о том, что страна, где свобода бизнеса ограничена, находится фактически в состоянии так называемого «голландского синдрома», и стоит на пороге гиперинфляции (что подтвердилось в 2007 и 2008 годах).

В середине ноября Всемирный банк в своем отчете «Ведение бизнеса-2011» в очередной раз дал не очень лестные характеристики бизнес-климату Азербайджана. В рейтинге Азербайджан находится на втором месте в мире, являясь страной, где требуется наибольшее количество документов для операций по импорту продукции. На десятом месте Азербайджан находится по затратам, требуемым на регистрацию собственности. Также десятое место удерживает страна по множеству процедур для получения разрешения на строительство – для этого здесь требуется 31 процедура. Азербайджан также находится в первой десятке по среднему количеству дней, потраченных на судебные разбирательства тяжб в сфере бизнеса. На судебное решение здесь требуется 237 дней со дня подачи иска.

В 2009 году в Азербайджане была проведена реформа в сфере системы налогов. Теперь для того, чтобы зарегистрировать коммерческое предприятие или фирму, не нужно стало проходить многочисленные инстанции и регистрироваться в соответствующих государственных фондах и учреждениях. По системе «Бир пенджере» («Одно окно») в течение трех дней любой занимающийся предпринимательской деятельностью мог стать совладельцем или учредителем новой компании. В системе налогового учета и отчетности также произошли значительные изменения – она полностью автоматизировалась. Теперь налогоплательщику, для того, чтобы сдать отчет, не нужно простаивать многочисленные очереди – это происходит через Интернет.

Таким образом, система налогового контроля стала более оперативной. Позитивным аспектом этих нововведений явилось искоренение коррупции на местах и на промежуточных этапах, но зачастую в процессе камеральной (выездной) налоговой проверки помимо официальных штрафов, неизбежно налагаемых на фирму, инспектора требуют «дополнительные взносы» за положительный акт оценки деятельности. Сумма мзды напрямую зависит от оборота компании, поэтому предприниматели вынуждены вести двойную бухгалтерию.

Уже далее из-за наличия фактически поощряемой двойной бухгалтерии начинает страдать «рабочий класс». Так, не все компании оформляют всех работников официально. Особенно это практикуется в сфере мелкого бизнеса, когда владельцу предприятия невыгодно заключать контракт с работником. Штрафы за подобное нарушение очень высоки — 1000 манат (около 1250 долларов США) за одного выявленного незарегистрированного работника, но даже это не становится препятствием для нарушений. В абсолютном большинстве случаев, официальная часть зарплаты показывается суммой, лишь немного превышающей минимум, установленный по республике, а остальная часть выдается «в конверте».

Начиная с середины 2010 года Министерство налогов, с целью заставить руководство компаний декларировать реальные зарплаты, принудительно начислила и изъяла со счетов компаний подоходный налог, исходя из суммы среднереспубликанской заработной платы. Что, кстати, противоречит законодательству, по которому фирма имеет право показывать в декларации любую зарплату не ниже минимальной, установленной по стране. Это стало причиной массового недовольства со стороны предприятий, но вернуть дополнительно начисленные и изъятые налоги удалось лишь считаным компаниям в судебном порядке.

Помимо проверок со стороны налоговых служб, компании контролируются со стороны Пенсионного фонда (на тех же условиях, что и налоговая проверка), Инспекции по труду, а также многочисленных инстанций, напрямую не связанных с контролем со стороны государства — санэпидемстанция (даже если деятельность предприятия не включает в себя проверку с их стороны), участковые, пожарники, коммунальные службы, осуществляющие принудительный контроль.

Не гнушаются всяческих ухищрений и некоторые крупные компании. Например, крупнейший оператор сотовой связи «Azercell», чтобы избежать выплаты компенсаций при увольнении работников, заключает трудовой контракт с ними всего на трехмесячный срок. Напрямую законодательству это не противоречит, но сама система приводит к тому, что работодатели оказываются заведомо в более выгодной позиции, чем работники, не имеющие возможности опротестовать контракт.

Предприниматель Натиг Джавадов рассказывает, что одной из важных проблем современного азербайджанского предпринимателя является регистрация собственности, а также ее защита.

«Приходится собирать множество документов для ее регистрации, и еще платить взятки, а потом свою собственность практически невозможно защитить, – жалуется бизнесмен, – сегодня ситуация в стране такова, что спокойно себя чувствует разве что чиновник или работник силовой структуры, с их бизнесом ничего не происходит».

Особенно трудно, по его словам, купить землю. И чем ближе к центру Баку находится земельный участок, тем сложнее его приобрести. «Ты не можешь купить землю, чтобы построить свой завод, без огромных взяток исполнительная власть тебе ее просто не продаст, а если и продаст, то в любое время может отобрать, – говорить Джавадов, – Суды в этих случаях всегда решают дело не в пользу бизнесмена».

Председатель общественного объединения содействия экономическим инициативам Азер Мехтиев отмечает, что основой монополиям, тормозящим развитие частного предпринимательства в стране, является таможня. Как отмечает Мехтиев, фактически, рынок ввозимых в страну товаров поделен между несколькими крупными чиновниками-монополистами, и сторонний предприниматель не может провезти в страну необходимое оборудование или крупную партию товаров.

Кстати, еще в 1997 году Азербайджан объявил о решении вступить во Всемирную торговую организацию (ВТО), однако с тех пор ситация так и не изменилась. Единственное условие ВТО, которое Азербайджан до сих пор не выполнил – смягчение пошлин на ввоз продукции и устранение коррупции на таможне.

Сегодня бизнес в Азербайджане легко вести разве что крупным компаниям. По данным агентства «Туран», в стране 90% налогов платит всего 10 крупнейших компаний. И, как ни странно, совладельцами компаний являются одни и те же лица — представители правящей элиты Азербайджана. Это и есть – бизнес по-азербайджански…

Магеррам Зейналов, Вафа Зейналова, специально для newcaucasus.com

ПОДЕЛИТЬСЯ