РФ-Грузия-ЕС: недоинтеграция

4054
фото TAV Georgia

10 мая 2023 года президент РФ Путин своим указом №335 «О порядке въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации граждан Грузии» «широким жестом» разрешил гражданам Грузии посещать свою необъятную страну с 15 мая того же года без визы на 90 дней каждые полгода.

Другим указом были отменены запреты на полеты в РФ, прекращенные 8 июля 2019 года указом от 21 июня 2019 года (Указ Президента Российской Федерации от 10.05.2023 № 336 «О признании утратившим силу Указа Президента Российской Федерации от 21 июня 2019 г. № 287 «Об отдельных мерах по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации и защите граждан Российской Федерации от преступных и иных противоправных действий»).

Напомним, что данный запрет был введен после протестов в Тбилиси в июне 2021 года, спровоцированных визитом депутата Госдумы Сергея Гаврилова, который прибыл в столицу Грузии в качестве главы Межпарламентской ассамблеи православия. Заседание ассамблеи проходило в парламенте Грузии, а Гаврилов занял кресло спикера, что вызвало тогда в Тбилиси волну протестов, жестко подавленную силовыми структурами.

Визовый режим между Грузией и Россией был введен по решению тех же российских властей в 2000 году, то есть еще при правительстве Эдуарда Шеварнадзе. И отменен в одностороннем порядке для россиян в 2012 году уже президентом Грузии Михаилом Саакашвили через четыре года после российско-грузинской войны 2008 года, в результате которой общепризнанные границы суверенной Грузии были нарушены, а Абхазия и Южная Осетия оккупированы российскими войсками.

Авиасообщение между странами также прерывалось трижды. Первый раз по инициативе Москвы в 2006 году после ареста в Грузии российских офицеров, обвиненных в шпионаже. В 2008 году авиасообщение было восстановлено, но вскоре вновь прервано из-за августовской войны и разрыва дипломатических отношений. В 2014 году полеты вновь возобновились, но в 2019-м авиасообщение вновь отменилось после «ночи Гаврилова».

Ну что, теперь радостно полетели, сбросив с себя все обиды прошлого? До приостановки авиасообщения в Грузию летали российские «Аэрофлот» и ее «дочка» «Победа», S7, Nordavia, «Уральские авиалинии» и Red Wings, а также грузинские Georgian Airways и MyWay Airlines. Сейчас полетели только российский «Азимут» (с 19 мая 2023 года) и грузинская Georgian Airways с 20 мая 2023 года).

Однако всеобщего ликования грузинского народа по поводу, как выразился председатель «Грузинской мечты» Ираклий Кобахидзе, снятого «наказания, наложенного на граждан Грузии», не случилось. А случились протесты у тбилисского аэропорта имени Шота Руставели и возле здания Парламента Грузии. Правда, не очень многочисленные.

Реакция президента Грузии Саломе Зурабишвили также была однозначно жесткой. Она осудила действия российских властей и назвала их решение «провокацией». Госпожа президент также объявила бойкот Georgian Airways и заявила, что не будет пользоваться услугами авиакомпании, которая включила Россию в список своих направлений. К протестам против полетов в Россию присоединилась грузинская оппозиция и часть грузинского общества, несогласного с подобными шагами сближения Грузии и России.

Госдеп США также выразил свою обеспокоенность восстановлением прямого авиасообщения между Россией и Грузией и предупредил, что грузинские сервисные компании в аэропортах могут попасть под санкции.

Естественно, что на появление российских рейсов в расписании грузинского аэропорта отреагировали и украинцы, потребовав распространить международные санкции на авиакомпанию Georgian Airways, а также на компанию Aero Handling Georgia, созданную для обслуживания российских авиакомпаний.

Очевидно, что подобные решения вызывают беспокойство у грузинского народа, в абсолютном большинстве своем (75% согласно опросу Национально-демократического института – NDI) поддерживающего западный курс и интеграцию Грузии в ЕС.

Насколько же могут помешать возобновленные полеты в Россию евроинтеграции Грузии? Для этого нужно немного углубиться в историю этого вопроса.

Целью обретшей в 1991 году суверенитет Грузии всегда было сближение с Европой. Особенно после прихода к власти в результате «Революции Роз» Михаила Саакашвили, который объявил о начале интеграции страны с Евросоюзом и НАТО. Запад однозначно поддержал начавшиеся реформы в Грузии.

1 июня 2006 года Грузия отменила визы для граждан ЕС, а 8 марта 2017 года Европейский союз внес Грузию в список стран, граждане которых могут посещать Евросоюз без виз, о чем министерство иностранных дел Грузии сообщило на своей странице в Facebook. Изменения вступили в силу через 20 дней после опубликования, то есть 28 марта 2017 года.

После начала полномасштабного вторжения России в Украину 3 марта 2022 года Грузия совместно с Украиной и Молдовой подала заявку на членство в ЕС, а 11 марта 2022 года получила опросные листы от ЕС, которые необходимы для предоставления статуса кандидата.

23 июня 2022 года саммит лидеров стран Евросоюза согласовал статус кандидатов в ЕС для Украины и Молдовы. Грузия в этот список не попала. Ей может быть присвоен этот статус в октябре 2023 года после выполнения 12 условий. Эти условия следующие:

– преодоление политической поляризации в духе «соглашения Шарля Мишеля»;

– гарантия работы всех политических институтов, укрепление их независимости и подотчетности;

– реформа судебной системы (5 апреля 2023 года Госдепартамент США уже наложил санкции на четверых грузинских судей, что не прибавляет очков грузинской власти);

–  укрепление независимости Агентства по борьбе с коррупцией (кстати, при президенте Саакашвили коррупция в Грузии была практически побеждена);

– осуществить «деолигархизацию» (чего стоит один, но главный грузинский олигарх Бидзина Иванишвили!);

– усиление борьбы с организованной преступностью;

– обеспечение свободных и независимых СМИ;

– принятие мер по усилению защиты прав человека уязвимых групп (в Грузии последний «Марш достоинства» 5 июля 2021 года был сорван гомофобами, в результате которого скончался оператор телекомпании «Пирвели» Лексо Лашкарава);

– консолидация усилия по укреплению гендерного равенства и борьбе с насилием в отношении женщин;

– обеспечение вовлечения гражданского общества в процессы принятия решений на всех уровнях;

– изменение законодательства привлечения в обсуждения решений ЕСПЧ в грузинских судах;

– обеспечение независимого кандидата при назначении нового Народного защитника (омбудсмена).

Конечно, нет невыполнимых условий. И при желании правительство страны может соотнести все условия Евросоюза в соответствии с его требованиями. Однако в своем стремлении к евроинтеграции должно быть взаимное желание не только правительства страны, но и грузинского общества, которое во многом остается по-восточному патриархальным и консервативным.

Несомненно, в чем-то премьер-министр Ираклий Гарибашвили и прав, говоря, что Грузия может претендовать на членство в ЕС наравне с Украиной и Молдовой, где есть такие же недочеты, территориальные проблемы, олигархи, несовершенная судебная система, коррупция и т.д. Действительно, не будь войны, Грузия могла бы получить статус первой из этой троицы. Ведь и коррупция, и управление страной олигархами (Плахотнюк и Шор в Молдове; Коломойский, Ахметов и другие в Украине), та же коррупция, а в Украине она процветала. Но… Война внесла в этот расклад свои коррективы. Страна, подвергшаяся жесточайшей российской агрессии, страна, в которой каждый день совершаются чудовищные преступления соседним государством, нуждается в большей защите и поддержке. Молдова тоже в этой ситуации делает последовательные шаги: из действующих в ЕС 38 санкционных режимов в отношении России Молдова присоединилась уже к 22 и рассматривает возможность поддержать и оставшиеся.

А Грузия, судя по поведению ее лидеров, хочет усидеть на двух стульях сразу. Нельзя не признать, что 2022 год, явившийся для той же Украины самым страшным годом в ее современной истории, был экономически самым удачным для Грузии, когда ее экономика, согласно данным Национальной службы статистики Грузии (Сакстати), выросла в среднем на 10,1% благодаря восстановлению туризма и большому притоку мигрантов и капитала из России.

К тому же Грузия в значительной степени зависит от российских поставок зерна, муки, подсолнечного масла, нефти и нефтепродуктов, растет газовая зависимость от России. И правительство не делает ничего, чтобы уменьшить эту зависимость и диверсифицировать экономику.

Грузия не присоединялась к основным санкциям против России, да и обвинения в посредничестве страны к обходу этих самых санкций звучат все чаще. Поэтому чисто практически понятны действия грузинской власти.

Но вернемся к возобновлению полетов. Насколько восстановление авиасообщения может повредить Грузии в ее стремлении стать частью Европы?

Так называемые «авиасанкции» вошли во один из первых пакетов санкций в противодействии российской агрессии на Украине.

И хотя компания «Азимут» использует не Airbus и даже не Boing, а всего лишь доморощенный SukhoiSuperjet 100, который, кстати, летает на французских двигателях SaM-146, согласно европейскому запрету государства-члены ЕС должны отказывать в разрешении на посадку, взлет или пролет над своей территорией любому воздушному судну, эксплуатируемому российскими авиаперевозчиками, или зарегистрированному в России, либо не зарегистрированному в России, но которое находится в собственности России. А это значит, что Грузия, желающая войти в европейскую семью, не должна была допускать прямые перелеты между Россией и Грузией.

Поэтому очевидно, что реакция Запада не заставила себя ждать. Госдеп США выразил обеспокоенность восстановлением прямого авиасообщения между Россией и Грузией и предупредил, что грузинские сервисные компании в аэропортах могут попасть под санкции.

А посол Европейского Союза в Грузии Павел Герчински передал грузинскому вице-премьер-министру, главе Министерства экономики Левану Давиташвили демарш в связи с восстановлением прямого авиасообщения между Тбилиси и Москвой, к которому присоединились 27 стран ЕС.

Конечно, возобновление авиасообщения – это дополнительная ложка дегтя, но реформа судебной системы и независимость СМИ для самого грузинского общества и для евроинтеграции страны гораздо существенней и важней.

Почему либерализация визового режима и разрешение полетов произошло именно сейчас? Сложно ответить на этот вопрос однозначно и с определенной долей уверенности. Сложно догадаться, какими реальными намерениями руководствовался Путин, подписывая эти указы. Да, это облегчит небольшой части граждан Грузии поездки в Россию и общение с родственниками и друзьями. Но то, что это было сделано именно в разгар войны в Украине, на фоне конфронтации России со всем цивилизованным миром, воспринимается как пощечина грузинскому народу…

Возможно, Кремль таким образом выразил свою благодарность за некоторую лояльность грузинских властей. На этом фоне заявление российского политолога Николая Силаева, что Москва ждала благоприятных обстоятельств, а они все не наступали, а сейчас как раз наступили эти самые благоприятные условия в виде очень разумной политики Грузии по отношению к украинскому кризису, только могут подливать масла в огонь и так «неспокойного» грузинского общества.

Электорат правящей партии «Грузинская мечта» в основном поддерживает отмену виз. Многие из них родились еще в СССР и контакты с Россией воспринимаются такими людьми скорее положительно. Увы, но грузинское общество до сих пор поляризовано…

А у «Грузинской мечты» сейчас одна цель – удержаться у власти. Но выбор этот невелик, и нынешняя власть не сможет выступать вечно в образе двуликого Януса: отказаться от европейского пути либо выступить против России. Правительство Грузии находится в состоянии цугцванга, когда каждый его последующий ход может стать неверным и единственной может оказаться только дорога к волнениям и возможной революции внутри страны.

Ксения Сазонова, специально для newcaucasus.com