Абхазская энергетика — от кризиса к коллапсу

6290

Уровень воды в водохранилище Ингури ГЭС составил 422 метра на 24 декабря, и по оценкам сотрудников из-за критически низкого уровня воды работа электрогенераторов может быть остановлена в течение недели.

В настоящее время Ингури ГЭС поставляет только 15% электроэнергии в Абхазию, а остальные 85% с 18 декабря поставляет Россия. Несмотря на то, что у Сухуми остается задолженность в размере 162 миллиона рублей (около 2 220 тыс. долларов), он вынужден третий год подряд запрашивать электроэнергию у России.

«Энергетика Абхазии находится в кризисе с 2015-2016 годов. После того, как там начали массово добывать криптовалюту, резко возросло энергопотребление, и с 2017 года они вынуждены просить электроэнергию у России», – говорит председатель Верховного совета автономной республики Абхазия Джемал Гамахария.

Де-факто президент Абхазии Аслан Бжания во время пресс-конференции 1 сентября отметил, что одна из главных причин энергетического кризиса Абхазии — это неплатежи за электроэнергию со стороны населения и коммерческих предприятий, несмотря на самый низкий в мире тариф на электричество. . .

«1 млрд. 800 млн. рублей – это задолженность потребителей за электроэнергию за последние 24 года, притом, что для населения тариф составляет 40 копеек. Не платят 40 копеек. Есть села, где население платит 15-20% за потребленную электроэнергию, есть села, которые вообще не платили», – заявил Бжания на пресс-конференции 21 сентября.

По данным абхазской компании «Черноморэнерго», усугубляют проблему и следующие три фактора: дефицит генерирующих мощностей, дефицит пропускных способностей линий и дефицит трансформаторных мощностей.

Дефицит генерирующих мощностей

На территории Абхазии действует только одна электростанция, полностью подконтрольная местным властям — это Сухумская ГЭС, восстановленная в 2011 году. Российскому инвестору Владимиру Апухтину восстановление ГЭС обошлось в 12 миллионов долларов. Мощность электростанции составляет 19,6 мегаватт, годовая выработка – 120 млн кВт/ч, что составляет примерно пять процентов от потребляемой энергии. Еще 120 млн киловатт часов поступает с перепадной ГЭС, принадлежащей комплексу Ингури ГЭС.

Вся остальная энергия – более 2 миллиардов киловатт-часов, – поступает в республику или непосредственно с Ингури ГЭС, или закупается в России.

Особенность Ингури ГЭС состоит в том, что питающее ее Джварское водохранилище находится на территории Зугдидского района, подконтрольного властям Грузии, а силовые установки, вырабатывающие электричество — на территории Гальского района Абхазии. После окончания войны в сентябре 1993 года по договоренности между двумя сторонами 40% энергии с Ингури ГЭС поставлялось Абхазии, а 60% – Грузии. Официально все оборудование принадлежит компании ООО «Ингури ГЭС», сто процентов акций которой принадлежит грузинскому государству. Управление от лица государства осуществляет Министерство экономики и устойчивого развития.

«Никакого юридического договора или подписанного документа о раздельной эксплуатации Ингури ГЭС нет. Есть словесная договоренность, джентльменское соглашение, которое по сегодняшний день по-джентльменски соблюдается. Согласно этому договору 40% вырабатываемой электроэнергии поступает в Абхазию, а 60% – в Грузию», – говорит Джемал Гамахария.

Стоит отметить, что, несмотря на договоренность, в некоторые годы Абхазия потребляла больше 40%.

«В 2016 году потребление составило 43%. В 2017 – 47%, в 2019 – 50%, в 2020 – 70%, а в этом году потребление энергии еще больше выросло, но, наверное, это соотношение – 40 на 60 будет соблюдено при окончательном подсчете», – говорит Джемал Гамахария.

В случае, если выработка электроэнергии на Ингури ГЭС падает или же станция останавливается, электроснабжение Абхазии осуществляется из России. И такие поставки бьют по бюджету Абхазии, поскольку если за электроэнергию Ингури ГЭС Сухуми ничего не платит, то российская электроэнергия в разные периоды продается по цене от 2,70 до 3,60 рублей за киловатт-час. При этом, в самой Абхазии частные потребители платят 40 копеек (полцента), а юридические – 85 копеек (1 цент) за киловатт.

По данным издания «Эхо Кавказа», в 2016 году компания Интер РАО поставила Абхазии электричества на 221 млн. рублей (108 млн квт/ч), в 2017 – на 50 млн. (за 195,8 млн квт/ч), в 2018 году задолженности не было, в 2019 году переток составил 69,4 млн. квт/ч, и часть средств (за 45 млн. киловатт-часов) заплатило правительство Грузии. В 2020 году Абхазия получила 69,4 млн. квт/ч.

Всю задолженность по электроэнергии перед Россией Абхазия покрывает из тех средств, которые ей выделяет каждый год, начиная с 2013 года, сама же Россия в рамках «Инвестиционной программы содействия социально-экономическому развитию Абхазии». На 2020-2022 годы программа предусматривает выделение средств в размере 4,5 млрд. рублей (612 млн долларов).

За период с января по май 2021 года — на время ремонта тоннеля Ингури ГЭС Абхазия получила от России 1 млрд киловатт-часов. Предполагалось, что долги перед Россией за электроэнергию составят от 3 до 5 миллиардов рублей, и на их погашение пришлось бы полностью отдавать все деньги, полученные по «инвестпрограмме» за 2-3 года. Однако, как заявила министр экономики Кристина Озган, счет за это электричество представлен не был.

Каким образом был списан долг в несколько миллиардов, остается загадкой — информации об этом нигде нет. Однако источники в Кремле говорят, что долг списали благодаря личным договоренностям одной из политических группировок, которые вошли в правительство Аслана Бжания.

В настоящее время Абхазия получает 60% необходимой энергии из России, поскольку уровень воды в водохранилище Ингури ГЭС упал до критического уровня и ожидается полная остановка работы электростанции.

Но насколько хватает электроэнергии самой Абхазии? По данным компании «Черноморэнерго», каждый год рост потребления составляет примерно 5%. С 2020 года, как отмечает пресс-служба «Черноморэнерго», потребление выросло на 24%.

По данным же грузинской стороны, рост потребления энергии в Абхазии составляет в среднем 20% в год.

«В 2019 году Абхазия потребила 2 млрд. 63 миллиона киловатт часов. Это на 4400 млн. больше, чем в 2018 году. В 2020 году – 2 млрд. 500 млн. А в 2021 по предварительным данным – на 19-20% больше. В 2021 году до мая электроэнергию Абхазии продавала Россия. Было продано около 1 миллиарда. С мая по октябрь на Ингури ГЭС было выработано 2,9 млрд. киловатт часов. Отсюда 1 млрд. 200 млн. или 41% ушло в Абхазию», – говорит Джемал Гамахария.

Впрочем, и грузинская, и абхазская стороны согласны в том, что потребление в Абхазии будет расти и превысит тот лимит, который она получает от использования Ингури ГЭС, расчётная мощность которой – 4 млрд. 430 миллионов киловатт часов, тогда как общее потребление Абхазией электроэнергии с декабря 2020 по октябрь 2021 года составила 2,2 млрд кВт/ч.

Где взять энергию?

Выход из ситуации выглядит достаточно простым – закупать электроэнергию или строить дополнительные гидроэлектростанции. Однако на это у Абхазии нет средств. Строительство ГЭС, согласно исследованиям британской компании Renewablesfirst, строящей ГЭСы, может варьироваться в широком диапазоне – от 4000 долларов за каждый киловатт мощности, до 9000. Чем больше электростанция, тем ниже получается цена за 1 киловатт эксплуатационной мощности.

По сведениям компании ESFC Investment Group (штаб-квартира в Испании), строительство малых гидростанцией обходится в 4-5 тысяч долларов на 1 кВт установленной мощности.

Чтобы покрыть дефицит в 1 миллиард киловатт/час, нужно иметь еще несколько станций. Общая мощность которых рассчитывается по формуле 1 млрд кВт/ч делить на количество часов в году (= 8760 часов). Таким образом, совокупность мощностей всех новых станций должна составлять не менее 114,115 мегаватт. Строительство такой электростанции обойдется, согласно ESFC Investment Group, в 45 млн долларов, или 3,285 млрд рублей, или 2 года финансирования по «Инвестиционной программе».

А таких денег у Абхазии нет.

Изношенность сетей

Кроме строительства электростанций Абхазии требуется также заменить всю электрораспределительную систему. За 2021 год компания «Черноморэнерго» на своей странице в фейсбуке опубликовала более 100 объявлений об авариях на трансформаторах, обрывах кабелей или отключениях из-за перегрева оборудования.

Замена инфраструктуры электрораспределительной системы по словам депутата де-факто парламента Абхазии Гарри Кокая составит не менее 4,7 миллиардов рублей (54 миллиона долларов).

По данным грузинской стороны, для восстановления всей энергоинфраструктуры Абхазии – строительство ГЭС и ремонт оборудования, потребуется намного большая сумма.

«Чтобы восстановить электросетевую инфраструктуру, по их данным, по их расчетам, нужно примерно 20 миллиардов рублей, таких сумм у Абхазии нет», – говорит Джемал Гамахария.

Проблема неплатежей

Как считает де-факто президент Аслан Бжания, низкая собираемость платежей за энергию обусловлена отсутствием учета.

«Прежде всего, не платят потому, что нет приборов учета потребления электроэнергии. Приборами надо оснастить абсолютно всех», – заявил Бжания на сентябрьской пресс-конференции.

Счетчики дистанционного отключения уже установлены в Абхазии. В частности, по словам заместителя главного инженера «Черноморэнерго» Саида Блабба, в 2019 году было установлено 500 таких счетчиков. Однако жители Абхазии скептически относятся к этой инициативе.

«Около всех домов по улице Авидзба (бывшее Бзыбское шоссе) установлены такие счетчики. И почти все они сломаны – жильцы просто взяли и перевели снабжение напрямую. Чаще всего это происходит потому, что счетчики не выдерживают перепадов напряжения. А перепады происходят потому, что просто напросто устарели линии электропередач. Главным образом напряжение в сети едва больше 110 вольт, но иногда оно резко подскакивает выше 220 вольт, тогда не только счетчики сгорают, у некоторых домашняя техника – телевизоры, компьютеры выходят из строя», – говорит жительница Сухуми Анна Д.

«Я живу в девятиэтажном доме. Корпус не полностью заселен, в подъезде еще 6 семей, и из всех только я одна плачу за свет. Зачем я это делаю, если можно совсем не платить? Наверное, просто не хочется терять свои моральные принципы, ведь от моих 1000 рублей «Черноморэнерго» не разбогатеет», – говорит жительница нового района Сухуми Тамара Л.

«Дистанционные счетчики выводятся из строя разными способами: кто-то просто платит электрику, кто-то запугивает, чтобы подключить напрямую. Несколько раз электрики приезжали отключить электричество, но их встретили с автоматами Калашникова и велели больше никогда на улице не появляться. Так что оператор видит неуплату, но отключить абонента не получается», – рассказывает житель Сухуми Даур Н.

Тем не менее, по словам де-факто премьер-министра Александра Анкваб, благодаря новой системе счетчиков, средняя собираемость платежей выросла за год с 38 до 54 процентов.

По информации «Черноморэнерго», Абхазии потребуется закупить счетчики для 90 тысяч домохозяйств, что составит более 270 млн. рублей. На счетчики было запланировано выделить 100 млн. рублей в 2021 году, однако 70 миллионов пришлось потрптить на экстренный ремонт и закупку нового оборудования для сгоревших элементов системы энергоснабжения. Тем не менее, 30 миллионов было потрачено на закупку и установку счетчиков. На 2022 год планируется потратить еще 100 миллионов рублей из российской инвестпрограммы на эти цели.

Однако, как отмечает Джемал Гамахария, поскольку цена на электричество остается низкой, то даже 100-процентный сбор за электроэнергию не решит ни проблему энергопоставок, ни обновления энергосетей.

«При такой низкой цене и собираемости, им остаются какие-то копеечки. Вот такие проблемы объективного характера. Для того, чтобы восстановить электросетевую инфраструктуру, по их расчетам, нужно примерно 20 миллиардов рублей, а таких сумм у Абхазии нет. И тут мы подходим к политическим причинам и подоплекам», – говорит Джемал Гамахария.

Российские инвестиции или поглощение

Против российских предложений в области энергетики выступает Грузия, которая видит в этом продолжение российской агрессии, а также – часть оппозиции и часть де-факто правительства Абхазии.

Разногласия между де-факто президентом и правительством выявились в августе 2021 года: Аслан Бжания поручил кабинету министров подготовить проекты договоров с российской компанией «Чистая энергия» о реабилитации трех перепадных ГЭС в Гальском районе на реке Эрисцкали. Однако заместитель министра экономики Тимур Миквабия доложил президенту, что эти договора так и не были представлены.

«По предварительным оценкам, сумма, в которую обходится восстановление, оказывается значительно выше, чем строительство в другом месте. Впоследствии прорабатывался также вопрос о строительстве малых ГЭС на других реках. Естественно, учитывая, что у нас все реки горные, бурные, поток приносит много породы, оказалось, что с выбором реки проблемы. На текущий момент проекта контракта с потенциальным инвестором у Министерства экономики нет», – заявил Миквабия на заседании правительства.

Бжания, со своей стороны, выразил крайнее недовольство: «Если предложение компании «Чистая энергия» вас не устраивает, если считаете, что можете привлечь инвестора на более выгодных условиях, пожалуйста – находите на более выгодных условиях. Если нет – пойдете по этому пути. Если вы это не сделаете, я с вами работать не собираюсь. И не буду. Ясно все?».

Однако в октябре этого года проекты договоров так и не были представлены. Более того, оказалось, что эти перепадные электростанции находятся на балансе ООО Ингури ГЭС.

«Эти гидроэлектростанции находятся на нашем балансе, мы хотим провести их восстановление. Этот вопрос пока находится на стадии обсуждения», – заявил директор Ингури ГЭС Леван Мебония изданию «Эхо Кавказа», отметив, что предварительные договоренности о финансировании ведутся с Европейским Банком Реконструкции и Развития.

Несмотря на позицию ООО Ингури ГЭС, Аслан Бжания заявил, что российская сторона готовит инвестиции в размере 10 миллиардов рублей на восстановление перепадных ГЭС на Эрисцкали.

«Вместе с российскими друзьями мы подготовили дорожную карту по энергетике. Она предусматривает вопросы, связанные с установлением в стране экономически обоснованного тарифа, этих тарифов будет несколько, они будут вводиться поэтапно», – заявил Бжания на сентябрьской пресс-конференции.

Однако дорожная карта не прошла одобрения в де-факто парламенте — оппозиционные партии выступили против требования России приватизировать энергообъекты на территории Абхазии.

«Для того, чтобы эту дорожную карту воплотить в жизнь, пункт 3.1.1 которой гласит о том, что нужно внести изменения в закон об энергетике для привлечения иностранных инвестиций. Для того, чтобы инвестировать в наше энергетическое хозяйство, требование российской стороны – передача в собственность. В законе об энергетике нет никаких препятствий для инвестиций, никаких запретительных мер по инвестициям нет. Но там есть пункт, где говорится, что энергетика является собственностью Абхазии и ее нельзя отчуждать», – говорит депутат абхазского парламента Гарри Кокая.

Ситуацию еще больше усугубило выступление Аслана Бжания 22 ноября, когда он обосновывал необходимость выполнения Абхазией обязательств по военным и экономическим договорам.

«Мы должны поделиться частью своего суверенитета, я в этом не вижу никакой трагедии», – заявил Бжания.

В течение месяца оппоненты действующего президента выступали с заявлениями о недопустимости уступать суверенитет. В итоге дошло до митинга 21 декабря, на котором оппозиция потребовала отставки президента. 21 декабря впервые за всю историю Абхазии сотрудники ОМОН вышли на улицу с щитами и дубинами. Встретив сопротивление, митингующие разошлись, однако в своем заявлении они указали, что требуют «заморозить все энергетические, имущественные и внешнеполитические инициативы президента».

Как считает бывший министр Грузии по вопросам гражданской интеграции Паата Закареишвили, интересы абхазской оппозиции на время совпали с интересами Грузии – приостановить приватизацию энергетических сетей, однако, это совпадение скоро исчезнет.

«На самом деле оппозиция в Абхазии тоже не против того, чтобы Россия вложила деньги. Но нюанс заключается в том, что нынешние оппозиционные деятели хотят сами продать России энергообъекты, а не ждать, пока это сделает Бжания», – говорит Паата Закареишвили.

По словам же Джемала Гамахария, Грузия не потерпит того, чтобы перепадные электростанции приватизировала Россия.

«Мы выполняем свою часть джентльменского соглашения – предоставляем 40% электроэнергии Абхазии. Мы считаем жителей Абхазии своими гражданами, живущими на нашей территории, и мы будем стараться обеспечивать электроэнергией наших граждан, но если эту энергосистему постараются захватить иностранные граждане, иностранное государство, то, конечно, мы вынуждены будем нарушить это соглашение», – заявил Джемал Гамахария.

Беслан Кмузов, специально для newcaucasus.com

Фото: Анна Чихладзе