Жена президента как гарант стабильности страны

4088

В дате 21 февраля, наверно, есть что-то сакральное. Два года назад в этот день впервые рухнул манат, а с ним закончилась и стабильность. Через год, в этот же день, президент Азербайджана Ильхам Алиев назначил вице-президентом собственную жену…

Ситуация показалась комичной как людям внутри страны, так и тем, кто наблюдает за ситуацией со стороны. Например Союз мусульман Казахстана (СМК) и Мусульманский комитет по правам человека в Центральной Азии (МКПЧ ЦА) при поддержке азербайджанских мусульман предложили назначить на пост министра обороны президентскую тещу. Желая помочь азербайджанском президенту в подборе надежных кадров, казахские мусульмане выразили готовность подарить ему три новые жены, которым он может доверить самые ответственные посты в государстве.

Но на самом деле, решение Ильхама Алиева назначить Мехрибан Алиеву вице-президентом лишь вершина айсберга и лишь немного отражает процессы, происходящие в стране.

Что известно?

То, что определенный бизнес принадлежит властвующей семье сама семья не особо и скрывает. Глянцевые журналы, рестораны, заводы и даже банки называются в честь любимых отцов, детей и прочих родственников.

Но что касается взаимоотношений между кланами и как государство в целом готово противостоять вызовам, связанным с подешевевшей нефтью, обо всем этом судить можно исключительно по косвенным признакам, так как все эти годы правящая элита старалась как можно дальше дистанцироваться от общества и «не выносить сор из избы».

Назначение Мехрибан Алиевой было ожидаемым еще с прошлого года, когда путем референдума были внесены поправки в законодательство – был создан пост вице-президента, точнее целых три поста — первого, второго и третьего вице-президентов.

Тогда многие сошлись во мнении, что эти кресла готовятся для членов семьи, а именно для жены и сына (Гейдара Алиева-младшего).

«Это не первый раз, когда власть меняет Конституцию исключительно в целях укрепления позиции царствующей семьи», – говорит глава оппозиционной партии «Народный Фронт» Али Керимли, – Подобное случалось на референдумах в 2003 и 2009 годах».

Но были и другие, весьма любопытные дополнения. В частности, президент получил право в любое время единолично назначать новые президентские выборы и право в любое время уйти в отставку с меньшим количеством проволочек. Причем после отставки власть автоматически передается не премьер-министру (нынешний премьер Артур Расизаде 21 год занимает эту должность и несколько дней назад ему исполнилось 82 года), а вице-президенту.

В этой связи назначение супруги президента на должность вице-президента может говорить о том, что одним из вариантов дальнейшего развития событий может стать «Операция преемник» восточного разлива.

Причины

Как и во многих других случаях, причины можно найти в экономике.

«Не единожды обещанные государством реформы в Азербайджане хоть и идут, но с большим скрипом, – говорит экономист Анвер Юсифли. – Как итог – национальная валюта продолжает падение, за ней падают и доходы, сокращаются рабочие места. Несмотря на многочисленные законодательные инициативы капитал продолжает покидать страну».

Упрощение визового режима привело к тому, что в Азербайджане наконец появились иностранные туристы. В прошлом году только местные отели приняли около 300 тысяч иностранных граждан.

Прозрачнее стала работа таможенного комитета, что принесло странные сюрпризы. Так, в 2016 году Азербайджан по официальным данным увеличил импорт помидоров в 85 раз, авокадо в 67 раз, рыбы путассу в 6 раз (идет на корм собакам и кошкам в основном), папайи в 5 раз (почему-то из России), лука в 4 раза, экстракта квебрахо в 2 раза, огурцов в 2 раза и т.д.

Кроме того, проводятся налоговые реформы. В прошлом году был подписан пакет сразу по более чем 200 изменениям в налоговом кодексе. Тем не менее, все что делается в Азербайджане в вопросе противостояния кризису упирается в глухую стену воровства, некомпетентности и вертикальной (почти единоличной) системы принятия решений.

С воровством все ясно. Какие бы решения не принимались, их исполнение упирается в коррупцию.

Решения по сколь-либо важным вопросам принимается не путем обсуждения, не министерствами и ведомствами, депутатами или экспертными советами, а непосредственно президентским аппаратом. Как итог — многие решения просто не могут быть исполнены из-за отсутствия нужных механизмов. В Азербайджане самая высокая средняя налоговая нагрузка (39% против 16% в Грузии и 20% в Армении), не отлажены способы осуществить изменения, конечная цель которых — как было показано в стратегической «дорожной карте» опубликованной еще в декабре — улучшение бизнес-климата и создание условий для инвестиций.

В реальности даже громко объявленная налоговая амнистия коснулась только начисленных штрафов (в основном необоснованных и откровенно вымогательских) да и то не для всех.

Очевидный итог вышесказанного — это неминуемое обнищание всей страны.

Репетиция всего того, что может ждать страну, состоялась в январе прошлого года, когда все регионы (кроме относительно сытого Баку) охватили стихийные митинги. Тогда стоимость нефти упала до 23 долларов, резко подорожали продукты первой необходимости, а бюджетные органы охватила волна массовых увольнений (точнее, выхода в вынужденные отпуска). Тогда ситуацию удалось урегулировать исключительно за счет накопленных валютных ресурсов (а именно, удалось относительно сдержать инфляцию и сохранить работу бюджетникам).

Но и ресурсы не бесконечны. Азербайджан уже второй год осуществляет трансфер средств из Нефтяного Фонда прямиком в бюджет, который в долларовом эквиваленте вдвое меньше додевальвационного и, тем не менее, дефицитен. Но проблема в том, что в Нефтяном Фонде уже нет тех 36 миллиардов, которые были туда когда-то вложены.

Азербайджан покупал золото в период пика его стоимости. Кроме того, огромные суммы вложены в недвижимость и в гостиничный бизнес в разных странах. Перевести эти ресурсы в валюту очень трудно и в любом случае, не обойдется без потерь.

Одновременно с этим, Азербайджан взял финансы по различным газовым и нефтяным обязательствам в общей сложности на 12 миллиардов долларов, которые должен выполнить в течение ближайших пяти лет.

Нынешние экономические и финансовые проблемы могут привести к коллапсу экономики, а затем к политическому кризису, на который власть загодя отвечает консолидацией, которая затем может перейти в разного рода политические маневры с целью отвлечения внимания и вселения немотивированных надежд: вроде внезапных и внеочередных президентских выборов и «операции преемник».

Новоназначенный вице-президент пообещала оправдать доверие супруга-президента.

А в обращении к народу Мехрибан Алиева заявила следующее: «Моя работа на новом посту ставит уже новые задачи, открывает новые возможности.

Я смотрю в будущее с оптимизмом. Азербайджан сегодня – это сильное, состоявшееся государство. У нас есть большой потенциал для развития. И самое главное, у нас есть человеческий капитал. Я верю в свою страну, я верю в вас, в нашу с вами, дорогие друзья, общую созидательную энергию.»

Вот и получается, что жена президента обещает стать своеобразным гарантом стабильности страны…

Как отмечает азербайджанский политик и экономист Натик Джафарлы, «сегодня де-юре закрепилось то, что было известно де-факто. Но по прежнему остается шанс, когда ситуация настолько расшатает систему, что та в отчаянии пойдет на настоящие реформы».

Анар Амиров, специально для newcaucasus.com

Коллаж newcaucasus.com