В Азербайджане обнаружили коррупцию

3533

В Азербайджане власти приступили к масштабной борьбе с коррупцией, не только голословной на уровне угроз безымянным коррупционерам, но и начали уже конкретные действия. В стране начались события, которых не ожидали даже самые оптимистично настроенные оппозиционеры.

Все началось с того что 27 января едва прибывший с экономического форума в Давосе президент Азербайджана Ильхам Алиев созвал экстренное заседание Комиссии по борьбе с коррупцией, руководителем которой является глава Администрации Президента Рамиз Мехтиев. Заседание было показано почти по всем телеканалам страны, а его содержание опубликовано во всех государственных газетах (то есть, почти во всех). А на заседании произошло невероятное – были признаны факты коррупции и даны конкретные поручения об их устранении в кратчайшие сроки.

Уже 31 января состоялось заседание Министерства юстиции под председательством министра юстиции Фикрета Мамедова. И вновь зашла речь о коррупции. Было сообщено о том, что из органов юстиции были освобождены от должности и уволены 26 лиц.

В те же дни государственный монополист в области электроэнергии «Бакыэлектрикшебеке» также провел заседание, на котором было заявлено о том, что в отношении двух сотрудников возбуждены уголовные дела, а еще 11 человек уволены в работы.

Напомнила о себе и Государственная таможенная служба, которая также сообщила о нескольких уволенных сотрудниках. Кроме того, глава таможенной службы Айдын Алиев наконец затронул болезненную для многих в Азербайджане тему ввоза легковых автомобилей. Он сообщил о том, что на сайте таможни существует специальная он-лайн программа, при помощи которой можно вычислить стоимость растаможки автомобиля. Он также настоятельно посоветовал не платить сверх указанной суммы, а в случае возникновения проблем обращаться прямиком на сайт. «Я дал поручение Управлению таможенного автотранспорта усилить работу по информированию и давать разъяснения каждому обратившемуся лицу», – резюмировал Айдын Алиев.

В Министерстве оборонной промышленности и Министерстве сельского хозяйства 8 февраля по поручению главы государства состоялось заседание, посвященное борьбе с коррупцией. В тот же день прошло заседание Судебно-правового совета Азербайджана, где министр юстиции Фикрет Мамедов и председатель Верховного суда Рамиз Рзаев сообщили, что за грубые нарушения закона в адрес 128 судей было начато дисциплинарное исполнение (что в общем-то неслыхано для Азербайджана), в том числе в отношении 11 судей из-за нарушений законов, связанных с коррупцией. По причине коррупции полномочия 7 судей были досрочно прекращены. В целом же за допущенные ошибки свыше 60 судей были удалены из судебной системы.

Днем ранее в Госкомитете по земле и картографии Азербайджана (ГКЗК) была создана комиссия по борьбе с коррупцией и открыта «горячая линия», куда желающие могут обратиться всвязи с фактами коррупции, сообщил ANS Press.

Также, как передает информагентство АПА, «по прошествии 10 дней после расширенного заседания коллегии Министерства здравоохранения Азербайджана уволен 21 руководитель структурных подразделений больниц, роддомов, центров гигиены и эпидемиологии».

Борьба на местах

Происходящее могло бы показаться пусканием пыли в глаза, если бы не то обстоятельство, что все это произошло синхронно, и к тому же заявленная государством борьба была подкреплена фактами, что называется, с мест событий.

Бакинец Иван (27 лет) рассказал, что, как правило, переоформление квартиры стоит немалых денег. Однако когда несколько дней назад он переоформлял свое жилье, это ему не стоило ни копейки.

Бизнесмен Узеир (50 лет) рассказал, что недавно отнёс в паспортный стол копию купчей для оформления некоторых документов и с него не потребовали абсолютно ничего. В то же время, по его словам, в 2004 году ему пришлось заплатить 20 долларов взятки за ту же процедуру.

Рассказывает Константин (25 лет): «Мой шеф оформлял недавно какие-то документы на дачу. Все справки были в полном порядке. Но ему не хотели оформлять, просили 5000 манат (около 6000 долларов), а может и больше, я уже не помню, за просто так! Чтобы просто принять у него документы. А недавно шеф опять наведался туда же и тот же человек взял документы на рассмотрение и даже не заикнулся о деньгах».

Та же ситуация обстоит и в азербайджанском аналоге ГАИ. По многочисленным подтвержденным фактам полиция начала брать с нарушителей уже не взятки, а штрафы. Однако смысл взятки заключался в том, что она была значительно ниже штрафа и тем самым делала водителей заинтересованными. Сегодняшняя же ситуация вызывает недовольство у многих автовладельцев.

Примерно аналогичная ситуация наблюдается в бизнесе. Компании, платившие взятки (зачастую вместо налогов), сейчас вынуждены в массовом порядке готовить и перепроверять свою финансовую отчетность.

Почему сейчас?

В Азербайджане существует наиболее распространенная версия о том, что реформы связаны со страхом властей перед угрозой активизации радикального ислама. Эту версию подтверждают некоторые обстоятельства.

Во-первых, давно уже известны опасения властей в отношении исламской угрозы (в основном со стороны Ирана и его сторонников в Азербайджане). Это подтверждается многочисленными столкновениями с радикальными вооруженными группировками, которые происходят в стране с завидной регулярностью.

Во-вторых, не прошло и месяца с тех пор, как по столице прокатились многочисленные митинги верующих против запрета на ношение хиджаба.

В-третьих, недавние события в Тунисе и Египте отчетливо продемонстрировали властям связь между коррумпированностью системы и радикальным религиозным фундаментализмом (в особенности среди наиболее бедных слоев населения), где первое порождает второе. Кроме того, Египет имеет прямое воздействие на Азербайджан, так как именно там проходит обучение существенная часть азербайджанских студентов, интерисующихся исламом. Таким образом, не трудно догадаться что если «Братья мусульмане» (наиболее влиятельное исламское оппозиционное движение в Египте) придет к власти, это неминуемо самым пагубным образом отразится на Азербайджане.

В-четвертых, несмотря на бодрые и оптимистичные заверения проправительственных СМИ, по целому ряду международных оценок, Азербайджан пережил финансовый кризис достаточно остро. Причем произошло (и все еще происходит) это в виде массовых сокращений в ведущих компаниях (банки, строительные и нефтяные компании), а также на фоне невиданного роста цен (Азербайджан сейчас, по данным Всемирного Банка, является одной из самых дорогих стран для проживания).

Есть и другая версия происходящего, согласно которой государство реально не оценило вышеупомянутые риски, а пошло на реформы лишь под давлением Запада. В пользу это версии говорит тот факт, что инициатива президента была выдвинута 27 января, то есть, как раз после важных встреч на экономическом форуме в Давосе. Не исключено, что именно там западные компании или правительства (а возможно, и те и другие) поставили перед президентом Азербайджана вопрос ребром, ибо сложившаяся в стране (и в регионе в целом) ситуация напрямую угрожает иностранным инвестициям в Азербайджане. И именно тогда, просчитав уже собственные финансовые риски (от возможного оттока инвестиций), государство пошло-таки на определенные реформы.

Подтверждением этой версии является недавняя публикация в Washington Post, корреспондент которой Фред Хайятт обвиняет администрацию США в провальной политике в отношении Египта. В частности, автор высказывает упрек в адрес президента и госсекретаря США, что они не проявили достаточное внимание к поддержке гражданского общества в Египте.

Далее аналогий с Азербайджаном становится еще больше. Так, автор пишет о том, что для администрации Барака Обамы Египет имеет большое значение в вопросе противостояния с Ираном, палестино-израильского конфликта, борьбы с терроризмом и нераспространения ядерного оружия. Хайятт пишет и о том, что Мубарак сотрудничал в вопросах Ирана и борьбы с терроризмом лишь настолько, насколько это было в его интересах. Мубарак топтал любые ростки демократических реформ, оправдывая это усилением радикального исламизма и запугивая американцев. Мубарак любил изображать исламистов в качестве единственной альтернативы своей власти (что также очень похоже на политику администрации Азербайджана с точки зрения западных дипломатов).

Вот что автор говорит об Азербайджане, «другой светской мусульманской диктатуре». Хайят пишет следующее: «Ильхам Алиев играет на страхах США об исламском радикализме и ценности своей нефти для США». Одновременно он фальсифицирует выборы и сажает журналистов. «Могут ли американские чиновники сказать ему, что статус-кво не будет долгим?», – задается вопросом автор.

В заключении стоит еще раз отметить, что вторая версия происходящего не так уж сильно противоречит первой. Пусть не по воле самого государства, а иностранных инвесторов, определенные реформы в стране происходят. Вопрос лишь об их долговечности…
Магеррам Зейналов, специально для newcaucasus.com

ПОДЕЛИТЬСЯ