Каха Гоголашвили: Россия в Карабахе переходит к модели «миротворцев» в Абхазии и Южной Осетии

2129
Фото dw.com

Южный Кавказ и Карабахский конфликт, что ждет Азербайджан, Армению и Грузию после ввода российских миротворцев в зону конфлика, роль Турции и аналогия с Абхазией и Южной Осетией — об этом и многом другом рассказывает в эксклюзивном интервью newcaucasus.com директор Центра изучения ЕС в грузинском Фонде стратегических и международных исследований имени Александра Рондели Каха Гоголашвили (Тбилиси).

– Могут ли представлять угрозу для Грузии российские миротворцы, введенные в зону Карабахского конфликта?

– Прямой угрозы эта группировка Грузии не представляет, поскольку это не регулярные войска, а миротворцы, и у них нет тяжелого вооружения, нет артиллерии и ракет. Но в любом случае увеличение российского контингента и баз на Южном Кавказе очень отрицательно влияет на безопасность в регионе как таковую. И в частности – на безопасность Грузии.

Есть три важных момента: 1. Азербайджан был единственным государством на Южном Кавказе, где не было российских войск. А теперь там будут присутствоват военные России. 2. Российские войска будут контролировать сообщение между Арменией и Карабахом, а также между Нахичеванской автономией и остальным Азербайджаном. То есть, Россия получает дополнительный полувоенно-полуполитический рычаг влияния. 3. Россия получает новые рычаги влияния на наших соседей – для Грузии это очень невыгодная ситуация.

– И в чем заключается невыгодность для Грузии?

– У нас с Азербайджаном стратегические отношения, с Арменией – очень хороши добрососедские отношения. А Россия, имея такие рычаги воздействия, может создать нам определённые проблемы. Это и является дополнительным неудобством и вызовом для Грузии.

– Если Азербайджан помирится с Арменией, то новые транспортные потоки будет удобней провести через Армению. Не выгоднее ли для Грузии был прежний статус-кво?

– Да, конечно, определенные сложности могут возникнуть в этом отношении, но мне кажется, Россия не скоро даст возможность осуществиться такому партнерству между Арменией и Азербайджаном. Даже несмотря на прекращение огня. Отдельно отметим, что на момент ввода российских «миротворцев» не было даже соглашения, а только декларация. То есть, Россия уже находилась незаконно на территории Азербайджана, так как на тот момент не было законного основания для присутствия там российских войск. Для этого было необходимо межгосударственное соглашение, ратифицированное парламентом. Но этого не было. То есть, Россия уже была готова осуществить интервенцию.

Мне кажется, что полного примирения между Арменией и Азербайджаном Россия может не допустить, именно потому, что возникновение второго коридора через Армению для России – чересчур много. России и так не нравится, что каспийская нефть и газ поступают в Европу через Грузию, что была проведена железная дорога из Азербайджана в Турцию через Грузию, что потоки может быть даже китайских товаров могут пойти через Грузию. Если будет открыта железная дорога из Азербайджана через Армению и Нахичевань в Турцию, появится дополнительный коридор, который будет конкурировать с российской монополией. Собственно, для этого Россия и воюет на Кавказе – чтобы сохранить свою монополию на евроазиатский транзитный коридор как сухих грузов, так и энергоносителей (нефти и газа). Поэтому многие считают, что это убийственно для Грузии – и в этом есть большая доля правды, потому что если дорога пройдет через Армению, она будет короче и удобнее. Даже трубопроводы, проложенные через Грузию, длиннее, чем если бы они прошли через территорию Армению. Некоторые эксперты считают, что Грузия потеряет свою транзитную функцию. Но я думаю, что если будет достигнут реальный мир между Азербайджаном и Арменией, то Грузия в любом случае больше выиграет экономически, потому что регион станет более целостным, более оживленным, экономики начнут развиваться, и через Грузию пойдет еще больше грузов. Я не говорю уже о политических выгодах – в случае мира начнутся евроинтеграционные процессы, так что Грузия сможет повысить свое политическое значение, как один из трех игроков. Именно поэтому я не думаю, что Россия будет содействовать мирному развитию региона. Поэтому, скорее всего, подписание мирного соглашения между Арменией и Азербайджаном по статусу Нагорного Карабаха, каким бы он ни был, вплоть до независимости оставшейся под контролем де-факто властей территории, или наоборот об автономии – для России будет крайне невыгодно. Так как в этом случае и российские миротворцы, и военная база в Гюмри не будут нужны, Москва потеряет рычаги давления на Армению и Азербайджан. Этот режим прекращения огня без политического урегулирования мне очень напоминает такой же режим, какой был в Цхинвальском регионе – когда половина территории была под контролем де-факто властей, а на другой части стояли российские «миротворцы». Это продолжалось долго, но ничем хорошим не закончилось. То есть, Россия в Карабахе постепенно приходит к той модели, которая была в Южной Осетии и Абхазии.

– В Армении будет расти недовольство Россией? Ведь, все-таки, она бросила Армению в самый ответственный момент и допустила гибель тысяч человек…

– Пока статус Карабаха не разрешен, Россия продолжит влиять на Армению. К тому же этой войной Россия опять доказала Армении, что никто кроме нее не сможет спасти армянское государство от военного противостояния с противником. Сейчас все зависит от Азербайджана – если Баку убедит Ереван в том, что не собирается больше применять силу для восстановления контроля над остальной частью Карабаха, то Армения, конечно, начнет постепенно уходить из под влияния России. Но если угрозы армянскому населению в Карабахе не исчезнут, то политика Армении не изменится, а Россия достигнет всех своих задач.

– Есть ли основания ожидать, что Армения в будущем согласится на сотрудничество с Азербайджаном?

– На сегодняшний день под контролем Армении остались те территории, где проживала большая часть армян до начала войны, не считая Шушу, где было смешанное население. Но остальная часть, контролируемая сегодня правительством в Степанакерте, в принципе, состояла из армянонаселенных сел. Так что армяне на деле не очень много потеряли на этой войне. Им пришлось отдать те регионы, которые они не могли заселить, служили просто буфером. И буфером дорогим, поскольку там приходилось держать войска, контролировать его. Хотя и говорят, что исход войны стал катастрофой для Армении, конечно же, были человеческие и экономические потери, но в плане потерь территорий катастрофы не было. Можно сказать, что и де-факто независимость Карабаха была сохранена. В этом плане Армении Россия пока что нужна. И эта ситуация Россией будет поддерживаться. Пока Армения и Азербайджан окончательно не договорятся, Россия будет контролировать как минимум Армению, но, как мы видим, у нее появилась дополнительная возможность контролировать и Азербайджан. Москва всегда сможет перекрыть коридор через Зангезур и использовать этот фактор в качестве рычага давления на Баку. А Лачинский коридор – это рычаг давления на Ереван, так как если раньше он контролировался Арменией, то сейчас – Россией. Россия получила еще больше рычагов против Армении, которые она в любой момент может отдать Баку. А Азербайджан, в свою очередь, сделает все, чтобы «задушить» оставшуюся часть Карабаха.

– Насколько реальны опасения, что получив под свой контроль Лачинский коридор, Азербайджан пойдет на «удушение» Степанакерта? Ведь Азербайджан деклалировал добрую волю и отказ от этнических чисток, согласившись ввести российских миротворцев. При том, что после Шуши взять Степанакерт, скорее всего, не составляло труда.

– Насколько это добрая воля – большой вопрос. Возможно, это был ультиматум со стороны Москвы. Вполне вероятно, что Кремль оговорил еще до начала конфликта: я вам дам возможность захватить территории, которые были заселены азербайджанцами, но красная линия – не трогать Степанакерт и не идти дальше Шуши. А скорее всего, даже еще раньше, до начала войны они уговаривали Никола Пашиняна подписать договор и отдать эти семь регионов, которые, согласно Мадридским принципам, Армения должна была передать Азербайджану. Совет Безопасности ООН также предписывал вернуть эти районы Азербайджану. Пашинян проиграл политически потому, что ему не хватило смелости противостоять «карабахской» политической группировке, которая очень экстремально требовала вести войну до конца и втянуть в нее всю Армению полностью. Скорее всего, он испугался идти на компромисс. А на компромисс нужно было идти раньше – Армения проиграла бы меньше. В этом случае не надо было бы отдавать коридор под контроль Кремля.

Я думаю, что Азербайджану было бы выгодно взять Степанакерт под контроль. Хотя, с другой стороны, это привело бы к негативным последствиям – 150 тысяч армян стали бы беженцами и выехали бы в Армению. Для Азербайджана это стало бы проблемой, так как международное сообщество могло его обвинить в проведении этнической чистки. А это, в свою очередь, дало бы большую легитимацию так называемой «гуманитарной интервенции» со стороны России, она могла бы вторгнуться в Азербайджан и прямо вмешаться в конфликт.

Кроме того, скорее всего, Турция участвовала во всех переговорах и искала пути выхода из этой ситуации. Я думаю, последнее слово было за Турцией. В конечном счете, Россия допустила столкновения в Карабахе. Может быть, ей было выгодно ослабить Азербайджан, который потерял в войне много человеческих и финансовых ресурсов. Мы не знаем, какими ресурсами обладал Азербайджан на момент окончания боевых действий. Может быть, у Баку больше не было возможности установить контроль над незанятыми к тому времени территориями. Возможно, Россия дала возможность Азербайджану истратить ресурсы. Не исключено, что Азербайджан после более чем месяца боев уже не имел возможности продолжать войну.

Полностью Карабахский конфликт не разрешен. И какую-то цену за прекращение военных действий Азербайджан, конечно, платит. Это и присутствие войск России, и российский диктат, который, возможно, распространится даже на внешнюю политику Азербайджана.

– Возможно, что Армения и Азербайджан изменят свои добрососедские отношения с Грузией под влиянием России?

– Я думаю, что сейчас Грузии нужно действовать очень осторожно, хотя от нынешнего правительства, к сожалению, не приходится ждать продуманных шагов, так как оно занято внутренними проблемами. Грузии очень выгодно если Армения и Азербайджан договорятся по статусу Карабаха. В этом случае напряжение будет снято, откроются все коридоры для торговли между тремя странами, начнут реализовываться региональные проекты. Тогда и грузинский порт Анаклия будет более востребован и задействован. А России придется уходить из региона, потому что Армении не будет никакого смысла держать российскукю базу в Гюмри, так как безопасность Армении будет гарантирована региональными соглашениями. Да даже если база и останется, то не будет играть большой роли, поскольку не будет представлять из себя рычага давления. То есть, регион может превратиться в некий кавказский Бенилюкс с зоной свободной торговли, например. Да все что угодно для экономического развития. Что касается разрешения конфликтов в самой Грузии, то это уже несколько отдаленная перспектива.

Беслан Кмузов, специально для newcaucasus.com