Россия в экономике Грузии. На фоне войны в Украине

5736
Фото Новости-Грузия

Влияние российского вторжения в Украину и войны на территории этой страны на экономику Грузии несоизмеримо с кризисом, вызванным пандемией, считают грузинские специалисты. Эта война, по прогнозам, больно ударит по экономике Грузии инфляцией, падением экспорта и импорта как в Россию, так и в Украину.

Дефицит снабжения, отсутствие продовольственной и энергетической безопасности, ценовая политика

Экономическая зависимость Грузии от России велика, и она увеличивается, несмотря на отсутствие дипломатических отношений, прямого авиасообщения и постоянного напряжения на линии разграничения.

Грузия не ввела собственных санкций против России с начала войны, но стремится соблюдать санкции, установленные ЕС и США. В частности, российские карты Visa и Mastercard перестали действовать на территории Грузии ровно в день объявления санкций. Однако торговые отношения с Россией Грузия не прерывала. И хотя Украина обвиняет Тбилиси в двойных стандартах, грузинское правительство объясняет свою позицию тем, что значительная часть экономики Грузии завязана на российском рынке, и в случае разрыва торговых отношений, в первую очередь пострадает местное население.

Грузия в значительной степени зависит от российских поставок зерна, муки, подсолнечного масла, других продовольственных товаров.

Кстати, нужно отметить, что Украина не является основным поставщиком зерна для Грузии. Доля украинского зерна составляла всего около 0,6% от общего импорта этого продукта. Тогда как доля российского зерна составляет, по разным данным, от 86% до 94%. Причиной этого является низкая стоимость самого российского зерна и более дешевая логистика – общая граница с Россией.

В 2021 году Грузия стала переключаться с импорта зерна на импорт муки, так как в России поднялись экспортные пошлины на зерно, а на муку остались прежними. Поэтому муку стало завозить выгоднее, чем зерно. На сегодняшний день 75% импорта муки приходится на Россию, 18% на Украину.

Стоит отметить, преследуя цель хоть каким-то образом частично обеспечить продовольственную безопасность страны, с 4 июля Грузия ввела запрет на экспорт зерна и ячменя местного производства.

Высока зависимость от России и Украины и в импорте подсолнечного масла. Российский продукт дешевле и его закупочная цена на начало 2022 года составляла 1,12 долларов, украинского – 1,18 долларов. И тут не надо забывать про более удобную логистику. В итоге, на Россию приходилось 62% импорта подсолнечного масла, на Украину 30%, на Азербайджан 7%.

После военного вторжения в Украину, Россия ввела частичное эмбарго на экспорт пшеницы, но грузинские власти утверждают, что пока запасов пшеницы хватает, а потом можно будет рассмотреть другие варианты поставок. Хотя их не так и много. Казахстан и Восточная Европа в качестве альтернативы могут рассматриваться, но учитывая сломанные логистические цепочки по всему миру, проблемы могут начаться к осени. Не надо забывать и о росте цен на пшеницу. Россия прогнозирует рекордный урожай пшеницы в 2022 году, но опасается его реэкспорта и хочет, чтобы все члены ЕАЭС ввели квоты и пошлины на вывоз зерна.

Повышение цен на пшеницу, а значит и на хлеб, выглядит неизбежным, а это может породить очередное социальное недовольство в стране, где большая часть населения балансирует чуть выше уровня бедности. Недавний рост цен на топливо – еще одно последствие войны, – уже вызвал протесты. Инфляция в Грузии, как, впрочем, и во всех остальных странах стремительно растет. В мае 2022 года она составила 13,3% из-за роста цен на продукты питания и топливо, что является наиболее чувствительной и видимой частью общей инфляции страны.

В газовой отрасли Грузия получила для себя неожиданный бонус. Российская компания «Газпром» 1 апреля 2022 года направила своим контрагентам уведомления о новом порядке оплаты газа в рублях, а не в долларах и евро, как это было раньше. Грузия не оказалось в списке т. н. «недружественных стран», подготовленном Кремлем в ответ на антироссийские санкции, и к которым Москва отнесла почти все страны ЕС и страны Северной Америки. Невключение Грузии в этот список также является «заслугой» молчаливой позиции грузинских властей. В 2021 году РФ продала Тбилиси порядка 425 млн кубометров газа. При этом основную часть сырья Грузия продолжает закупать у Азербайджана – около 2,4 млрд кубометров. Однако газовая зависимость от Москвы растет: в 2020-м он составлял 12,2% от общего объема, а в 2021-м достиг уже 23,1%.

Высока грузинская зависимость и от российской нефти. В январе-апреле 2022 года из России в Грузию было импортировано 83 900 тонн нефтепродуктов, что составляет 25, 1% от всего потребления в стране. Приоритетным российское топливо для грузинского рынка является в связи с относительно низкой стоимостью по сравнению с нефтепродуктами из других стран. Помимо России, нефтепродукты в Грузию импортируются из Румынии (82 400 тонн и 24, 7%), Болгарии (65 000 тонн, 19, 5%), Азербайджана (50 000 тонн и 15%), Туркменистана (39 800 тонн и 11, 9%), и т.д.

Что касается электроэнергии, то объем, поставленный из России, составляет 7% от общего импорта. При этом эти поставки в основном предназначены для жителей Абхазии. Основными поставщиками электричества в Грузию являются Турция и Азербайджан. Правительство Грузии ищет способы добиться энергетической независимости. В связи с этим осуществляется строительство солнечных электростанций, планируется создать каскад небольших ГЭС.

Хотя из-за присутствия подсанкционного российского капитала энергетические риски в Грузии выросли. Тбилисская энергораспределительная компания «Теласи» может оказаться в безвыходном положении, так как ее владельцем является российская «Интер РАО». Однако грузинские энергетики считают, что «Теласи» не столкнется с такими же рисками, с которыми столкнулась компания «Боржоми», принадлежащая российскому олигарху, находящемуся под санкциями Михаилу Фридману. «Теласи» работает на внутреннем рынке, не занимается экспортом, соответственно, никакие санкции ей не грозят, считают грузинские энергетики.

В целом же, согласно статистике, за январь-май 2022 года импорт из России вырос почти на треть. Грузия закупила у России товаров на сумму в 550 млн долларов. По этому показателю Россия является вторым по величине импортным поставщиком Грузии после Турции.

Что касается экспорта, то и здесь Грузия сильно зависит от России, особенно чувствительно это может сказаться на экспорте вина, главного экспортного рынка для Грузии. В 2021 году Россия закупила у Грузии 62 миллиона бутылок вина на общую сумму 131 миллион долларов США, что составляет 56% всего экспорта этого грузинского напитка.

Хотя экспорт грузинского вина и сократился, но он на сегодняшний день компенсируется так называемым «внутренним экспортом» за счет приезда в Грузию большого количества релокантов из России и Беларуси, беженцев из Украины. К тому же выросло и количество туристов, которые покупают вино, пьют его на территории Грузии и везут домой в качестве сувениров и подарков.

За первые пять месяцев 2022 года общий объем экспорта грузинских вин составил 27.141 тонну, на общую сумму в 79.800.000 долларов США. Это всего лишь на 3,7% ниже аналогичного показателя прошлого года и 62,78% от всего объема экспорта и 57,76% суммарных валютных поступлений от экспортных продаж грузинских вин, за первые пять месяцев 2022 года, пришлись именно на российский рынок сбыта, а на Украину, Беларусь и Россию пришлось суммарно 75% экспорта.

Но если винодельческий сектор грузинской экономики, хоть и являющийся ее символом, составляет не более 6% от общего торгового экспорта между Грузией и Россией, то ферросплавы являются гораздо более значимым источником дохода для Грузии и представляют собой второй по важности экспортный продукт страны после меди. В прошлом году Грузия экспортировала ферросплавы на сумму более 447 миллионов долларов, что почти вдвое превышает стоимость экспорта вина. Около 36% (172 миллиона долларов) было отправлено в Россию.

Минеральные воды являются также очень важным экспортным товаром для Грузии. Российский рынок составляет около 50% общего экспорта грузинской минералки.

Таким образом, согласно информации Грузстата, за первые пять месяцев 2022 года в РФ было вывезено товаров на сумму 210 миллионов долларов, то есть – на 3,7% больше, чем годом ранее.

Импорт из России гораздо больше экспорта. И эту зависимость пока не удается преодолеть. Если экспорт еще можно диверсифицировать и найти другие рынки сбыта хотя бы частично, то импорт диверсифицировать пока крайне сложно, а в условиях продолжающейся войны в Украине прогнозы делать невозможно.

Туризм и денежные переводы

В 2020 году из-за пандемии и закрытия границ количество туристов из России упало до минимума. В 2021 году туризм стал возрождаться, но закрытая сухопутная граница со стороны России и отсутствие прямых авиарейсов в Тбилиси и Батуми не способствовали количественному увеличению туристического потока до уровня 2019 года. В 2021-м в Грузию из России приехало 213 тысяч визитеров, что составляло 11,3% от общего числа туристов.

В 2022 году поток туристов из России вырос значительно. И война в этом смысле сыграла не последнюю роль. С января по май 2021 года границу России с Грузией пересекли 28 тысяч человек. За тот же период 2022 года – 156 тысяч человек, то есть в пять раз больше, чем в прошлом году за тот же период. Только в мае в Грузию въехали 51,5 тысячи россиян, что в сравнении в маем 2021 года составило рост в 377%.

На количество въехавших в Грузию очень повлияло открытие сухопутной границы с Россией, что позволило многим воспользоваться этим, более бюджетным, способом въезда в страну. Но в этом году в связи с войной появилась новая тенденция за счет россиян, выбравших Грузию в качестве страны, в которую они переселились на более долгий срок. Это люди, либо не согласные с кремлевским режимом, либо россияне, которые захотели здесь продолжать работать дистанционно. Они себя называют не эмигрантами, а «релокантами», то есть людьми, временно сменившими место жительства. Многие из них хотят вернуться в Россию, когда там сменится режим.

Определенный процент россиян переселяется в Грузию последние годы, чтобы открыть бизнес, так как в Грузии достаточно просто зарегистрировать новую компанию и прозрачная налоговая система. Крупные и мелкие российские компании представлены во всех областях экономики Грузии: это и тяжелая и легкая промышленность, туристический бизнес, финансовый сектор, игорный и гостиничный бизнес, общепит.

Что касается денежных переводов из РФ, то здесь можно выделить два вида переводов: переводы граждан России грузинского происхождения, которые осуществляли переводы своим родственникам в Грузию и российские мигранты, приехавшие в Грузию после начала войны в Украине. Процентную долю одних переводов к другим определить невозможно, но общий объем переводов за первые месяцы 2022 года существенно вырос и предположительно будет расти за счет второй группы.

Объем денежных переводов из России в Грузию в мае этого года вышел на рекордный уровень. По сравнению с маем 2021 года, транзакции выросли в десять раз, по сравнению с апрелем текущего года – почти в 2.5 раза.

В Грузию были переведены финансы на 168% больше по сравнению с предыдущим годом. Суммы переводов из России заняли первую строчку по объемам средств.

Объемы переводов показали рекордный рост по сравнению с прошлым годом. Таких сумм Грузия никогда не получала ранее.

По информации Нацбанка Грузии, в страну из России в мае было переведено 313.9 млн долларов (62% от общего объема). Ранее рекорд был установлен в апреле, когда из России в Грузию перевели 132.98 млн долларов. Для сравнения, в январе текущего года из России в Грузию перечислили 22.38 млн долларов, в феврале – 21.94 млн долларов, в марте – 27 млн долларов.

В основном переводы осуществляются посредством систем электронных денежных переводов «Юнистрим», «В контакте» и «Золотая корона». «Western Union» ушел из системы российских переводов, что дополнительно осложнило россиянам вывод денег с карт российских банков, которые перестали работать за границей РФ. Однако и эти системы порой сталкиваются с трудностями и невозможностью «переварить» такой поток денег. Кроме того, сами системы стали устанавливать лимиты, что дополнительно создает сложности при обналичивании. Но и грузинские банки, быстро поняв выгоду от такого количества переводов, предлагают выдачу наличных денег только в национальной валюте лари и по совсем невыгодному курсу.

Давление на обменный курс

В начале войны рубль по отношению и доллару и евро упал до исторического минимума. Национальная грузинская валюта тоже укрепилась по отношению к рублю. Курс рубля плавал в огромном ценовом коридоре с минимальными значениями в национальных банках до более или менее приемлемыми в обменных пунктах. Однако с укреплением рубля, стал укрепляться и лари. Самое примечательное то, что падение турецкой лиры несмотря на то, что влияние турецкой экономики на грузинскую не меньше российской, практически не отразилось на курсе национальной валюты. Последний раз лари так укреплялся в пандемийном июне 2020 года, когда Грузия была одной из самых закрытых стран региона. Но рубль укрепляется с падением импорта в России, ограничением хождения доллара и евро и искусственным удерживанием курса при изоляции страны. В Грузии всех этих процессов нет. Но это лишний раз доказывает зависимость и привязанность грузинской экономики к российской.

Воздействие на банковский сектор и трансграничные платежи

Санкции, введенные против российских банков, повлияли и на их дочерние банки, работающие в Грузии. В Грузии это небольшой процент – всего 4% от всех активов банковского сектора. Можно говорить только о банке «Банк ВТБ Грузия» (VTB Bank Georgia) – дочерней компанией в Грузии российского банка VTB Bank Groop. На фоне объявленных со стороны США санкций российский ВТБ продал свои активы в Грузии «Базисбанку» (BasisBank), принадлежащему Hualing Group. «Базисбанк» взял на себя обязательства обслуживания физических лиц и вкладчиков банка ВТБ-Грузия, а с 3 марта «Либерти банк» (Liberty Bank) стал обслуживать вкладчиков и заемщиков ВТБ-Грузия – представителей малого и среднего бизнеса. В июне ВТБ-банк окончательно ушел из Грузии. Таким образом, Грузия стала единственной страной, которую покинул этот российский финансовый институт.

Кроме того, исключение российских банков из системы Общества всемирных межбанковских финансовых телекоммуникаций (S.W.I.F.T.) и санкции, наложенные на российский банковский сектор, ограничили трансграничные платежи для физических лиц. Многие россияне, оказавшись в Грузии, лишились возможности расплачиваться картами системой Visa и Mastercard, а также обналичивать с них деньги. Санкции, наложенные на банковский сектор и направленные на изоляцию финансового сектора России, повлияли и на взаиморасчеты между торговыми компаниями в Грузии и России. Все чаще грузинские экспортеры сталкиваются с проблемами при получении платежей от российских покупателей.

Риски вторичных эффектов войны

Продолжающаяся война и огромные санкции, наложенные на Россию, воздействуют на страны региона через множество прямых и косвенных каналов. И Грузия входит в число стран, испытывающих наибольшее воздействие, учитывая географическую близость с Россией, граница с которой у Грузии самая протяженная. Учитываются также тесные торговые и финансовые связи, зависимость от денежных переводов и туризма, и вторичные эффекты в области обменных курсов. Это все прямое воздействие связей двух стран. Кроме этих прямых связей, Грузия подвержена также, как и другие страны региона, глобальным вторичным эффектам, в частности, вызванным ростом цен на сырьевые товары, перебои в цепочках снабжения, зависимость от цен на топливо и энергоносители на фоне и без того высокой внутренней инфляции.

Большую роль играет и объем туристического потока в страну. Тбилиси понимает, что Россия не является надежным торговым партнером. Она доказывала это в 2006 году, когда Россия в разгар зимы приостановила поставки газа в Грузию, в том же году объявив эмбарго на импорт в страну вина и минеральной воды. Однако Россия все-таки достаточно удобный и большой рынок для Грузии, заинтересованный в традиционных грузинских товарах, таких, как вино и минеральная вода.

Еще одним вторичным эффектом для Грузии как страны с низким доходом населения, является риск столкнуться с перенаправлением донорской помощи от развитых стран в страны, затронутые войной. Побочным эффектом и риском может быть снижение иностранных инвестиций в регион, являющийся потенциальной целью для российского вторжения.

Сочетание всех этих прямых и вторичных рисков формирует неутешительные прогнозы. Конечно, война в Украине, ее продолжительность, будут определяющим фактором для экономического развития страны. Грузия будет пытаться предотвратить рост инфляции, но как страна с низким доходом, она обладает ограниченными возможностями для принятия мер в макроэкономической политике. Направление потоков капитала, стоимость внешних заимствований, внутренние процентные ставки – все это влияет на темпы восстановления экономики Грузии.  Большая зависимость от внешних факторов, прямых и косвенных инвестиций, положения развитых стран на мировой арене после окончания войны также окажут огромное влияние на экономический климат страны.

Приятной неожиданностью стала информация, что Всемирный банк сделал более оптимистический прогноз по поводу экономического роста Грузии на 2022 год: до 5,5% вместо прогнозируемых в марте 2,5%. Этот прогноз обусловлен активизацией сферы услуг, в частности туризма, где ситуация значительно улучшилась в этом году.

Ираклий Кикнадзе, специально для newcaucasus.com