Немое Радио

2124

Уже больше года Марнеульское общинное радио не может получить лицензию на эфирное вещание от Государственной Комиссии по Коммуникациям Грузии. С ноября 2006 года передачи марнеульских радиожурналистов проходят через два динамика, которые установлены в наиболее многолюдных местах города. Комиссия по Коммуникациям дала разрешение вещать местному радио только 2 часа в сутки.

Стоит отметить, что Марнеульский район на 82% состоит из этнических азербайджанцев, большая часть из которых не понимает государственного языка Грузии.

Общинное «Радио Марнеули» появилось в районе в 2006 году, как проект тбилисской неправительственной организации «Студия Ре» и компания BBC World Service Trust. Гранты на новое радио в разное время выдавали представительство Еврокомиссии в Грузии, Посольство Великобритании в Грузии, и фонд Евразия. Однако сегодня зарплату сотрудникам радиостанции выплачивает Организация по Сотрудничеству и Безопасности Европы.

В самом Марнеули и его окрестностях появление местного радио восприняли вполне положительно.

«Если бы это зависело от меня, «Радио Марнеули» уже давно получило бы лицензию», говорит глава администрации Марнеульского района Заза Деканоидзе. «Есть проблемы, которые остаются невидимыми для департаментов нашей администрации. А журналисты выявляют эти проблемы, так что мы своевременно выявляем их. Поэтому мы приглашаем сотрудников радио на заседания администрации и охотно делимся с ними информацией».

«Изначально наш проект задумывался именно как общинное радио, – говорит креативный директор «Радио Марнеули» Камилла Мамедова. «В основном мы освещаем те новости, которые касаются жителей города. Это состояние воды, пенсии, состояние дорог и прочее».

Действительно, стоило только выйти к чайхане, как люди тут же начинают говорить о своих бедах…

– Нам выдали ваучеры на получение дров, но чтобы получить эти дрова, нужно ехать в такую даль, что дорога обойдется дороже, чем, если бы мы покупали дрова.

– Почему пенсия маленькая? Я 40 лет работал, а вместо достойной старости – 50 лари пенсии… Мне только на сигареты и хлеб хватает.

Про местное радио люди говорят с сожалением: «Летом здесь приятно сидеть в чайхане и слушать новости. Но вот зимой становится холодно, два часа не высидишь…»
В течение двух часов радио передает три информационных блока по пять минут каждый. Новости транслируются на трех языках: на азербайджанском, русском и грузинском.

«У нас мало людей, которые понимают грузинский язык. Поэтому очень важно, чтобы новости вещались на понятных для населения языках».

Из-за того, что люди не знают грузинского, они ищут новости на доступных для них языках. Поэтому город буквально усеян спутниковыми антеннами.
«Люди смотрят азербайджанское телевидение, потому что понимают этот язык», – говорит один из жителей города.

В кафе и чайханах Марнеули стоят телевизоры, которые транслируют азербайджанские каналы «Лидер», «АТВ», «ANS». Как говорят сотрудники радио, население Марнеульского района не только смотрит азербайджанское телевидение, но и активно участвует в SMS-голосованиях, которые проводятся на теле-шоу.

«В прошлом году во время конкурса «Ени Улдуз» (азербайджанский аналог «Фабрики Звезд») в полуфинал вышел один парень из Марнеули», – говорит журналист Заур Даргали. – «Тогда канал отключил Марнеульский район от своей системы SMS, иначе этот участник стал бы победителем».

Интересно то, что никаких препятствий для получения информации из Азербайджана у жителей Марнеули нет. Но вот о событиях в самой Грузии они знают мало. О разгоне митинга в Тбилиси 7 ноября многие узнали только из российских и азербайджанских программ.

«Когда проходят выборы, нас собирает директор школы и говорит, когда приходить голосовать», – объясняет ситуацию Ахмед, живущий в пригороде Марнеули.

Казалось бы, правительству выгодно лицензировать радио, которое интегрировало бы местное население в общенациональное информационное пространство. Однако «Студия Ре», которая и руководит проектом, никак не может добиться внятного ответа на вопрос – дадут лицензию радиостанциям в Марнеули и Ниноцминда (армянонаселенный регион Грузии) или нет?

В первый раз «Студия Ре» подала заявку на лицензию в ноябре 2004 года. Но тогда из Комиссии ответили, что спектр радиочастот пока еще не распределен среди регионов. Следующая заявка была подана уже в марте 2007 года. В ответ на эту заявку бывший председатель Комиссии Дмитрий Китошвили ответил, что для получения лицензии необходимо подать заявку и ждать два месяца, в течении которых государство должно объявить аукцион на запрашиваемую радиочастоту, и только после этого аукциона организация заявитель сможет купить эфир.

Однако времени аукциона так и не было назначено. Вместо этого Китошвили посоветовал просматривать Интернет-сайт Комиссии.

«Мы получили абсурдный ответ, с которым не можем смириться», – говорит руководитель «Студии Ре» Мамука Купарадзе. «В документе было сказано, что в случае если объявят аукцион на радиочастоту, то мы сами должны узнавать об условиях и сроках этого аукциона на сайте Комиссии. Но этот аукцион никто так и не объявил».

В третий раз «Студия Ре» подала заявление в октябре этого года, но и на этот раз никакой реакции от Комиссии не поступило.

Председатель Департамента вещания при Комиссии по Коммуникациям Гиоргий Ратишвили в ответ на запрос журналистов прямо сказал, что никакого заявления от Радио Марнеули на лицензирование к нему не поступало. Однако, когда в разговоре с ним ему заметили, что заявка поступала от «Студии Ре», Ратишвили заявил, что эти вопросы не входят в его компетенцию.

«Вам следует оформить письменный запрос на имя руководителя Комиссии – Георгия Арвеладзе. Он сможет дать ответ на этот вопрос».

Программный Менеджер проекта Общинного Радио Кетино Элизбарашвили считает, что проект выполнен как минимум на 50%.

«Мы воспитали новых журналистов, создали им возможность для дальнейшей работы… Тем не менее, одним из недостатков проекта можно считать, что его авторы не предусмотрели возможные трудности, связанные с законодательством Грузии. Тем не менее, мы считаем, что средства потрачены не зря».

Руководитель Студии Ре настроен более решительно: «Если нам не дадут нормального ответа, будет лицензировано радио или нет, то я или кто-либо другой обязательно подаст в суд на Комиссию по коммуникациям, чтобы она следовала законодательству».

Беслан Кмузов, специально для newcaucasus.com

ПОДЕЛИТЬСЯ