Осень 2022 – армянский гамбит

2100

Два года назад внимание всего мира было обращено на Южный Кавказ, где завершилась 44-дневная война между Арменией и Азербайджаном. Сейчас Южному Кавказу уделяется гораздо меньше внимания. Главный вопрос – война в Украине, которая определяет остальные международные события. Особенно так или иначе связанные с одним из участников военных действий – Россией, а также российскими международными инициативами. И Южный Кавказ в этом смысле – не исключение.

Россия и Запад – кто вперед?

Даже количественный анализ встреч лидеров Армении и Азербайджана позволяет сделать первые выводы о том, что решение конфликта к 2020 году назрело, а для Азербайджана, где Ильхам Алиев постоянно подвергался критике за нерешенность Карабахского вопроса, имело важнейшее внутриполитическое значение.

Так, с 2008 по 2018 годы состоялось девять встреч между Ильхамом Алиевым и Сержем Саргсяном. При этом, в 2016 году произошла четырехдневная война, в результате которой Баку получил незначительные территории Нагорного Карабаха/Арцаха.

За два с небольшим года премьерства Никола Пашиняна, с 2018 года до начала второй Карабахской войны, он встречался с Алиевым шесть раз. Интенсификация встреч лидеров и, соответственно, стремление решить Карабахский вопрос, как минимум, с азербайджанской стороны – налицо.

После 44-дневной войны, до февраля 2022 года за полтора года – пять встреч. А вот начиная с февраля 2022 по конец октября, за неполный год – снова пять встреч. Обилие встреч в 2022 году между лидерами объясняется не только желанием решить Карабахский вопрос, но и геополитической борьбой в регионе. Ведь четыре из пяти встреч в 2022 году прошли при посредничестве лидеров ЕС, а не России, которая ранее являлась основным модератором в армяно-азербайджанских отношениях.

Азербайджанский политолог, журналист Рауф Миркадыров считает, что Запад преследует цель вытеснить Россию на Южном Кавказе. Причем, этот вопрос, как особо отмечает эксперт, страны Запада решают «сегодня и сейчас».

Армянский эксперт Рубен Меграбян подчеркивает при этом особую роль США. А по мнению главы армянского «Института Кавказа» Александра Искандаряна, между странами Запада и Россией безусловно присутствует ревность и соперничество на южно-кавказском направлении.

Гарантии безопасности Армении

Одной из проблем для Еревана, после поражения во второй Карабахской войне стали гарантии безопасности как жителям Нагорного Карабаха, так, последние несколько месяцев и жителям «большой» Армении. Так, фактически накануне саммита стран ШОС, который начался в Самарканде 13-14 сентября, завязались вооруженные перестрелки в районе армянских городов Варденис, Горис и Джермук, с применением артиллерии. В результате которых, только по официальным данным сторон, погибло более 200 армянских и 80 азербайджанских военнослужащих.

Практически сразу официальный Ереван обратился за помощью в организацию ОДКБ. Однако, фактически Армении в помощи со стороны ОДКБ было отказано.

Грузинский источник, пожелавший остаться не названным, считает, что на эскалацию на тех участках армяно-азербайджанской границы, которая официально признается обеими сторонами, пошла азербайджанская сторона для того, чтобы получить реакцию Путина на саммите ШОС. Но российский президент оставил перестрелки на армяно-азербайджанской границе без внимания.

Александр Искандарян придерживается мнения, что Азербайджан после начала украинской войны, активно прощупывает «красные линии» в отношении Армении, в ситуации, когда дела на Южном Кавказе рассматривается по «остаточному» принципу. По мнению же грузинского эксперта, Азербайджан подобными действиями стремится подтолкнуть Ереван к скорейшему подписанию мирного договора в выгодной для себя позиции.

Рубен Меграбян отмечает, что ОДКБ во главе с Россией по факту не справляется с выполнением уставных и договорных обязательств. По мнению эксперта, «Россия в силу нежелания или неспособности, не справляется со своими обязательствами и в рамках двусторонней договорно-правовой базы».

Тем не менее, пока у Армении нет других, по крайней мере прописанных гарантий безопасности, кроме как ОДКБ и двустороннего соглашения между Россией и Арменией. По мнению Рауфа Миркадырова, пока не заключён мирный договор между Азербайджаном и Арменией, последней не избавиться от российской опеки. В дальнейшем же, как считает азербайджанский эксперт, гарантом армянской безопасности в целом, и безопасности в регионе может выступить, как ни парадоксально, Турция.

Однако армянский журналист, политический обозреватель Рубен Меграбян, считает, что реальную безопасность Армении могут обеспечить только гарантии стран Запада.

Гражданские миссии на армяно-азербайджанской границе

Очевидно, в рамках соревновательности с Россией на южно-кавказском направлении, о чем говорят эксперты, Совет Европы объявил о решении послать на армяно-азербайджанскую границу миссию мониторинга, которая состоит из 40 человек. Коллектив наблюдателей набран из состава мониторинговой миссии, находящейся в Грузии с 2008 года. В Армении гражданская миссия проработает два месяца и ее выводы, по всей вероятности, лягут в основу работы комиссии по делимитации границы между Арменией и Азербайджаном.

Рауф Миркадыров считает, что именно в аспекте состязательности России и Запада на Южном Кавказе стоит понимать появление гражданской миссии на границе между Арменией и Азербайджаном. «Ведь еще год назад появление международных сил на Кавказе невозможно было представить. А теперь, даже спрашивать Москву не собираются», – особо отмечает эксперт.

Рубен Меграбян, в свою очередь считает, что миссия ЕС станет действенным сдерживающим фактором в регионе: «Это миссия по сбору фактов, работа которой потребует времени. И это время – еще и время для Азербайджана, чтобы отвести войска на исходные позиции, разрядить напряженность на границе». Но в среднесрочной перспективе по мнению армянского журналиста, ее работы может оказаться недостаточно.

В то же время, по мнению Александра Искандаряна, европейцы вряд ли стремятся вытеснить российских миротворцев из Арцаха, а скорее дополняют миротворцев на армяно-азербайджанской границе.

Разумный синтез или…?

При всем том, что вся международная политика сейчас, по словам Искандаряна, «зацентрована» на украинской войне, а Южным Кавказом основные политические центры силы занимаются по остаточному принципу, отказываться от региона, особенно, в рамках будущих транснациональных экономических транспортных коридоров, которые никак не минуют Кавказ, никто не намерен. И это продемонстрировала сочинская встреча Алиева, Пашиняна и Путина, на которой не было подписано никаких решающих документов, но она обозначила по меньшей мере, большую заинтересованность Кремля в Южном Кавказе, несмотря на все сложности Москвы на украинском направлении. Не меньшую заинтересованность Запада в Южном Кавказе подчеркнула встреча глав МИД Армении, Азербайджана и США в Вашингтоне уже после переговоров в Сочи, которая состоялась 7 ноября, и считывается как ответ на сочинскую встречу.

Очевидно, можно приветствовать как брюссельские, сочинские, так и вашингтонские встречи официальных лиц Армении и Азербайджана, если они приблизят долгожданное подписание мирного договора между странами. Однако, по мнению Александра Искандаряна, прорывные документы вряд ли будут подписаны между сторонами в ближайшее время, так как взгляды сторон еще далеки от взаимоприемлемого компромисса. На встречах лидеров государств, как особенно отметил политолог, все чаще звучат слова о том, что существующие проблемы между сторонами будут решаться мирным способом. Что само по себе вселяет надежду.

Сергей Жарков, специально для newcaucasus.com