Азербайджанцы «богаче» чем на самом деле?

5630

Данные о доходах граждан Азербайджана то вызывают у нас восторг, то ввергают в уныние. Согласно официальным заявлениям, мы живем хорошо и скоро будем жить еще лучше. А вот данные международных организаций отводят нашему благосостоянию последние места среди стран бывшего СССР и все это несмотря на наши богатые природные ресурсы, заполненные фешенебельные рестораны и разъезжающие по городу Bentley и Maserati.

Разобраться во всем этом, изучая данные, представленные Национальным комитетом по статистике (Госкомстат), не представляется возможным. Во-первых, многих данных нет или их не публикуют, а во-вторых, вера к официальным данным была порушена еще с советских времен и с тех пор у нас ничего не изменилось. Тут придется разбираться самим, используя опосредованные показатели, которые спрятать трудно.

Наша система и наше богатство

Начнем с доходов и их распределения. В самом общем виде категория «доход» трактуется как поток денежных поступлений в единицу времени. К доходам относятся все материальные средства, которые домашние хозяйства получают как результат экономической деятельности или в виде трансфертов.

Для выяснения ситуации с социальной справедливостью в обществе очень важно знать и распределение доходов, проще говоря – разницу между богатыми и бедными гражданами.

Например, в советское время, как известно, способ распределения доходов был уравнительный. Быть слишком богатым и очень бедным не допускалось. С развалом системы советского социализма наше хозяйство перешло на рыночный способ распределения. И тут у нас появились как свои миллионеры, так и с трудом выживающие граждане.

В действительности, в современных странах с рыночной экономикой сочетаются оба эти способа. У нас и в Конституции записано, что Азербайджан является (рыночным) социальным государством.

Борьба с неравенством в распределении доходов является постоянной заботой демократических правительств рыночных стран. Ибо считается, что большая разница в благосостоянии между богатыми и бедными дестабилизирует общество.

Дабы измерить неравенство доходов используют несколько показателей. Наиболее употребляемыми являются децильный коэффициент (соотношение между средними доходами 10% самых обеспеченных граждан и 10% самых бедных), и если он выше 10, то такое распределение доходов считается социально опасным. Для определения неравенства весьма популярен и коэффициент Джини, который измеряется от 0 до 1, и чем ближе он к единице, тем в большей степени доходы сконцентрированы в руках отдельных групп населения, что также социально опасно.

Наша среднемесячная зарплата

Для определения уровня благосостояния часто используют и размер среднемесячной зарплаты граждан страны. И тут правительственные данные, данные общественных и международных организаций и опосредованные результаты заметно разнятся.

Согласно официальным заявлениям, к новому 2020 году средняя зарплата по стране составила USD 425 (723 манат), а вот статистический комитет СНГ дает цифру в USD 375 (637 манат). А если будут подсчитаны и зарплаты из сферы теневой экономики, то мы получим совсем другие цифры.

Правительство заявляет, что в результате его успешной политики средняя зарплата по сравнению с 4 прошлыми годами заметно увеличилась. Однако в 2015 году, до девальвации маната, средняя зарплата по стране составляла USD 566. По официальным данным, реальный рост зарплаты в 2018 г. составил лишь 0,7% (то есть, в рамках статистической погрешности).

Такая же путаница и с уровнем инфляции. По официальным данным, в 2018 г. он составил 2,3%, но по данным азербайджанского Центра экономического и социального развития (CESR) – 7,3%, то есть на 5% выше.

Теневая экономика

Теперь попытаемся оценить доходы наших граждан, полученные в системе теневой экономики. Отметим, что теневая экономика и коррупция существуют повсеместно. Разница лишь в их уровне.

По оценкам экспертов МВФ, общий объем теневых операций в мире сегодня достигает 10-11 трлн. долларов. В развитых странах теневая экономика составляет в среднем 12-16% ВВП, в развивающихся странах – 40-50%, в странах с переходной экономикой – 23-25%. Относительно низкие показатели имеют такие страны, как Австрия, США, Швейцария.

По Азербайджану мы имеем двойственные данные. Так, относительно недавно «Ассоциация дипломированных сертифицированных бухгалтеров» (Association of Chartered Certified Accountants (ACCA) — глобальная ассоциация профессионалов в области финансов и учета со штаб-квартирой в Лондоне) провела исследование на тему теневой экономики по странам мира. Используя различные методики, ACCA определила, что Азербайджан в 2016 г. стал однозначным мировым лидером по размеру теневой экономики – здесь соотношение теневого сектора к ВВП в Азербайджане составил 67.04% или 40,2 млрд. манат при объеме открытой части экономики в 60 млрд. манат. При этом, по мнению исследователей, Азербайджан останется в этом вопросе мировым лидером вплоть до 2025 года. К примеру, второе место заняла Нигерия – 49%.

По мнению составителей, основными факторами существования теневой экономики в стране являются коррупция, недемократическая политическая система (см. также данные Freedom House, World Report 2019) и ожидание нестандартных темпов роста ВВП.

Иными словами, если принять расчет ACCA за действительность, то в нашем случае получится, что доходы населения на самом деле выше официальных данных в среднем на 67%. То есть располагаемые доходы населения в 2018 году должны были составить не 60, а примерно, 82 млрд. манат.

Но можно провести вышеприведенный подсчет и при помощи анализа данных по наличному обороту. Тут можно использовать и методику МВФ, согласно которой средний показатель теневой экономики в Азербайджане в 1991-2018 годах составил 49,58%. При этом в 2018 году его доля составила 44,23%. Соответственно, доходы населения тогда можно считать равными 70 млрд. манат.

Таким образом, можно заключить, что если официально годовой доход на душу населения в стране составляет 5467,4 манат (445 манат в месяц), то с учетом теневой экономики он, по-видимому, достигает около 7 тысяч манат (или около 600 манат в месяц на человека). А сколько людей занято в теневом секторе? Это неизвестно, но рассматривая данные Госфонда соцзащиты и Госкомстата обнаруживаешь, что в теневом секторе страны занято, примерно, до 2,5 млн. человек.

Уровень неравенства

А каково же распределение доходов? Ведь именно соотношение между богатыми и бедными довольно точно характеризует социально-экономическую ситуацию в стране.

В первую очередь, стоит проанализировать расходы населения Азербайджана. К примеру, в странах Западной Европы расходы на продовольствие в среднем не превышают 20%. В международных исследованиях бедными принято считать тех, кто тратит на еду от 70% своих общих расходов. При этом в России, к примеру, бедные тратят на еду 44,4% своих расходов. «Большинство россиян (от 2/3 до ¾) — это по-прежнему общество бедных людей» (Левада Центр). В Азербайджане ситуация не сильно отличается. К примеру, по официальным данным, доля трат на продовольствие, напитки и табак составляет 50,3% от дохода. Отметим, что в 1991 г. наше население тратило на продовольствие 50% своего дохода; в 1995 г. – 76,3% своих доходов. Таким образом, в настоящее время мы фактически вернулись к уровню 1991 года.

Ситуация с доходами также далека от идеальной. К примеру, согласно исследованию Госкомстата по домохозяйствам, в Азербайджане лишь около 20% населения имеют какой-то остаток дохода, который у них остается после всех расходов. А в остальном, население живет от зарплаты до зарплаты, проедая ее подчистую.

В нашей стране бедность подсчитывается из критериев нуждаемости (на 2020 год он утвержден на уровне 160 манат). Нищим считается человек, зарабатывающий меньше 160 манат в месяц. А вот на Западе специалисты отталкиваются от средней по стране зарплате, и если человек зарабатывает меньше 60% от этой суммы, его считают бедным. Если взять данный критерий за основу, то у нас чуть ли не 80% населения окажутся бедными.

Есть ли в Азербайджане средний класс

Каков же размер среднего класса в стране? Как мы уже отмечали, богатство – это не только доход, но и различное имущество. Имущественное положение наших граждан можно проанализировать, например, по наличию собственных автомобилей.

Так, согласно официальным данным, на 2018 год в стране имелось 1 200 000 автомобилей, из них примерно 6% легковых автомобилей (примерно 72 тысячи) возрастом до 5 лет, то есть – не дешевые автомобили. Из них к дорогим маркам автомобилей относятся примерно половина – 30-35 тысяч. Все остальные приходится на группы людей, у которых недостаточно средств, чтобы приобрести новый, а, тем более, дорогой автомобиль.

В свое время журнал The Economist опубликовал статью, в которой автор предложил оценивать средний класс следующим способом: если у семьи после уплаты всех необходимых платежей и расходов (то есть на квартиру, продовольствие и другое, необходимое для нормального обеспечения жизни) остается не менее 1/3 дохода, то их стоит отнести к среднему классу. В нашем случае, как было указано выше, к такой группе относятся примерно до 20% населения. Правда, если предположить, что у каждого представителя среднего класса должен быть относительно новый автомобиль, то данная группа снижается примерно до 4% или 324-400 тысяч человек (72 тысячи автомобилей на 4,5 – среднее количество человек в одном домохозяйстве). Вот такую небольшую группу населения и можно назвать средним классом в Азербайджане.

Есть и богатые

А есть ли богатые в Азербайджане и сколько их? К примеру, согласно The Wealth Report, в 2016 году в Азербайджане было 6000 долларовых миллионеров, из которых 260 были мультимиллионерами, а из них 100 человек имеют более USD 30 млн. и 11 более USD 100 млн. The Wealth Report также дал и прогноз на 2026 г., когда численность долларовых миллионеров достигнет 9600 человек, из них мультимиллионеров станет 420, миллионеров с USD 30 млн. капиталом – 160, миллионеров с капиталом более USD 100 млн. – 18 человек.

Богатство граждан оценивается и по другим критериям. К примеру, одним из популярных являются ежегодные отчеты Credit Suisse, где указывается, что на 2019 г. суммарное богатство наших граждан составляет USD 83 млрд. долларов (В Армении – USD 42 млрд.) или USD 11 850 на одного взрослого гражданина (в Армении — USD 19 517). Долг на одного взрослого азербайджанца составляет USD 534.

Медианное богатство в Азербайджане – USD 5150. Последний показатель является довольно важным. В Азербайджане измеряют среднедушевые показатели, а вот медианные никак не определяют. Хотя они имеют намного более важное значение. Медианный показатель – это граница, которая делит население на две части: 50% населения зарабатывают больше, а 50% меньше данного показателя. Или как в данном случае, несмотря на то, что средний показатель богатства на одного взрослого человека в стране составляет USD 11 865, то медианный — USD 5150 (то есть у 50% населения на одного человека приходится богатства меньше, чем USD 5000). В Азербайджане, по понятным причинам, вычисляют средние показатели. Как раз в данном случае мы можем видеть, что разница между средним и медианным показателем составляет 2,3 раза.

По данным того же Credit Suisse, распределение богатства между группами населения выглядит следующим образом: у 70,1% – богатство до USD 10 000 у 28,8% – USD 10-100 000 тысяч и лишь у 1% – USD 100 000 – USD 1 млн. Соответственно, индекс Джини для страны опасно высок и составляет 65,4% (хотя по официальным данным лишь 38,4%).

Итоги

Как это не печально, но вышеописанное показывает, что Азербайджан представляет из себя бедную, медленно развивающуюся страну с опасным уровнем неравенства. Таков результат функционирования в стране социально-политической системы, характеризующейся всеохватывающей коррупцией (155 место в мире, рядом с Угандой – Transparency International), рекордной в мире теневой экономикой (около 50% – МВФ), взрывоопасным уровнем неравенства (Индекс Джини – 65%, Credit Suisse) и недемократической политической системой (Freedom House, Freedom in the World – 2019).

Страна развивается крайне медленно (2,1% роста ВВП в 2019 г.).

Единственным утешением остается наша цветущая теневая экономика, которая прибавляет нам еще 50% к нашим официальным доходам. В теневом секторе занято до 2,5 млн. человек.

80% населения нуждается – с трудом доживает до следующей зарплаты. При этом в стране – 6000 долларовых миллионера. Страну можно назвать сильно поляризованным обществом бедных людей.

Средний класс, необходимый для развития и стабильности общества, пренебрежимо мал – 4% населения.

Жизнь страны можно описать одним словом – стагнация…

Выход – в реформах сложившейся системы. Гражданам должны быть предоставлены как реальные экономические, так гражданские права. Правительство должно стать подотчетным народу. В противном случае официальные заявления о реформах останутся пустой декларацией.

Т. Машаллы, эксперт в области экономики, специально для newcaucasus.com