Азербайджан – бал монополий

2419
Roulette Bets

Официальные власти периодически заявляют, что никаких незаконных монополий в Азербайджане не существует, что с точки зрения многих эспертов, да и простых граждан не совсем соответствует действительности.

Год назад парламентом был принят «Кодекс конкуренции», который, по словам председателя парламентской комиссии по экономической политики Зияда Самедзаде, призван защищать экономику Азербайджана от нездоровой конкуренции. Тремя годами ранее был принят закон «Об антимонопольной политике». Существует государственная комиссия по борьбе с монополиями, которую возглавляет, не кто-нибудь, а сам глава аппарата президента Рамиз Мехтиев. Существует также отдел Министерства экономического развития, который занимается борьбой с монополиями. Впрочем, теперь уже бывший министр экономического развития Гейдар Бабаев в свое время не упускал случая повторять, что противозаконных монополий в стране нет, а те, которые существуют (а их по официальным данным более ста) вполне естественны и легальны. Нынешний преемник Бабаева Шахин Мустафаев и вовсе этим вопросом не озабочен.

Для оппозициионных политиков и экономистов очевидно, что существующие законы и комиссии практически не работают. И действительно, к чему нужен отдел министерства по борьбе с «чем-то», если глава министерства уверен в том, что этого самого «чего-то», то есть – предмета борьбы не существует.

«Все эти законы не исполняются, так как идут вразрез с интересами чиновников-монополистов, – говорит член правления партии «Мусават», быший депутат Панах Гусейн, – Нужны реальные политические изменения, а не формальные законы — которые никто не собирается исполнять».

Дети – миллионеры

Нашумевшая этой весной статья в «Washington Post» о том, что в Дубае на имя детей четы Алиевых оформлена недвижимость стоимостью около $75 млн., вызвала бурю негодования со стороны президентского аппарата (который, впрочем, так эту информацию и не опроверг).

Однако на самом деле факт существования недвижимости на такую крупную сумму является лишь верхушкой айсберга. Важен сам принцип, по которому действуют государственные чиновники Азербайджана.

Общий расклад в стране таков – крупные и саме важные в стране монополии принадлежат родственникам (в основном детям) самых высокопоставленных чиновников — президента и министров. Это банки, мобильные и интернет-операторы, крупные строительные предприятия, т.е. все то, что приносит в стране самые большие и стабильные доходы. Существуют крупные компании, акционерами которых являются дети сразу нескольких высокопоставленных чиновников.

В менее крупном бизнесе монополистами оказываются мелкие чиновники и даже депутаты парламента, а также очень часто работники силовых структур.

Практически любой бизнес в стране, в той или иной степени, контролируется со стороны целого ряда инстанций от санэпидемстанции до налоговой. В подобной нездоровой экономической среде свободно себя сувствуют разве что монополисты.
По данным Центра экономических исследований 40% бизнеса в Азербайджане является теневым, а Всемирный банк дает оценку от 50 до 60%. Столь высокие показатели по данным центра связаны с тем, что практически любой бизнес в стране прямо или косвенно завязан на работниках госструктур.

Примерно такая же ситуация в регионах, где тон контролю над бизнесом и монополиями задают местные муниципалитеты. И здесь зачастую учредителями компаний являются дети местных чиновников, которые через административный ресурс не позволяют развиваться компаниям-конкурентам.

Можно отметить, что регулирующую роль в деятельности монополий играет Таможенный комитет. Уже на границе определяется, какой компании принадлежит ввозимый товар, и что с ним следует дальше делать.

Несмотря на высокую стоимость внутри страны зерновых, в стране продолжает действовать пошлина Таможенного комитета на ввозимые зерновые. По словам начальника отдела производства растительных продуктов и продовольственных запасов Министерства сельского хозяйства Сабира Велиева (в интервью агентству Turan), министерство не раз обращалось к правительству по вопросу о снятии пошлины, однако до сих пор получает отказы. По его словам, высокая стоимость продовольствия уже на прилавках (в том числе и зерна) связана с «препонами, создаваемыми со стороны различных госструктур». По словам чиновника, в стране существуют монополии на рынках. Перекупщики не пускают производителей на рынки, выкупают у них продукцию по низкой цене и продают в несколько раз дороже. Монополисты координируют свои действия, поэтому цены на всех рынках примерно равные и нет конкуренции, также, как и контроля в данной сфере. Велиев считает, что монополии существуют и в импорте сельхозпродукции – бананов, помидоров, яблок и прочего.

Возвращаясь к теме отцов и детей стоит отметить, что зачастую госчиновники переводят государственные предприятия и банки во владения своих чад, о чем на конкретных примерах будет показано ниже.

Дуумвират

Итак, бизнес в Азербайджане, как говорилось выше, поделен на сферы влияния. И чем больше проходит времени, тем четче становятся видны черты двух основных семейных группировок — кланов Пашаевых и Гейдаровых.

К семье Пашаевых принято относить саму первую леди страны Мехрибан Алиеву (в девичестве Пашаева), ее дядю – замминистра иностранных дел Хафиза Пашаева, дочерей Лейлу и Арзу Алиевых. Именно на их имена зарегистрированы банки, производственные и строительные компании, авиакомпании и много другого весьма прибыльного бизнеса.

Принадлежащая этой семье компания Pasha Holding включает в себя «дочерние» предприятия в виде Pasha Bank, Pasha Insurance (страховая компания), Pasha construction (строительная компания) и Pasha Travel (туристическая компания). Семья также является совладельцем Bank Standard, Kapital Bank, Xalq Bank, Bank Avrasiya (частично), и еще двух страховых компаний Xalq Sigorta и Azal Sigorta.

Примечательно, что семье принадлежит и сотовый оператор Nar Mobile — ставший с недавних пор монопольным дистрибьютором мобильных телефонов в стране. Семья также является владельцем телекомпании Lider TV и производителя косметики «Наргиз», крупнейших в стране информационных агентств «Тренд» и Day.az.

Известно много скандальных историй по приватизации государственных компаний со стороны Пашаевых. Так, часть государственной компании AZAL без предварительного тендера была продана холдингу Silk Way, принадлежащему Арзу Алиевой и лично жене главы компании AZAL Зарифе Гамзаевой.

По той же схеме государственный банк AZALbank был приватизирован и переименован в Silkwaybank. Тут единственными акционерами опять стал Silkway Holding, а также Арзу Алиева и Зарифа Гамзаева. Также и основной пакет акций государственной страховой компании AZAL sığorta был выкуплен Silkway Holding. Остальная часть акций была выкуплена дочерьми президента Государственного концерна «Azərbaycan Hava Yolları» Джахангира Аскерова Джамилей и Малахат (Məlahət) (по 10,58% каждая).

Еще одним известным детищем Пашаевых является Фонд Гейдара Алиева, активы которого еще менее прозрачны, чем бюджет страны. Возглавляет фонд, с момента его создания, супруга президента Мехрибан Алиева. До сих пор вопросы журналистов о том, октуда фонд получает средства, остаются без ответа. Своей политикой фонд создает так называемую «монополию на добро» для Мехрибан Алиевой. Реставрация культурных памятников, открытие новых школ и больниц, ремонт старых — все это происходит при поддержке фонда, который возглавляет первая леди.

Семья министра по чрезвычайным ситуациям Кямаладдина Гейдарова также имеет свои банки, страховые компании, строительный и пищевой бизнес, а также множество прочих предприятий, собственные туристические и развлекательные центры. Однако у клана Гейдаровых есть две существенные особенности. Во-первых, считается, что именно Кямаладдин Гейдаров контролирует таможенный комитет, который еще совсем недавно он сам и возглавлял. Во-вторых, в отличии от вышеупомянутой семьи Пашаевых, у Гейдарова в подчинении находятся многочисленные войска МЧС. Кроме того, его министерство имеет самые широкие полномочия на период любых чрезвычайных ситуаций, вплоть до получения контроля над армией. У МЧС есть собственные военные подразделения и тренировочные базы на всей территории Азербайджана.

Его отец, Фаттах Гейдаров, сейчас является членом парламента от горного района Габала, в прошлом хорошо зарекомендовал себя в работе с Гейдаром Алиевым, и потому в свое время поспособствовал назначению сына на прибыльную должность главы таможенного комитета.

Министерство по чрезвычайным ситуациям вполне официально контролирует пожарный департамент, пожарную инспекцию, санэпидемнадзор, государственный зерновой резерв (!), а также выдачу лицензий на строительство. Ни одно здание на территории Азербайджана не может быть построено без разрешения МЧС, и ни один бизнес не может функционировать без соответствующих справок от орагнизаций, подконтрольных министерству.

Семье Гейдаровых принадлежат компании по продовольственному консервированию, производству строительных материалов, бетона, асфальта, химикатов, кирпича, гипсовых материалов, кожи, текстиля, молока, соков, алкоголя, по продаже музыкальных инструментов. Компания European Tobaco Azerbaijan является абсолютным монополистом в стране по производству сигарет. Все производственные компании входят в Gilan Holding, которому также принадлежат одноименный строительный бизнес, разлвлекательные центры, рестораны и отели от дочерней компании Qabala, пищевые продукты Jala (в первую очередь, натуральные соки), United Enterprises International – компания-монополист по продаже в Европу азербайджанских ковров ручной работы. Также под контролем семьи и Caspian Fish Company — монополист на рынке белужьей икры в Азербайджане. Бизнес семьи в основном записан на сыновей Гейдарова – Ниджата и Талеха.

Кроем всего прочего, сыновья владеют футбольным клубом «Габала» (района, откуда происходит род Гейдарова). Эта команда практически полностью состоит из иностранных игроков, нанятых в основном в Бразилии и Аргентине. Впрочем, несмотря на баснословные финансовые вливания, клуб так и не стал успешным даже на территории Азербайджана.

Конечно же, Гейдаровы и Пашаевы не являются единственными влиятельными кланами, но эти кланы – две самые крупные и влиятельные семьи Азербайджана, пресекающие любые попытки создания альтернативного бизнеса на их «территории», монополисты практически во всех секторах бизнеса. Монополии, которые по данным многочисленных иностранных и независимых местных экспертов, тормозят развитие страны, и именно в тот период, когда благодаря высоким нефтяным доходам экономика Азербайджана могла бы успешно развиваться.
Магеррам Зейналов, специально для newcaucasus.com

ПОДЕЛИТЬСЯ