Война в Карабахе и экономика Грузии — оценки и прогнозы

2317

Обострение конфликта в Нагорном Карабахе несомненно окажет негативное влияение на экономику и политические процессы во всех странах региона, в том числе и Грузии. Таково мнение многих грузинских экспертов.

Грузия выполняет важную транзитную функцию в регионе Южного Кавказа, что есть очень важный фактор для развития экономики региона в целом и, конечно же, для нормального функционирования экономик соседних с нами Азербайджана и Армении

С 27 сентября в Нагорном Карабахе не прекращаются боевые действия. Официальный Тбилиси уже заявил о готовности провести на своей территории встречу противоборствующих сторон, и способствовать урегулированию конфликта

Предлагаем оценки и прогнозы грузинских экспертов по нынешней ситуации. В центре внимания не только политическая, но и экономическая сторона проблемы.

По мнению грузинского экономиста Демури Гиорхелидзе, в ближайшее время не стоит ждать решения карабахской проблемы, которая будет негативно влиять на весь регион.

«Очевидно, что война в соседних странах не может положительно отразиться на Грузии. Однако я не думаю, что нынешнее противостояние продлится долго или перерастет в глобальный региональный конфликт.Это не противостояние между Арменией и Азербайджаном, а решение геополитических вопросов.

Ни азербайджанская, ни армянская политическая элита не готовы к диалогу и взаимным уступкам, а иначе конфликт не решить.Он сохранится до тех пор, пока не поменяются политики, не придет более разумное поколение.

Может быть, у Азербайджана сейчас будет возможность взять несколько районов и стратегических высот. Но исключено, что Баку сможет взять весь Нагорный Карабах.

Что касается влияния текущих процессов на экономику Грузии, я скажу, что есть лишь косвенное влияние, которое не доминирует и не определяет положение. Интерес иностранных инвесторов к Грузии и так не очень велик по понятным причинам, и такая ситуация сохраняется уже в течение нескольких десятилетий. Обострение ситуации в Карабахе окажет влияние на небольших инвесторов, которые, конечно, могут воздержаться от инвестиций в Грузию.

Мы связаны с Азербайджаном транзитом энергоносителей, и я не думаю, что эти объекты окажутся в опасности. Ереван и Баку очень хорошо знают, что не надо трогать проекты, представляющие интерес транснациональных компаний. Никакая опасность этим проектам не угрожает», – говорит Гиорхелидзе.

По мнению эксперта, говоря о войне в Карабахе, нужно отметить и главных фигурантов геополитики.

«Война между Арменией и Азербайджаном, события в Беларуси, все это единая цепь мировых событий. В Грузии существует мнение, что Турция – в числе главных мировых игроков, но это не так. Сегодня существуют три глобальных игрока и в ближайшие годы других попросту не будет. В первую очередь, это США, которые являются сильнейшей страной мира как в экономическом, так и в военном плане.

Второй глобальный центр – это Китай. Экономически слабее Китая, но благодаря своему военному потенциалу входит в тройку главных мировых игроков и Россия. Естественно, Турция оказывается зажатой между двумя силами. Она не отвернется в целом ни от России, ни от США. Но у амбициозного президента Турции Реджепа Эрдогана на фоне нынешнего противостояния появились шансы для достижения своих целей, и он использует их.

Однако, даже при поверхностном анализе видно, что у России и Турции существуют довольно серьезные и глубокие отношения. В противном случае, российская сторона не продала бы Турции ЗРК С-400.

Россия фактически открыто объявила нейтралитет в войне в Карабахе, однако ясно, что не явными путями оказывает влияние как на Азербайджан, так и на Армению…

Я думаю, что в итоге нынешнего обострения конфликта будет принесен «в жертву» премьер-министр Армении Никол Пашинян. Но победителем из этой войны никто не выйдет. Окончательного решения карабахского вопроса пока не будет.

В мировой политике очень быстро усиливается противостояние между различными сторонами, происходят сложные процессы, в мир вернулась «эпоха хищников». Идет новое распределение сил на Южном Кавказе, в Украине, Беларуси, на Ближнем Востоке, Африке и Ливии. Изменения будут, но я исключаю широкомасштабные войны между странами, в этом случаем гарантий спасения не будет ни у кого», – считает Демур Гиорхелидзе.

Профессор грузинского Университета имени Григола Робакидзе Георгий Цуцкиридзе поделился своим мнением относительно того, насколько экономика Грузии зависит от экономики Азербайджана и Армении, какое влияние окажет нынешний военный конфликт между этими странами на экономику Грузии и региона в целом:

«В первую очередь, увеличились политические риски. Мы наблюдаем широкомасштабные военные действия между Арменией и Азербайджаном на территории Нагорного Карабаха. К сожалению, есть большие жертвы…

Речь о регионе Кавказа, а не только об отдельных странах, военные столкновения в Карабахе – это наибольший риск, какой возможен в регионе. Военных угроз тут не меньше, чем экономических.

Азербайджан и Армения являются ведущими торговыми партнерами для Грузии. Экономики этих стран сейчас развернуты в сторону военных расходов, что повлияет и на экономическую ситуацию в Грузии.

Сравнительно меньшее влияние на нашу экономику окажет то, если горячая фаза конфликта в Карабахе будет краткосрочной и не продлится месяцы. В случае широкомасштабных столкновений и интернационализации конфликта, всех нас ожидает плохой сценарий. Очень высокие риски возможны в случае, если в конфликт напрямую вмешаются Турция, Россия, подключится Иран…

Но, думаю, что международное сообщество постарается перевести конфликт в мирное русло. Очень важно, что наше правительство предлагает противоборствующим сторонам встретиться в Грузии и сесть за стол переговоров. Этот хороший сигнал и для инвесторов, и если это произойдет, то позитивно повлияет на нашу экономику и на престиж нашей страны.

Мне кажется, то, что сейчас происходит в Карабахе – это часть гибридной войны, которую ведут различные страны, в том числе Россия. Наверное, есть силы, которым на руку военное противостояние в регионе, что на много лет может остановить наше развитие».

«Я не припоминаю такого тяжелого периода для страны. Его можно сравнить со временами гражданской войны в девяностых годах прошлого столетия. Перед нами сегодня несколько вызовов: covid-19, безработица, война в регионе и парламентские выборы. Будем надеется, что грузинский политический класс обдумает эти сложности, осознает риски, и выборы не станут новым революционным сценарием в случае нежелательного развития событий для какой-либо политической партии», – резюмирует Цуцкиридзе.

Как считает эксперт по вопросам экономики, профессор ТГУ Иосиф Арчвадзе, географическая близость Карабаха и происходящие там события в любом случае окажут негативное влияние на Грузию:

«Близость к нашим границам конфликта в Карабахе не может не влиять негативно на положение дел. Это и влияние на экономические связи с Азербайджаном и Арменией, и перспектива инвестиций в регионе в целом. Потенциальные инвесторы обычно рассматривают Южный Кавказ как единый регион.

Естественно, конфликт удерживает инвестора, он не спешит, предпочитая переждать до лучших времен, и лишь потом думать — а стоит ли вкладываться в тот или иной инвестиционный проект даже в Грузии.

Кроме того, урон с экономической точки зрениия мы получаем и в плане сужения импорта и экспорта в Азербайджан и Армению.

Если война выйдет за пределы Нагорного Карабаха, а преценденты уже имеются, то это чревато очень серьезными последствиями.

Более 90% природного газа, потребляемого Грузией, поступает из Азербайджана, более трети нефтепродуктов мы также получаем оттуда. Если конфликт затронет нефте- и газопроводы, то несложно представить в каком положении окажется Грузия. В отличие от Азербайджана и Армении, Грузия не имеет газохранилищ. Мы дважды получали финансирование и дважды расходовали не по назначению. Первый раз в 2008 году, второй – в этом году, когда мы решили спустить эти средства на борьбу с коронавирусом…

Я надеюсь, что грузинская дипломатия, правительство, исполнительная власть смогут сохранить, обспечить стабильность в отношении всех наших партнеров, заверить их, что наш нейтратилитет это декларация не только на словах. Что через Грузию не будет осуществлен ни один недружественный и враждебный шаг по отношению к соседям.

Объемы прямых иностранных инвестиций сокращаются из года в год. Мы поддерживаем объем инвестиций не за счет новых притоков, а в основном за счет реинвестиций вложенных активов. И это происходит вне зависимости от напряженности в Карабахе.

С 2017 года идет сокращение инвестиций и причины разного порядка. Во первых, в целом в мире сокращаются инвестиции, после того как администрация Трампа взяла курс на экономическое возрождение Америки и призвала инвесторов, которые в разные годы вкладывали средства и активы зарубежом, вернуться в США. Что в мировом масштабе обернулось оттоком капитала. Во вторых, многие страны научились более привлекательно преподносить себя для иностранных инвестиций и конкуренция на мировом рынке между странами выросла.

Кроме того, Грузия имеет две окупированные территории, что влияет на возможность вложения крупных инвестиций в Грузию. Остается добавить отложенный на неопределенное время проект строительства порта Анаклия, что негативно повлияло на настроения инвесторов…»

Не остались в стороне оценки ситуации в Карабахе и грузинские политики. Однако самое громкое заявление сделал лидер «Лейбористской партии» Грузии Шалва Нателашвили, призвав немедленно разместить в стране «военные и военно-морские базы США и расположить на них ядерно-космическое оружие».

«Карабахская война еще раз показала, что геополитические взрывы в нашем регионе будут продолжаться так долго, что в один прекрасный день могут принести в жертву грузинскую государственность, нашу свободу и суверенитет. Существует выход из этой ситуации — немедленно открыть в Грузии военные базы США, военно-морские базы и ядерно-космическое оружие. Это будет отличный урок для региональных империй, которые хотят втянуть Грузию в региональные конфликты», — сказал Нателашвили.

По словам политика, после этого в Грузии появятся инвесторы, бизнесмены, новые рабочие места, а после подписания соглашения о взаимной обороне с США, Грузия станет такой же процветающей страной как Израиль или Южная Корея…

А пока война в Карабахе продолжается, невзирая на объявленное перемирие…

Лика Жоржолиани, специально для newcaucasus.com