Выборы в Грузии: противостояние продолжится

1486

Многие грузинские политологи предсказывали кризис, который мог быть вызван досрочными выборами президента Грузии.

Так, президент социологического центра Georgian Opinion Research Business International (GORBI ) Мераб Пачулия перед выборами был уверен, что победу на выборах одержит Михаил Саакашвили, и тогда трудно предсказать, что может случиться непосредственно после выборов 5-го января. В частности, он не исключал и уличных выступлений народа.

«Оппозиции будет очень легко вывести на улицы несколько десятков тысяч человек. Конечно, не 20% и даже не 10% населения, но в абсолютных цифрах это будет большое число», – говорит Мераб Пачулия.

Это мнение разделяет и вице-президент Грузинского Фонда Стратегических Исследований Темур Якобашвили. По его мнению, выступления оппозиции будут, однако такие выступления вполне укладываются в рамки государственного строительства.

Предпосылкой для беспокойства среди политологов являются заявления лидеров Национального Совета Всенародного Движения (объединенная оппозиция). Лидер Консервативной партии Звиад Дзидзигури заявил журналистам, что Объединенное оппозиция не собирается признавать результаты выборов, если согласно данным Центральной избирательной Комиссии победу одержит Михаил Саакашвили. «Согласно всем социологическим опросам, мы являемся победившей стороной», – говорит Дзидзигури.

Руководитель «Партии Народа» Коба Давиташвили во время митинга 30 декабря заявил, что это предупредительная акция. «Народ не позволит сфальсифицировать его итоги. Каждый из нас будет защищать избирательные урны от фальсификации”, – заявил он прессе.

Представитель республиканской партии Ивлиан Хаиндрава в ходе телемоста Тбилиси-Москва-Вашингтон заявил, что его партия будет ориентироваться на мнение народа, который признает или не признает выборы.

В ходе предвыборной кампании оппозиция внесла несколько исков в суд против действий партии власти. В частности, Ассоциация молодых юристов (АМЮГ) подала иск против губернаторов нескольких регионов за то, что они участвовали в избирательной кампании, агитируя голосовать за Саакашвили. Партия «Тависуплеба» («Свобода») подала иски против министра по делам беженцев и расселению Грузии Кобы Субелиани, мэра Тбилиси Георгия Угулава, секретаря Совета национальной безопасности Александра Ломая и других должностных лиц за участие в предвыборной кампании кандидата в президенты Михаила Саакашвили.

Наконец, против Саакашвили и Бадри патаркацишвили был подан иск по обвинению в подкупе избирателей.

Как считает руководитель Кавказского института мира, демократии и развития Гия Нодия, радикализм в отношениях между властью и оппозицией обусловлен слабостью позиций политических партий.

«Оппозиционные партии умеют работать исключительно на негативе. Они используют только недовольство и протестное настроение. Нет позитивных фигур, и поэтому они всегда проигрывают выборы. Невозможно выиграть выборы только на негативе», – считает он.

Темур Якобашвили разделяет мнение о том, что политические партии в недостаточной мере управляют общественным мнением. «Сложилась ситуация, при которой с одной стороны мы имеем слабую оппозицию, а с другой – непопулярность партии власти (Единого национального движения Грузии). Это создает довольно опасную критическую массу не определившихся граждан. Их энергия может сыграть очень деструктивную роль», – говорит Якобашвили.

Президент GORBI Мераб Пачулия обращает внимание на противоречие, существующее в Грузии: в общественной жизни (в НПО, в политических партиях и профсоюзах) участвует относительно небольшое количество людей; с другой стороны, примерно 70% населения обсуждают политику у себя дома.

«Они не участвуют напрямую в политических вопросах. Но посмотрите, у нас уже почти 20 лет, как первой темой на повестке разговоров у людей остается политика. Это странная и ненормальная ситуация», – считает Пачулия.

Эксперты связывают слабость партий и поляризацию общества с отсутствием стабилизирующих компонентов: среднего класса и развитого капитала. По мнению Мераба Пачулия, средний класс был утерян в середине 90-х и до сих пор не восстановился. При этом, по его мнению, сегодня трудно идентифицировать средний класс Грузии, поскольку его определяет не только доход семьи, но и такие факторы, как район проживание, принадлежность той или иной социальной группе, образование, семья.

«Представители многих профессий, которые зарабатывают меньше, чем заправщик на бензоколонке, все равно считают себя средним классом. В данном случае количество заработанных денег не влияет на принадлежность «среднему классу», – говорит Пачулия.

Гия Нодия указывает на то, что в Грузии не сложилась бизнес-элита, которая выступает одновременно и спонсором политических процессов, когда речь идет о ее защите, и в то же время – сдерживающим фактором.

Эксперты сходятся во мнении, что отсутствие сдерживающих факторов и стремление оппозиции воспользоваться моментом может привести к политическому противостоянию.

«Они смогли этой осенью оседлать волну протеста, и их ошибка была в том, что они решили выжить все, – говорит Нодия. – Они увидели людей на улице и решили тут же сместить власть. Это была ошибка, поскольку это может привести к дискредитации оппозиционного движения. У них нет долгосрочного планирования, потому что они не уверены в своих силах».

Однако Нодия отмечает, что возможности для выступлений оппозиции сильно сузились после скандала с Бадри Патаркацишвили.

«Подобного рода разоблачения деморализуют массы. К тому же Патаркацишвили – самая главная сила внутри оппозиции, с точки зрения организации и финансов. Так что удар по нему, это не только разоблачение, но еще и ограничение способности действовать, потому что у государства появляется легитимное основание для арестов по обвинению в организации государственных переворотов», – говорит Нодия.

По мнению Мераба Пачулия, после выборов у власти будет гораздо больше пространства для политических маневров и поэтому не придется применять силу для разгона митингов.

«Скорее всего, народ проголосует за то, чтобы следующие парламентские выборы были проведены в апреле или мае, а не осенью. Тогда власть сможет перевести все спорные моменты в стены парламента. Но это преимущество надо иметь использовать, но я не уверен, насколько эффективно Саакашвили использует этот люфт».

Темур Якобашвили заявлял, что во многом ситуация зависит от результатов голосования:

«Если Саакашвили наберет на президентских выборах 60%, то никаких особых проблем не будет. Но если ЦИК объявит, что за него отдали голоса 90% избирателей, то никто эти выборы не признает, потому что сегодня у Саакашвили нет такого кредита доверия, как на прошлых выборах».

В то же время Якобашвили считает, что большую опасность противостояния представляют выборы в парламент.

Нодия считает, что выборы в Парламент гораздо более важны, потому что на президентских выборах оппозиция смогла только заявить о своих позициях и подготовить почву для дальнейшей политической борьбы.

Нестан Хубуная

ПОДЕЛИТЬСЯ