Nabucco будет жить… но позже

1174

Акционеры Nabucco подписали поручительное письмо, приступив тем самым к процессу определения стоимости проекта. Об этом говорится в распространенных материалах NGPI – оператора проекта газопровода.

Процесс определения стоимости является необходимым условием для финансирования проекта на сумму до 4 млрд. евро. При этом до 2 млрд. евро выделит ЕИБ, еще до 1,2 млрд. евро планируется получить от ЕБРР, из которых половину предоставит сама организация, и 600 млн. евро составит синдицированный заем ряда коммерческих банков. Оставшиеся 800 млн. евро оператор проекта получит от МФК (400 млн. евро от самой корпорации и 400 млн. евро в виде синдицированного кредита).

Заключенное поручительное письмо определяет степень участия каждой из сторон в реализации проекта газопровода Nabucco, включая условия его финансирования. Данный документ необходим для проведения оценочных работ перед принятием окончательного решения по финансированию проекта. При этом обязательства от потенциальных кредиторов планируется получить уже в 2011 году.

Между тем, исполнительный директор NGPI Райнхард Митчек заявил, что строительство Nabucco начнется не ранее 2012 года, а ввод газопровода в строй намечен на 2015 год. Ранее строительство газопровода планировалось начать в 2011 году, а ввести его в эксплуатацию – в 2014 году.

Справка: Акционерами консорциума являются Gas Pipeline International GmbH (NGPI – оператор проекта газопровода Nabucco), Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), Европейский инвестиционный банк (ЕИБ) и Международная финансовая корпорация (МФК, входит в состав группы Всемирного банка).

На фоне отсрочки реализации проекта появилась еще одна не очень обнадеживающая новость. Принято решение не тянуть ветку газопровода к Ирану. Однако эксперты уверены, что без иранского газа наполнить трубу будет просто нечем. Что это? Акционеры “Nabucco” собственными руками забивают гвоздь в крышку своего проекта?

Когда в бизнес вмешивается политика, хорошего ждать не приходится. В стремлении изолировать Иран, Запад решил отказаться от его газа, который ранее намеревался использовать в Nabucco. Участники проекта заявили, что им хватит ресурсов Туркмении, Ирака и Азербайджана. Между тем, с этими странами ни одного конкретного договора о поставках еще не подписано. И существуют большие сомнения, стоит ли Nabucco полностью рассчитывать на газ из этих источников.

Для наполнения Nabucco у Азербайджана газа нет. Он должен подавать его в Турцию, Грузию и Россию, не считая собственного потребления. Туркмения построила газопровод в Китай и планирует увеличить объемы поставок. То есть ресурсной базы для газопровода Nabucco сегодня нет. И без иранского газа он вряд ли обойдется. Учитывая взаимоотношения Запада с Ираном, этот проект имеет очень мало шансов на реализацию.

Не секрет, что проект Nabucco изначально был продиктован в первую очередь политическими соображениями. Он был задуман для поставок газа в Европу из Каспийского региона и Ближнего Востока в обход России, так как “газовые войны” Москвы с Украиной заставили Запад всерьез задуматься над диверсификацией поставок “голубого топлива”.

И вот с Nabucco теперь не все так просто. На последнем совещании акционеров, когда было решено отвернуться от Ирана, в числе возможных поставщиков была названа Турция. И это несмотря на то, что собственный турецкий газ не покрывает и малой доли внутреннего потребления. Турция закупает газ на стороне, в том числе и у Ирана. Где она найдет ресурсы, чтобы отправлять газ на экспорт, не ясно. На ум приходит все тот же Иран, который весной этого года решил строить свой собственный газопровод от побережья Персидского залива к турецкой границе. Решится ли Анкара перепродавать иранский газ, выдавая его за собственный?

Теоретически это возможно. В этом случае Запад внешне отказываясь от сотрудничества с Ираном, все же использует его ресурсную базу для заполнения трубы. И это может оказаться единственным выходом для того, чтобы проект Nabucco не приказал долго жить.

Между тем, газета “Новое время” опубликовала статью, в которой министр энергетики и природных ресурсов Турции Танер Йылдыз говорит о том, что заявления об отстранении Ирана от проекта Nabucco преждевременны и не отражают реальности. По его словам, в качестве поставщиков газа для Nabucco рассматриваются Азербайджан, Туркменистан, Ирак и Иран.

“Есть три варианта поставок газа для Nabucco – из Азербайджана через Грузию, из Ирака и из Ирана. В настоящее время особо рассматриваются первый и второй варианты, вероятно, поэтому распространяются мнения об отстранении Ирана от проекта. Надеюсь, что работа по определению путей поставок газа для Nabucco будет завершена до конца года”, – заявил Йылдыз.

Справка: Участниками проекта Nabucco являются OMV Gas GmbH (Австрия), BOTAS (Турция), Bulgargaz (Болгария), S.N.T.G.N. Transgaz S.A. (Румыния), MOL Natural Gas Transmission Company Ltd. (Венгрия), RWE (Германия). Каждый из участников обладает равными долями – по 16,67%.

На фоне неопределенности с ресурсами у “Nabucco”, обороты набирает его прямой конкурент – российский “Южный поток”. Казалось бы ему и карты в руки. Вроде и ресурсы есть и контракты подписаны. И деньги на строительство. Но…

Об этом мало кто говорит и пишет, но не все так просто, как пытается представить миру российская сторона.

По словам украинского эксперта, директора энергетических программ центра “Номос” Михаила Гончара, с ресурсами для “Южного потока” есть проблемы, да и с финансами тоже.

Очень четко прослеживается тенденция падения объемов добычи газа в России. Более того, те ресурсы, которые добываются, не очень-то просто перебросить на побережье Черного моря, необходимо строить новые трубопроводы на территории самой России. 63 миллиарда кубометров газа, если исходить из утверждений российского премьера, необходимых “Южному потоку”, перебросить на побережье сегодня невозможно в рамках существующих трубопроводных систем.

По мнению эксперта, необходимо строить дополнительные трубопроводы для расширения имеющихся мощностей, или же речь идет об обыкновенном обмане, и реальная мощность будет не более 30 млрд. кубометров.

Не говоря уже о том, что необходимо построить 900-километровую трубу, проходящую по дну Черного моря, средняя глубина которого в створе коридора колеблется в пределах полтутора-двух километров, в отличие от Балтики, где средняя глубина – полсотни метров.

У Nabucco нет таких проблем, поскольку у него нет такого протяженного морского участка. Но “Южный поток” выглядит более предпочтительно потому, что Nabucco не имеет консолидированной поддержки, в отличие от проектов нефтепровода БТД и газопровода Баку-Тбилиси-Эрзурум, которые имели четкую политическую поддержку Вашингтона.

По словам Михаила Гончара, в Европе есть те, кто поддерживает “Южный поток”, есть те, кто поддерживает Nabucco, есть и те, кто поддерживает и Nabucco и “Южный поток”, что, кстати, является нонсенсом само по себе. Кроме того, компании, которые объединились в консорциум по Nabucco, имеют бизнес с “Газпромом” и в этом плане вынуждены маневрировать.

Поэтому наблюдается такой медленный прогресс по реализации Nabucco. И отсутствие того, что называется “единым голосом” в энергетической политике Евросоюза, делает успех Nabucco на сегодня весьма сомнительным.

По мнению украинского эксперта, в условиях, когда сегодня имеют место процессы “тектонического” характера на европейском и мировом рынках газа, перспективы проектов новых газопроводов выглядят все более призрачными. И не потому, что они хуже, чем их российский аналог. На стороне российских проектов играют меркантильные интересы ряда европейских компаний, которые элементарно, исходя из собственной бизнес-логики, хотят получить выгодные контракты и субподряды. Их мало интересует, вдоль Балтийского моря или поперек будет строится “Северный поток”, вдоль или поперек Черного моря будет строиться “Южный поток”. У них есть технологии, которых нет у России. Москва предлагает им деньги, часть которых при реализации этих проектов может сравнительно легально перетечь из проектного бюджета в частные доходы тех или иных лиц, создает политическую “крышу”.

“Nabucco” подобные правила игры не использует. Конкурентные позиции в такой игре на стороне российских проектов. А те изменения, которые сейчас происходят на рынке сжиженного природного газа, резкий рост производства сланцевого газа в США и, соответственно, увеличение предложений поставок газа на европейский рынок, ставят трубопроводные проекты под больший вопрос.

Что касается перспектив Nabucco, они сохраняются. Nabucco главный конкурент других трубопроводов, пользующихся поддержкой России, и консорциум хочет показать, что не сдается.

По мнению главного критика проекта – российского премьер-министра Владимира Путина, “главная проблема Nabucco состоит в том, что нет гарантий, что по этому виртуальному трубопроводу пойдет хоть какая-то продукция”.

Между тем, бывший министр иностранных дел Германии Йошка Фишер уверен, что для России важен не только газ, но и сохранение своего влияния в Европе. При этом экс-министр считает, что дела у Nabucco идут очень хорошо.

Nabucco ставит под угрозу доминирующее положение России в экспорте газа в Западную Европу, которая получает сейчас из России примерно четверть необходимых ей объемов, отмечают немецкие эксперты.

Газопровод Nabucco длиной 3300 км и стоимостью 8 млрд. евро должен открыть новые источники, обеспечив поставку голубого топлива в Австрию и Германию, например, из Азербайджана, Туркмении или Ирака через Турцию, Болгарию, Румынию и Венгрию.

С мнением Фишера согласен и глава входящей в консорциум немецкой энергокомпании RWE Юрген Гроссманн, который недавно заявил, что его концерн не знает проекта лучше, чем Nabucco. Комментировать же выступление Путина в RWE отказались.

Однако, справедливости ради следует отметить, что скептически к проекту относятся не только в России.

В Европейском союзе говорят, что готовы дать на проект двести миллионов евро в рамках плана ЕС по укреплению энергетической инфраструктуры стратегической важности на континенте и помощи восстановлению экономики. Но, чтобы получить деньги, Nabucco должно будет доказать свою способность пустить их в дело до конца года, что не так-то просто, учитывая, что газ начнет течь по трубам только в 2015-м году.

Во-вторых, фирмы, занимающиеся добычей газа на месторождении “Шах-Дениз-2” с азербайджанской стороны каспийского бассейна, начали переговоры с потенциальными покупателями, потому что хотят побыстрее начать продавать свой газ.

Для начала функционирования Nabucco нужно, чтобы по трубе прошло порядка восьми миллиардов кубометров газа. Но конкуренция идет весьма жесткая, и на тот же газ претендуют еще два проекта трубопроводов, соединяющих месторождения с Европой. Чтобы убедить компании, добывающие газ на “Шах-Дениз”, Nabucco должен поставить себя как надежный партнер.

1284836853_nabucco_map
Однако поставки газа – всегда большая политика и бизнес-интересы. А потому любой новый газотранспортный проект – повод для размышления. И вот задумали три государства – Азербайджан, Грузия и Румыния – интересное совместное предприятие для поставки азербайджанского газа в Европу – AGRI. 14 сентября, в Баку для поддержки проекта собрались три президента – Ильхам Алиев, Михаил Саакашвили и Траян Бэсеску. Не обошлось и без представителей ЕС, ведь проект отвечает политике Евросоюза по диверсификации поставок газа в Европу. А суть его такова: азербайджанский газ по трубопроводу поступает на черноморское побережье Грузии, где в специальном терминале его доводят до сжиженного состояния. Затем танкерами отправляют в румынский порт Констанца. Здесь он снова преобразуется в природный газ и идет на нужды Румынии, и далее в Европу.

Как заявил министр промышленности и энергетики Азербайджана Натик Алиев, первый вариант предусматривает поставки до 1 млрд. кубометров газа в год, второй – до 5 млрд., третий – 8 млрд.

“В зависимости от этого меняется и объем капитальных вложений – от 1,2 млрд. до 4,5 млрд. евро. Мы только начали работу, предусмотрено создание новой компании, которая подготовит технико-экономическое обоснование (ТЭО) по проекту, и уже на его основе мы определим, какой объем инвестиций требуется, какими будут наши расходы, и какой самый высокий объем доходов этот проект может дать. Таким образом, еще есть вопросы по проекту, которые надо выяснить. Думаю, чем скорее они будут решены, тем быстрее мы его осуществим”, – отметил Натик Алиев.

Примечательно, что финансирование проекта будет осуществляться не за счет государств, а со стороны заинтересованных компаний. Базой для AGRI считаются газоконденсатное месторождение “Шах-Дениз” и другие проекты.

По словам министра промышленности и энергетики Азербайджана, AGRI не является альтернативой газопроводному проекту Nabucco.

“Этот проект не может рассматриваться как альтернатива, так как он рассчитан на небольшие объемы газа и на удовлетворение только потребностей Румынии и ряда других стран”, – заявил Натик Алиев.

Азербайджан также приветствовал подключение Венгрии к проекту AGRI.

“Венгрия является частью Европы, и до конца 2010 года ее газовая инфраструктура соединится с Румынией, а это даст нам возможность поставлять при необходимости азербайджанский газ из Румынии в Венгрию, а оттуда в Австрию”, – заявил Натик Алиев.

Кстати, в первой декаде октября 2010 года в Бухаресте состоится трехсторонняя встреча по проекту AGRI.

Пока же стороны договорились о создании управляющей компании с долевым участием каждой из сторон по 33% (SOCAR, Romgaz и Грузинская корпорация нефти и газа), которая займется подготовкой технико-экономического обоснования проекта AGRI.

В рамках проекта AGRI в портах Констанце и Кулеви будут созданы терминалы для сжиженного газа. Природный газ из Азербайджана будет доставляться к Черноморскому побережью для сжатия на специальных терминалах, затем танкерами будет доставляться на терминал порта Констанца, а далее газ посредством существующей газовой инфраструктуры на территории Румынии будет направляться для удовлетворения потребностей этой страны и других стран Европы.

В перспективе предусматривается прокладка двух отдельных газопроводов из Констанцы в Болгарию и Венгрию для экспорта азербайджанского газа в страны – члены Европейского союза.

Возник проект совсем недавно. У каждого из участников к нему особый интерес. У Азербайджана – выйти на рынки Евросоюза. Для Тбилиси важны не только экономические дивиденды, но и возможность нарастить свой геополитический вес. Румыния заинтересована в получении газа. Однако, участники проекта не владеют технологиями сжижения газа. Значит, нужны партнеры, чтобы построить терминалы и прочую инфраструктуру. Также стоит вопрос, где взять специальные суда для транспортировки сжиженного газа. Их строят считанные верфи в мире, и заказы там расписаны на годы вперед.

Значит, нужны предварительные договоренности с судостроителями. К тому же строительство терминалов – дорогое удовольствие. И необходимо учитывать еще одну деталь. США начали в значительных объемах добывать сланцевый газ и от импорта сжиженного отказываются. Излишки идут в Европу. Если американцы будут наращивать добычу сланцевого газа, а Катар увеличивать производство сжиженного, то в Евросоюзе может возникнуть переизбыток “голубого топлива”. И уже, кстати, возникает. Ведь сегодня, когда налицо признаки глобального изменения климата, все делают ставку на энергосберегающие технологии. В перспективе спрос на энергосырье будет снижаться вместе с его ценой. И азербайджанский газ, который предполагается поставлять по сложной схеме “сжижения-разжижения”, может оказаться чересчур дорогим.

Есть и еще один “подводный камень”. Предположим, что окончательная расчетная стоимость все же покажет целесообразность сооружения трассы. Но хватит ли у Азербайджана, имеющего и другие обязательства по поставкам, “голубого топлива” на всех?

По мнению независимых экспертов, у Азербайджана на всех газа однозначно не хватит. По соглашению с “Газпромом” он обязался в будущем году вдвое увеличить свои поставки в Россию (до 1 миллиарда кубометров). Баку также подает газ по маршруту Баку-Тбилиси-Эрзерум. А еще есть обязательства по Nabucco, проектная мощность которого 31 млрд. кубометров газа в год.

AGRI – еще одна попытка диферсифицировать поставки в Европу “голубого топлива”. И, судя по всему, возникла эта попытка из-за сохраняющейся неопределенности с проектом Nabucco, потенциальным участником которого является Баку.

Владимир Унанянц, специально для newcaucasus.com

ПОДЕЛИТЬСЯ